12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Наталья Васильевна349
2

Обобщение и систематизация изученного. Правописание приставок. 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Конспект урока «Обобщение и систематизация изученного. Виды орфограмм в приставках»

9 класс

Учитель русского языка и литературы Петрова Наталья Васильевна



Цели урока: создать условия для повторения видов орфограмм в приставках, овладения навыками определения вида орфограмм в приставках; формировать регулятивные навыки учащихся; формирование коммуникативной компетенции у школьников.


Оборудование: тетрадь, раздаточный материал (карточки, тесты), лист самоконтроля, проектор.



Ход урока.

Организационное начало урока.



Активизация познавательной деятельности.

- Распределите приставки на три группы по виду орфограмм. Преуменьшить, отчисление, растопить, безбрежный, приехать, подписать, премудрый, испить, сделать.

- Проверка выполнения.

1. Преуменьшить, приехать, премудрый.

2. Отчисление, подписать, сделать.

3. Испить, растопить, безбрежный.

- Написание какой группы приставок не зависит от глухости/звонкости первого согласного корня? (Группа 2).

- Написание какой группы приставок зависит от глухости/звонкости первого согласного корня? (Группа 3).

- Написание какой группы приставок зависит от значения слова? (Группа 1).



Формулирование темы и целей урока.

- Определите тему и цели урока. (Тема: «Виды орфограмм в приставках»; цель: научиться определять вид орфограмм в приставках, находить в тексте слово с приставкой определенного вида).

Тема: «Виды орфограмм в приставках».

Цель: научиться определять вид орфограмм в приставках, находить в тексте слово с приставкой определенного вида).



Оптимизация знаний по теме. Работа в группах.

- Вспомните и сформулируйте условия написания каждого вида приставок.

- Проверка выполнения.

Приставки в-, вы-, до-, за-, к-, над-, о-, об-, от-, пере-, по-, под-, с- всегда пишутся одинаково.

Перед звонкими согласными и сонорными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) пишутся приставки с буквой З: без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-.

Перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) пишутся приставки с буквой С: бес-, вос-, вс-, ис-, нис-, рас-, рос-, чрес-, черес-.

Приставка пре-:

- значение высшей степени качества или действия;

- значение «по-иному», «через»;

- пре- = пере-.

Приставка при-:

- пространственная близость;

- приближение, прибавление, присоединение;

- совершение действия не в полном объеме;

- доведение действия до конца;

- действие в чью-либо пользу.



В листах самоконтроля оцените по пятибалльной шкале уровень знания теоретического материала.

Лист самоконтроля.

Вид приставок

теория

практика

Приставки, не зависящие от условий написания.



Приставки на з/с



Приставки, зависящие от значения слова



Самостоятельная работа





Практическая работа. Работа в группах.



Карточка 1. В каком слове правописание приставки не зависит от глухости/звонкости следующего за ним согласного звука? Выпишите эти слова.

Извозчик, воспроизвести, бессилие, надбавочный, воззрение, отвозить, избирательный, расцветка, подвести, изворотливость, бесстрастный, низлагать.



Карточка 2. В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости следующего за ним согласного звука? Выпишите эти слова.

Отпугнуть, смолкнуть, растопка, отставание, подсознание, чрезвычайный, спутник, отходчивый, подходить, избалованный, сращивать, оттиск.



Карточка 3. В каком слове правописание приставки зависит лексического значения слова? Выпишите эти слова.

Обработка, преуменьшить, снижение, рассказать, придумать, рассольник, отмечать, прибрежный, встревожить, надписать, прибить, отметить.

- Проверка выполнения работы.

Карточка 1. Надбавочный, отвозить, подвести.

Карточка 2. Растопка, чрезвычайный, избалованный.

Карточка 3. Преуменьшить, придумать, прибрежный, прибить.

- Не забывайте оценивать свою работу.



Самостоятельная работа. Тест. «Готовимся к ГИА. Задание 4. Правописание приставок»

1. В каком слове правописание согласного на конце приставки не зависит от звонкости/глухости следующего согласного? 

1) Исчез 2) Исписать 3) Сгореть 4) Примириться


2. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:

1) Здравница 2) Известковый 3) Расставить 4) Несговорчивый


 3. В каком слове правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от звонкости следующего согласного?

1) Здание 2) Надземный 3) Подвести 4) Безжалостно


4. В каком слове правописание согласного на конце приставки не зависит от звонкости/глухости следующего согласного?

1) Расписать 2) Разбитый 3) Прислушаться 4) Отбиться


5. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»:

1) Преобразовать 2) Пришкольный 3) Преступник 4) Приоткрыть 


6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение»?

1) Приклеить 2) Приезжать 3) Приветствие 4) Призадумавшись


7. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) Прислушаться 2) Прекратить 3) Приключение 4) Прилетевший 


8. В каком слове правописание приставки равно значению - «очень»?

1) Причудливость 2) Пришепётывая 3) Премиленький 4) Пререкаться


9. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «ПЕРЕ-»?

1) Прерывать 2) Преспокойно 3) Предполагать 4) Премьера


10. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «близость, смежность»? 

1) Приглушённо 2) Приморский 3) Прицепиться 4) Притаившись 


Ответы:

1.3 6.1

2.3 7.4

3.4 8.3

4.4 9.1

5.4 10.2


- Проверка выполнения работы. Слайд 10. Оценивание работы.

«5» - 10 баллов.

«4» - 8-9 баллов

«3» - 5-7 баллов

«2» - менее 5 баллов.


Рефлексия. Закончите предложения.

- Я достиг поставленных целей, потому что …

8. Домашнее задание.

- Учитывая результаты листа самоконтроля, повторить теоретический материал.

- Сборник «Итоговая аттестация» автор Л.И. Мальцева. Упражнения 8, 9.


Приложение.

Лист самоконтроля.

Вид приставок

теория

практика

Приставки, не зависящие от условий написания.



Приставки на з/с



Приставки, зависящие от значения слова



Самостоятельная работа





Раздаточный материал.

Карточка 1. В каком слове правописание приставки не зависит от глухости/звонкости следующего за ним согласного звука? Выпишите эти слова.

Извозчик, воспроизвести, бессилие, надбавочный, воззрение, отвозить, избирательный, расцветка, подвести, изворотливость, бесстрастный, низлагать.



Карточка 2. В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости следующего за ним согласного звука? Выпишите эти слова.

Отпугнуть, смолкнуть, растопка, отставание, подсознание, чрезвычайный, спутник, отходчивый, подходить, избалованный, сращивать, оттиск.



Карточка 3. В каком слове правописание приставки зависит лексического значения слова? Выпишите эти слова.

Обработка, преуменьшить, снижение, рассказать, придумать, рассольник, отмечать, прибрежный, встревожить, надписать, прибить, отметить.



Тест. «Готовимся к ГИА. Задание 4. Правописание приставок»

1. В каком слове правописание согласного на конце приставки не зависит от звонкости/глухости следующего согласного? 

1) Исчез 2) Исписать 3) Сгореть 4) Примириться


2. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:

1) Здравница 2) Известковый 3) Расставить 4) Несговорчивый


 3. В каком слове правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от звонкости следующего согласного?

1) Здание 2) Надземный 3) Подвести 4) Безжалостно


4. В каком слове правописание согласного на конце приставки не зависит от звонкости/глухости следующего согласного?

1) Расписать 2) Разбитый 3) Прислушаться 4) Отбиться


5. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»:

1) Преобразовать 2) Пришкольный 3) Преступник 4) Приоткрыть 


6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение»?

1) Приклеить 2) Приезжать 3) Приветствие 4) Призадумавшись


7. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) Прислушаться 2) Прекратить 3) Приключение 4) Прилетевший 


8. В каком слове правописание приставки равно значению - «очень»?

1) Причудливость 2) Пришепётывая 3) Премиленький 4) Пререкаться


9. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «ПЕРЕ-»?

1) Прерывать 2) Преспокойно 3) Предполагать 4) Премьера


10. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «близость, смежность»? 

1) Приглушённо 2) Приморский 3) Прицепиться 4) Притаившись 




































Опубликовано


Комментарии (1)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 03.10.19 в 19:02 0Ответить Пожаловаться
Наталья Васильевна, материал урока очень хороший, но несколько устаревший, так как в ОГЭ уже нет задания на правописание приставок. Имею в виду часть Вашего урока - Самостоятельная работа. Тест. «Готовимся к ГИА. Задание 4. Правописание приставок»
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.