Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Предлог» (Русский язык, 7 класс)
Сценарий урока
по русскому языку в 7 классе по теме:
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Предлог». Формирование читательской грамотности».
Цель:1) создать условия для обобщения, систематизации и применения школьниками комплекса знаний по теме «Предлог».
2) содействовать развитию связной речи, умения работать с текстом, логического мышления, творческих способностей, орфографической зоркости;
3) воспитывать уважение к языку как культурному наследию нации, воспитывать культуру речи и письма, способствовать воспитанию стремления к системным знаниям по русскому языку, самостоятельности, ответственности, умению работать в группе, создать условия для творческой самореализации школьников.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Формирование читательской грамотности.
Форма организации: урок- обобщение знаний, работа с тестом
Работа в группе
Технологии: технология критического мышления, технология сотрудничества.
Ход занятия
Организационно-мотивационный этап:
Приветственное слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь нашим гостям, друг другу, пожелайте удачи, постарайтесь сохранить хорошее настроение на весь урок. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Формирование темы урока учащимися.
Ребята, работать будете в группе. Давайте вспомним правила работы.
В каждой группе один отвечает за работу всей группы. Он читает текст вслух, остальные следят. Один в группе читает задание, все высказываются. Вместе приходите к одному мнению. Затем решаете, кто будет отвечать. Сегодня мы с вами будем работать с текстами. Предлагаю первый из них. Здесь пропущены слова. Восстановите, пожалуйста, текст.
- В течение недели мы изучали тему…..(?). Вследствие некоторых трудностей возникла необходимость….(?). Несмотря на сложную задачу , мы уверены, что в продолжение данного урока успешно завершим эту тему.(прием «Письмо с дырками»
Прочитайте, что у вас получилось.
Слово учителя:
Итак, о какой части речи мы сейчас говорили? Знакома ли вам эта тема? Исходя из этого сформулируйте тему урока.
-Какую цель мы перед собой поставим?
-Запишите число, тему урока.
Перед вами стоит задача обобщить и систематизировать знания, умения и навыки. В ходе урока вам предстоит работать с текстом, выполняя ряд заданий. Работать будете в группах.
Этап актуализации субъектного опыта
“Стадия осмысления”.
- Что нам известно о предлоге? Давайте поместим все наши имеющиеся знания в «Корзину идей»: Обсудите в группе в течение 1 минуты, что вы знаете о предлоге, далее запишите это на доске. Записи не должны повторяться.
Составление кластера «Предлог» всем классом у доски.
- служебная часть речи,
- служит для связи слов в словосочетании,
- делится по способу образования на производные и непроизводные,
- по составу они бывают простые и составные,
- предлоги в русском языке употребляются с конкретными падежами,
- по значению они делятся на: временные, пространственные, причинные и т.д.
-неизменяемая часть речи
Итак, расскажите о предлоге.
Этап обобщения и систематизации:
1.Ребята, поработаем с отрывком . Обсудите в группе вопросы. Задания будете выполнять все одновременно, каждый высказывает свое мнение. Далее выполняете следующее задание и так далее. Отвечают по очереди.
- Прочитайте материал. Докажите, что это текст. Озаглавьте. Определите тему текста.
Лес и город. Город и лес. Порождения одной Вселенной. Такие разные и никак не совмещающиеся пока.
Город тянулся навстречу лесу, простирая в чащи уверенные щупальца-дороги, протягивая паутины проводов, неся гарь тяжелого дыхания. А лес неподвижно взирал на его осторожное, но настойчивое приближение. Лес не умел ни бояться, ни роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа. (Не)смотря на это, лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами. Лес по каплям копил чистую влагу и посылал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.
Город и лес. Торжество человека и торжество природы. С тех пор как рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам, силы их стали неравными. Кто знает, на протяжени… какого времени они будут считаться врагами. Кто знает, (в)течени… какого времени еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем.
(По Н. Никонову).
Анализ текста.
-Тема- (об отношениях города и леса).
-образы- (Лес и город)
- Можете ли вы сразу определить основную мысль текста? (сразу это сделать нельзя).
- Обратимся к главным образам.
- Какие ключевые слова раскрывают образ города?
- С помощью каких изобразительных средств автор создает образ города? (эпитетов, метафор, олицетворений)
- Какие краски появляются благодаря использованию этих изобразительных средств? (образ города создается с помощью темных тонов – выхлопных газов, темного дыма, серого железа; в обрисовке леса использованы светлые краски, от них словно веет свежим ветром).
- Теперь обратимся к грамматическим средствам создания образов. Какая часть речи чаще всего используется автором? (Глагол)
Работа с таблицей.
Город | Лес |
Действия | |
тянулся простирал протягивал тянул дышал (приближение) пил выбрасывал | взирал не умел ни бояться, ни роптать мог жить и ждать рассеивал разлагал возвращал копил слал |
- Автору удалось создать живые образы, но только ли о городе и лесе он говорит? Может быть, под образами города и леса подразумеваются что-то другое? (учащиеся высказывают предположения: город олицетворяет человека, его жадность, а лес – весь огромный мир природы).
- Какова же основная мысль текста? С какой целью написан текст?
- Для того чтобы каждый из нас не забывал, что является частью огромного мира и не может растрачивать и уничтожать то, что сам не создавал. Автор привлекает внимание читателя к проблеме уничтожения человеком живой природы, его естественной среды обитания).
VI. Физкультминутк
Если предлог производный – подняться на носки, руки вверх, если непроизводный – присесть, руки вперёд.
Навстречу, из-за, через, над, вследствие, от, в течение, вместо, по, навстречу, для, напротив, благодаря, о , из- под.
2.Задания по тесту по обобщению темы «Предлог» Работа выполняется в группе. Учащиеся распределяют задания. После выполнения проверяют друг друга.
1.выписать все предлоги и определить, какие они по составу (простые, составные)
2.распределить в 2 группы по способу образования (производные, непроизводные)
3.обьяснить правописание производных предлогов. По каким признакам их отнесли к предлогам
Ребята, умение писать правильно производные предлоги поможет вам выполнить задание 6 в ВПР.
VII. Рефлексия» Составьте синквейн к слову «Предлог» Прием «Графической переработки материала»
1.Предлог
2.служебный, неизменяемый
3.служит,связывает,употребляется
4.Связывает слова в словосочетаниях.
5.Часть речи
VIII. Этап информации о домашнем задании:
Подготовить сообщение (лингвистическую сказку) о предлоге
Вам могут помочь в подготовке материалы учебных CD и ресурсы Internet
IX. Оценивание
Ребята, оцените свою работу на уроке.
-Продолжите предложения
-Сегодня я узнал…
-Я смог…
-Теперь я могу…
-Было трудно…
-Я научился…