12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Плотникова Олеся Александровна683
Окончила с отличием Мичуринский государственный аграрный университет по специальности: педагогика и методика начального образования; квалификация: учитель начальных классов.
Россия, Тамбовская обл., с. Хобот-Богоявленское
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
7

Обобщение педагогического опыта на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях ФГОС"





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области







Обобщение педагогического опыта по теме

«Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»



Плотникова Олеся Александровна, учитель начальных классов



























Тема опыта: «Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сведения об авторе работы: Плотникова Олеся Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории филиала МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот-Богоявленское.

Условия возникновения, становления опыта.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.»

Китайская пословица.

В федеральном государственном стандарте общего образования и профессиональном стандарте педагогических работников определены требования к качеству образования. Одним из путей повышения качества образования учащихся является приобщение их к исследовательской и проектной деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность способна в полной мере удовлетворить познавательные потребности обучающихся в интересующих их областях знаний.

Актуальная задача образования – формирование и развитие универсальных учебных действий – решается в ходе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. К таким видам деятельности традиционно относят исследование и проектирование.

Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, невостребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться, даже в младших классах. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. Даёт ли такую возможность своим ученикам и педагогам современная школа? Долгое время школа стояла на принципах традиционного обучения и рассматривала ученика как объект обучения. Но с введением новых стандартов радикально изменилась позиция ученика.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Уже в начальной школе встречаю таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает результат своих усилий. Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Этим обусловлено внедрение исследовательской и проектной деятельности в образование ФГОС.

Актуальность опыта.

Прочитав высказывание Александра Ильича Савенкова о том, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи и самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, у меня возникли вопросы: “Могут ли мои ученики делать то, что часто с большим трудом делают ученики старших классов?” и «Исследовательская работа предназначена только для одаренных детей или любой ученик может стать исследователем». Сначала мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, казалась сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только началась реальная исследовательская работа с детьми.

За девиз взяла слова А.Н. Колмогорова «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Эти слова теперь звучат как мое педагогическое кредо.

Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.

Ведущая педагогическая идея опыта. Главной идеей своего опыта считаю выведение школьников на дорогу поиска, на раскрытие творческих способностей, открытие перспективы для будущего развития личности, способной к успешному обучению, повышение качества образования младших школьников.

Длительность работы над опытом. Длительность работы над опытом: 3 года. Исследования были проведены со всем классом и индивидуально в процессе основных учебных занятий, на занятиях кружка «Я – исследователь» или во внеклассной работе. Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена.



Диапазон опыта.

I этап. 2020-2021 г Теоретический.

1. Изучение литературы.

2. Пробные исследования, анализ результатов.

Изучив научную и методическую литературу по этой проблеме, я решила применить это на своей практике при работе с обучающимися начальных классов.

II этап. 2021-2022 г Теоретико-практический.

Внедрение в практику проектно-исследовательской деятельности во внеурочной время.

Изучение теоретического материала по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках.

Организация пробных исследований на уроках, анализ результатов.

III этап 2022-2023 г Практический.

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.

Теоретическая база опыта.

Проектная деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово «проект», оно означает «выброшенный вперед», «выступающий»,  «бросающийся в глаза». Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального практического результата.

Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики А.Я.Коменский высказал идею внесения в деятельность учащихся  исследовательского стимула для успешности обучения: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, дубы, буки, то есть чтобы они исследовали предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и он был связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником У. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через деятельность учащегося в соответствии с его личными интересами в этом обучению.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов во главе с русским педагогом С.Т. Шацким в 1905 году. Под его руководством была организована группа сотрудников-единомышленников, которые пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В послереволюционной  России метод проектов внедрялся очень широко и активно. Вероятно, тогда идеологи образования видели в нем преодоление академизма классической гимназии. Он получил развитие в творчестве педагога А.С.Макаренко. Но в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен постановлением ЦК ВКП (б). Существенно позже, в 1984 году, своеобразное развитие метода проектов произошло уже в рамках обучения взрослых. Д. Колб ввел представление об обучении через опыт. Это обучение, в котором выделяется четыре этапа:

- опыт, проживание некоторой ситуации;

- рефлексия произошедшего;

- обобщение результатов рефлексии, формирование понятий, концепций;

- проектирование – создание ситуаций нового опыта.

Такая схема стала популярной  в ситуациях обучения взрослых, хотя оказала большое влияние и на общее образование. Эта схема часто используется для характеристики обучения, ориентированного на самого обучающегося.

В настоящее время в России постепенно возрождается метод проектов, его применение связано прежде всего с идеей воспитания человека, умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнять. Вопросы применения в современных условиях метода проектов как средства активизации самостоятельной учебно – познавательной деятельности школьников получают отражение в трудах М.Ю. Бухаркиной, В. Гузеева, М.В. Моисеевой, А.П. Орешко, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и других.

Метод проектов активно используется уже более 100 лет. Проект всегда направлен на решение практической задачи. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реально вставшую перед ним проблему.

Остановимся на характеристике основных понятий, раскрывающих сущность метода проектов в истории педагогики и на современном этапе.

Проект есть ряд опытов детей, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах (У.Х. Килпатрик).

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают и применяют знания и умения в процессе совместного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов (Российская педагогическая энциклопедия).

Метод проектов – это совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной последующей презентацией этих результатов (В.П. Щеглова).

Метод проектов – способ достижения образовательной цели  через детальную разработку проблемы  (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С. Полат).

Современные педагоги: В.В. Давыдов, В.И. Андреева утверждают, что проектная деятельность успешно развивает интеллект, оригинальность мышления, творчество.

Интеллект – это мыслительная способность, умственное начало человека. (Ожегов).

Интеллект – общая познавательная способность, определенная готовность человека к усвоению, использованию знаний и опыта, также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Творчество (креативность) - относительно устойчивая характеристика личности, сущность которой составляют умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмысленному созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми (Психолог Домашенко И.А.)

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?

Начнём с понятия проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Основные этапы

Основными этапами проектной деятельности являются:

Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта.

Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей.

Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений.

Подготовка и защита презентации.

Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

Постановка цели и конкретных задач исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Выбор метода (методики) проведения исследования.

Описание процесса исследования.

Обсуждение результатов исследования.

Формулирование выводов и оценка полученных результатов.


Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.

В настоящее время проектно-исследовательская классифицируются:

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации.

По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников);

коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.

В практике используются следующие виды самостоятельных работ учащихся: доклады, рефераты, учебные исследования и проекты.

Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой, дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательства.

Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности: проведение каких-то опытов, собственные наблюдения, выводы.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт.

Таким образом, рассматривая исследование и проектирование с точки зрения продукта деятельности, можно констатировать, что проект предполагает какой-либо конечный ощутимый продукт (изделие, модель, информационный справочник), а в исследовании таковой продукт совсем необязателен.


Однозначных требований к условиям организации проектной деятельности в начальной школе нет, но за основу можно взять следующие основные принципы проектной деятельности, предложенные Е. С. Полат:

•        проект должен быть посильным для выполнения;

•        создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);

•        вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

•        обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);

•        обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.  

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

В соответствии с возрастными особенностями учеников должны быть подобраны задания для работы в форме игр и творческих упражнений.

На основе этих игр  необходимо формировать навыки действий и операций, позволяющие затем сформировать умение выстраивать действия в цепочки, приводящие к некоторому результату.

Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективна в этом плане внеурочная деятельность, благодаря которой   совершенствуется проектная и исследовательская деятельность учащихся.

В процессе работы над проектом или исследованием у школьников формируется комплекс умений:

• рефлексивные умения: уметь осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?; ставить цель и планировать ход ее достижения; контролировать последовательность выполнения плана, анализировать и оценивать процесс и результат своей работы; вносить коррективы в процессе деятельности.

• поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; сделать запрос о недостающей информации у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

• коммуникативные умения: организовывать коллективное планирование или участвовать в нем; взаимодействовать с любым партнером в группе при решении общих задач; осуществлять деловое партнерское общение; находить и исправлять ошибки в работе других участников группы; инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; находить компромисс; проводить интервьюирование, устный опрос и т.д.

• презентационные умения: выстроить монолог или диалог; держать себя во время выступления; проявлять артистизм; использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на вопросы.

Освоение каждого этапа проекта завершается формированием соответствующего исследовательского умения. Поэтому педагогу важно обеспечить прохождение всех этапов проекта.

Вывод: проведя анализ особенностей проектной и исследовательской деятельности, можно сделать вывод, что данные виды деятельности активизируют и мотивируют процесс обучения младшего школьника, помогают ему, пользуясь своими индивидуальными особенностями осуществлять деятельностный подход, выполняя требования ФГОС.  

Технология опыта.

Цель данного опыта – повышения качества образования через включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

Методические задачи работы в данном направлении:

Проанализировать, систематизировать, обобщить результаты и подвести итоги определенному этапу в своей профессиональной деятельности.

Обозначить приоритеты и перспективы развития описываемой проблемной области.

Рассмотреть суть метода проекта, изучив педагогические, психологические, методические литературные источники по данной теме.

Выявить наиболее продуктивные методы для достижения поставленной цели.

Использовать метод проектов в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.

Научиться планировать проектно-исследовательскую работу учеников в начальной школе.

Педагогические задачи работы:

Диагностика уровня сформированности проектных умений, исследовательских навыков среди учащихся.

Углубление теоретических знаний о проектно-исследовательской деятельности.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к данной деятельности в урочное и внеурочное время.

Формирование опыта сотрудничества, развитие коммуникативных качеств и способности к самоанализу и рефлексии.

Воспитание активности к участию в конкурсах различного уровня.

Воспитание у учащихся умений вести познавательную деятельность в коллективе.

Моя работа над темой «Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях реализации ФГОС» началась в 2020 году. В самом начале становления опыта возникли определенные трудности:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

трудно было привыкнуть к тому, что учитель не должен быть источником готового знания.

Чтобы устранить трудности в методике работы с учащимися по разным предметным областям, изучала литературу по теме опыта, участвовала в школьных методических объединениях, занималась самообразованием с использованием ресурсов сети Интернет, педагогической и методической литературы.

Свою работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся моего класса.

1.Диагностирование по изучению интересов и проектных умений учащихся.

Чем интересуюсь

Что знаю о проектной деятельности

Имею опыт проектной деятельности














Диагностирование по теме: «Предрасположенность детей к различным видам деятельности»

(по методике А. Хаан, Г. Каф)

Технические способности

22,22%

Музыкальный талант

33,33%

Способности к научной работе

33,33%

Артистичный талант

33,33%

Незаурядный интеллект

33,33%

Спортивный талант

33,33%

Литературное дарование

22,22%

Художественные способности

22,22%



На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. В начале мы шли от коллективных проектов к индивидуальным. Учащиеся учились работать в коллективе, затем в группах, парах и индивидуально. Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.

Первый проекты носили информационный характер, основной целью которых было научиться вычленять и находить необходимую информацию. Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого ребенка, - это возможность общения с родителями, одноклассниками, друзьями и т.д. Поиску и использованию разных источников информации надо целенаправленно учить школьников. На уроках поиск информации можно предоставить детям через самостоятельную деятельность, в качестве домашнего задания. Одновременно мы учились задавать волнующие нас вопросы. Затем мы перешли к проблемным вопросам, которые требовали не просто поиска информации, а целое исследование.

Учащиеся моего класса выполняли как индивидуальные, так и групповые, проекты на уроке и во внеурочной деятельности.  

Для организации познавательной деятельности также оптимально подходит урок (общения детей в рамках проектной деятельности). Введение метода проектирования на уроках лучше начать с обобщающих уроков, когда дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу, развитию их коммуникативных качеств. Использование метода проектов позволяет эффективно работать над решением данной задачи. Вовлекая детей в проектную деятельность, я создаю проблемную ситуацию, для решения которой предлагаю детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело. «Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта».

Последовательность работы над проектом:

1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.

2. Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)

3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.

4. Определение гипотезы.

5. Определение цели и задач проекта.

6. Составление плана работы над проектом.

7. Сбор информации: анализ предметной и дополнительной литературы, опрос, использование коммуникативных источников, посещение музеев, выставок, библиотек.

8. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

9. Подтверждение или опровержение гипотезы.

10.Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).

11.Защита проекта.

1 класс.

Подготовительный этап (творческие работы рисунки, устные рассказы, сбор информации по плану, составленному совместно с учителем).

В первом классе на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии, математики включала задания, направленные на общелогические умения (анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение).

Уделяю внимание умению учащихся самостоятельно работать на уроке, школьники учатся понимать и извлекать из текста и словаря нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания к упражнению и другим видам учебных работ. Даю своим ученикам задания, которые нужно выполнить совместно с родителями. Результатами такой деятельности стали работы многих учеников («Моё имя», «Моя семья», «Моё любимое животное», «Я и моё имя»).

2 класс.

Цель: развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Формы и способы в урочной деятельности:

-учебная дискуссия

-наблюдения по плану

-рассказы детей и учителя

-упражнения на развитие способов мыслительной деятельности

-мини-исследования

Во внеурочной деятельности:

-экскурсии,

-индивидуальное составление моделей и схем,

-мини-доклады,

-ролевые игры,

-эксперименты.

3 класс.

Дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, средства и способы, осознание логики исследования, развитие исследовательских умений.

Цели: увеличении сложности учебно-исследовательских задач, постановка и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов.

Формы и способы:

-мини-исследования,

-уроки-исследования,

-групповая работа,

-ролевые игры,

-самостоятельная работа,

-коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Дедушкины медали», «Моя родословная »),

-составление энциклопедий,

-наблюдение,

-анкетирование,

-эксперимент.

При внедрении метода проекта на своих уроках и внеурочной деятельности я использую следующие технологии: игровые технологии, технология групповой деятельности (модель «Групповая работа в классе»), информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология развивающего обучения, уровневая дифференциация в обучении на основе обязательных результатов, технология деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированная технология.

Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха. Методики должны быть доступны, достоверны, иметь наименьшую погрешность, не обязательно сложны, хотя освоенная сложная методика, выполненная на новейшем аналитическом оборудовании, даст дополнительный плюс при оценке работы.

Методы научного познания традиционно делятся на общие и специальные. Как правило, применение специальных методов требует от исследователя значительной специальной подготовленности. Общие методы, в отличие от специальных, используются в самых различных по предмету науках – от литературы до биологии и математики. К ним относятся: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы.

Теоретические методы:

а) Моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью.

б) Абстрагирование состоит в мыслительном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат – абстракцию. Процесс абстрагирования – это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции).

в) Анализ и синтез. Анализ – это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза не изолированы друг от друга, сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования – изучение специальной литературы по теории вопроса.

г) Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности – но уже в мышлении.

Эмпирические методы:

а) Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

б) Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.

в) Эксперимент – предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

Математические методы:

статистические методы;

методы и модели теории графов и сетевого моделирования;

методы и модели динамического программирования;

метод визуализации данных (функции, графики и т.д.).

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога. Для овладения основными методами, которые будут применены в исследовании, необходимо пройти подготовку. Подготовка к проведению может проходить как в форме спецкурса, так и в форме индивидуальных занятий. Этот этап предшествует, собственно, практической работе и являются его необходимой предпосылкой.

На своих уроках я использую следующие формы организации учебно-исследовательской деятельности:

урок-исследование;

урок-лаборатория;

урок — творческий отчёт;

урок изобретательства;

урок «Удивительное рядом»;

урок — рассказ об учёных;

урок — защита исследовательских проектов;

урок-экспертиза;

урок «Патент на открытие»;

урок открытых мыслей.

На уроке – исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования могут соответствовать начальному (урок “Образец исследования”), продвинутому (урок “Исследование”) или высшему (урок “Собственно исследование”).

Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. Исходя из этого, можно начинать с подготовительного этапа – теоретического изучения учащимися этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следует освоение ими процесса исследования на уроках “Образец исследования” (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках “Исследование”, а также с элементами исследования (этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках “Собственно исследование” (этап 3).

На уроках данного типа возможно использование разнообразных форм обучения учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

Структура урока-исследования включает несколько этапов:

актуализация знаний;

мотивация;

создание проблемной ситуации;

определения темы исследования;

формулирование цели исследования;

выдвижение гипотезы;

проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр учебных фильмов);

интерпретация полученных данных;

вывод по результатам исследовательской работы;

применение новых знаний в учебной деятельности;

подведение итогов урока;

домашнее задание.

Учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках – исследованиях:

выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

определение темы и цели исследования;

формулирование и отбор полезных гипотез;

определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

разграничение допущений и доказанных положений;

планирование эксперимента для проверки гипотез;

планирование результата;

проведение эксперимента;

конструирование моделей по собственному замыслу;

составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей обобщений, систематизации полученных результатов исследования; графическое изображение законов, правил;

установление связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных;

систематизация фактов, явлений;

интерпретация данных;

использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, принципа формализации;

установление аналогий;

формулирование определений и выводов на основе теоретических и практических исследований;

решение задач в новой ситуации;

написание творческого сочинения, реферата.

Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, я использую такие дидактические приемы, как «волшебный цветок незабудка» (каждый лепесток которого – это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?» и т.п.

Также применяю различные языковые задачки: во 2 классе – фонетические для исследования детьми удивительного мира звуков (эти задачки разработаны на основе русских народных сказок: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Морозко», «Иван-царевич и Серый Волк»); в 3 классе – морфологические («Приключения Буратино» и др.).

На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.).

Разнообразны творческие продукты проекта: в одних случаях это материальные продукты (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений» и др.), в других – интеллектуальные, творческие (песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу») и информационные (паспорт словосочетания, компьютерная презентация «Знаки препинания» и др.).







































Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области в с. Хобот-Богоявленское













Конспект урока-исследования по окружающему миру во 2 классе

«Осенние изменения в природе»









Подготовила и провела:

Плотникова О.А.,

учитель начальных классов





























2021-2022 учебный год



Цель урока: познакомить с осенними изменениями в природе.

Задачи урока:

выявить признаки подготовки растений к зиме на основе собственных наблюдений;

развивать умение наблюдать, анализировать свои наблюдения, делать выводы

воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Дети научатся:

выявлять признаки подготовки растений к зиме;

проводить наблюдения за осенними изменениями в жизни растений;

фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков;

следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии;

проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверки гипотез об изменениях в природе.

Формируемые УУД:

определять признаки подготовки к зиме лиственных деревьев, кустарников, хвойных деревьев и трав;

определить цель и план наблюдения;

фиксировать результаты наблюдений и опыта в предложенной форме (словесное описание, рисунок);

следовать инструкции (плану) проведения наблюдений;

выдвигать гипотезы;

собирать необходимую информацию и организовывать её в виде схемы;

делать обобщения.

Оборудование:  презентация, запись звуков живой природы, кроссворд, мяч, раздаточный материал, рисунок дерева (для рефлексии), папки для сбора растений, коробочки для плодов и семян, лупа, рабочие листы, лопатка.

Тип урока: урок-исследование.

Форма урока: экскурсия.

Межпредметные связи: литература, ИЗО, русский язык, технология

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

Актуализация знаний. Мотивация

Учитель читает стихотворение

Заунылый ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес

 

На ручей рябой и пёстрый

За листком летит листок

И струёй сухой и острой

Набегает холодок

Н.Некрасов

Учитель: О каком времени года идет речь? По каким признакам вы определили, что это осень?

Осень – самое печальное время года, но в то же время и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, художники и музыканты посвящают этой поре свои творения. Одних восхищает осенняя красота – " в багрец и золото одетые леса", "прощальная краса" природы, которая засыпает, чахнет, готовясь к долгой и суровой зиме.

III. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились подробно с таким важным осенним явлением в природе, как листопад. Что такое листопад? Какое он имеет значение?

Дети: Листопад – одно из приспособлений лиственных деревьев к зимним холодам. Листья испаряют много влаги, которую корни высасывают из земли. Если бы дерево продолжало эту работу зимой, то оно бы замёрзло.

Учитель: А какие ещё есть признаки подготовки растений к зиме? Попробуйте сформулировать ваши предположения, используя слова-подсказки. (Дано начало предложений для формулирования гипотез)

Большинство растений___________

Плоды и семена__________________

Окраска листьев_________________

Семена растений _________________

Дети выдвигают гипотезы. Учитель записывает слова на доске.

Учитель: Молодцы! Вы выдвинули много предположений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предположений, не все готовы принять их на веру. Как можно проверить выдвинутые гипотезы?

Дети: Собрать факты о том, как растения готовятся к зиме, и проверить гипотезы.

Учитель: Для того чтобы собрать факты, мы сегодня отправляемся в маленькое путешествие – на экскурсию. На экскурсии мы будем учиться собирать факты с помощью наблюдения.

IV. Исследование.

Придя в лес.

Учитель: Ребята, давайте тихо постоим и послушаем звуки леса.

Учитель: Какая сегодня погода? (Солнечная, пасмурная). Какое небо? (безоблачное, с небольшими облаками, сплошь покрыто тучами).

Учитель: Сильнее греет солнце, чем несколько дней назад? Какие признаки осени вы наблюдаете? (Изменили окраску листья, облетают листья). Как называется это явление? (Листопад)

Учитель: По-разному называют осень наши поэты. Она и хмурая, и дождливая, и грустная, и веселая. А для вас, осень, какая? С чем у вас ассоциируется осень?

Дети: (с ненастьем, со сбором урожая, желтым листопадом слякотью, моросящим дождиком, увядшей травой, холодным ветром,1сентября.)

Дети по очереди называют прилагательные, которыми можно описать осень.

Словарная работа.

Учитель: В ваших ответах прозвучало слово "золотая". Но что это означает? Золотая – значит из золота? (Нет, золотая – это эпитет, который описывает главную "краску" осени – желтый.)

Какие еще вы можете вспомнить примеры, где слово "золотой" употребляется в переносном смысле?

Дети: Золотая голова, золотые руки.

Физминутка: Учитель кидает мяч ученикам, и те по очереди должны называть признаки осени (листья опадают, птицы улетают, животные готовятся к спячке и т.д.).

Работа в группах

Исследование. Сбор фактов.

Учитель: Дети давайте сформируем группы. На березке в лесу висят желтые бумажные листья задания для 1 группы, которые будут наблюдать листопад. 2 группа ваше задание находится на клёне, распространение плодов и семян. 3 группа будет исследовать деревья, которые сбрасывают листву и хвойные деревья, ваше задание на ёлочке. Для 4 группы задание на кусте барбариса они будут исследовать зимующие почки. Подойдите и выберите то, которое вам более интересно. Группы готовы к работе. Каждая группа получает следующий материал:

Рабочий лист для записи фактов (в виде листа) с заданием.

Папки для сбора растений.

Коробочки для плодов и семян.

Лопатки.

«Помощник представления».

Алгоритм работы группы.

1.Рассмотри рабочий лист.

2.По цепочке прочитайте вслух в группе каждый пункт рабочего листа.

3.Напишите напротив каждого пункта имя члена группы, чтобы каждый принимал участие в работе и знал, когда и что он сделает.

4.Роли распределены, можно приступать к работе

Как только группы закончили исследование, ученики идут в класс.

2.Обмен информацией.

Отчет по группам.

Каждая группа представляет отчёт с помощью «Помощника представления работы».

1 группа

1. Мы изучали опавшие листья и выяснили, что листопаду предшествует изменение окраски листьев.

2. Мы сделали вывод, что при ветре листьев опадает больше, чем в затишье.

2 группа

1. Мы изучали распространение плодов и семян и выяснили, что ветер переносит семена на другое место в землю.

2. Мы сделали вывод, что семена будут зимовать под снегом или в траве. Плоды являются кормом для животных и птиц. Птицы переносят семена на большие расстояния

3 группа.

1. Мы изучали сбрасывание листвы у лиственных деревьев и у хвойных и выяснили, что сбрасывают листву только лиственные деревья.

2. Мы сделали вывод, что у хвои маленькая поверхность испаряется мало влаги. Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает от замерзания.

4 группа

1. Мы изучали зимующие почки у веток и травянистых растений и выяснили, что у травянистых растений в пазухе листьев зеленые почки расположены прямо у земли.

2. Мы сделали вывод, в земле остаются корни с почкой, а весной из почки разовьётся новое травянистое растение.

После представления отчёта каждой группы учитель записывает на доске ту особенность подготовки растений к зиме, которая была выявлена в ходе наблюдения.

На доске появляется следующий перечень признаков подготовки растений к зиме:

сбрасывание листвы;

созревание плодов;

распространение семян;

образование зимующих почек.

3. Организация, связывание информации.

Учитель: Ребята, для проверки достоверности выдвинутых гипотез необходимо уточнить, какие из выделенных признаков подготовки к зиме характерны для всех групп растений, а какие относятся только к некоторым. К каким группам можно отнести растения, у которых мы наблюдали признаки подготовки к зиме?

Дети: Мы наблюдали признаки подготовки к зиме у лиственных деревьев, хвойных деревьев, кустарников и кустов.

4. Обобщение.

Учитель: Как вы теперь можете ответить на вопрос: как готовятся к зиме растения? Какие важные признаки подготовки растений к зиме?

Дети: Растения готовятся тоже к зиме. Происходит сбрасывание листвы, созревание плодов, распространение семян, образование зимующих почек.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Молодцы. Нам осталось только сравнить полученные выводы с гипотезами, высказанными вами в начале урока. Итак, какие предположения о подготовке растений к зиме вы смогли подтвердить, а какие опровергнуть?

Учитель вместе с детьми исправляет ошибки в сравнительной таблице.

Большинство растений_____(увядает)

Плоды и семена ________(зреют)

Окраска листьев_______(изменяется)

Семена растений _______(разносятся, сохраняются в плодах)

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Каким способом мы получили новые знания?

Дети: Мы получили новые знания с помощью собственных наблюдений

Посмотрите на доску, нашему дереву не хватает листиков. Кто считает, что на уроке все получалось - прикрепляет красный листик. Кто недоволен своей работой – жёлтый, а если вам на уроке было скучно - прикрепите зеленые листочки. Посмотрите, какое замечательное осеннее дерево получилось у нас!

Проверим, чем и насколько запомнился вам урок (начало предложения появляется на экране):

Мне понравилось….

Я хотел бы узнать про …

Новым для меня стало …

VI. Домашнее задание

Сочинить сказку об осени.

Спасибо за урок.











































Игровой прием «Незабудка-проект»

Посмотрите, это незабудка. (Учитель показывает изображение цветка.)

Как можно объяснить его название? (Незабудку нельзя забыть, возможно, из-за красоты, а может, он чем-то полезен.)

Вы только что высказали несколько гипотез, предположений.

Наша незабудка поможет запомнить самые главные слова, самые нужные для проектной работы.

В центре цветка написано слово тема, а на лепестках указаны другие понятия: цель, задача, гипотеза, информация, продукт, презентация.

(Каждый лепесток открепляется и может быть учителем заменен в соответствии с темой, целью и задачами занятия. На обратной стороне лепестка дается толкование термина.)

Ребята, объясните эти термины примерами из своего жизненного опыта. Где вы слышали эти слова? (Возможные ответы: тема урока, цель при стрельбе, задача по математике, информация по телевизору, продукты в магазине, презентация новой книги.)







































Этапы мини-проекта «Любимый портфель» (1 класс):

1. Сбор информации (сведений, материала)

«Поисковик» – так мы назовем эту работу.

Кому необходимы портфели? (Школьникам, студентам, начальникам, дипломатам.)

От чего зависит выбор модели? (От возраста, рода занятий, вкуса.)

Родители сами выбрали портфель или узнали ваше мнение? (Да, спросили меня.)

Какие модели портфелей бывают? (Рюкзак, ранец, сумка, дипломат, кейс и т. д.)

Итак, вы постараетесь узнать как можно больше о предмете, о желанной вещи: какие портфели сейчас в моде (фасон, цвет, модели для мальчиков и отдельно для девочек, а также многое другое), где можно купить лучшие образцы.

Кого вы об этом спросите? (Родителей, одноклассников, учителя, соседа, продавца в магазине.)

Из каких источников вы сможете еще больше узнать о портфелях? (Газеты, журналы, книги, интернет.)

2. Исследование

Изучение источника, опрос, интервью – это разные методы исследования.

Что важно для вас и для ваших родителей при выборе портфеля? (Красивого цвета, интересный по форме; удобный, легкий, ортопедическая спинка.)

Что такое ортопедическая спинка? (Жесткая, твердая стенка в портфеле.)

Зачем эта деталь нужна? (Для здоровья ученика: чтобы сохранить правильную осанку.)

Ортопедическую спинку придумали ученые тогда, когда портфели стали слишком тяжелыми от книг.

А вы когда-нибудь взвешивали свои портфели? (Нет.)

Проведем эксперимент.

Эксперимент – это опыт, который ставится для изучения, исследования чего-либо.

(Учитель и ученики определяют вес портфелей с помощью ручных или напольных весов.)

А какие еще наблюдения, какие опыты можно провести,чтобы определить, насколько надежен и удобен портфель?

(Ответ. Промокает ли он; протирается ли материал, из которого он изготовлен; сохраняется ли цвет; проверить прочность застежек, лямок, карманов.)

3. Результаты исследования. Итоги

Смогли бы вы придумать и нарисовать свою модель портфеля? (Ответы детей.)

Тогда вы изготовили бы макет-продукт своего мини-проекта Любимый портфель.

Продукт – это все, что придумано и сделано, создано, изготовлено.

Нам остается сделать выводы.

Вывод – это логический итог рассуждений, умозаключение.

К каким выводам вы пришли? Какая модель портфеля для

вас самая лучшая и почему? (Ответы детей.)

Нам теперь многое в связи с портфелем понятно. Но мы не хотим, чтобы наши труды пропали. Пусть все, что мы узнали и сделали, послужит другим. Мы разработали проект Любимый портфель. Теперь оформим его и представим публично, то есть покажем другим, ознакомим с ним других. Иначе говоря, устроим презентацию.

Презентация – это публичное представление чего-либо нового, вновь созданного; это способ представления новой информации.

Но мы ведь не только продемонстрируем, покажем, представим собравшимся нашу работу. Мы будем так рассказывать, чтобы всех убедить: наши исследования верные, наши выводы правильные. Мы будем защищать то, что сделали. Следовательно, на презентации произойдет защита проекта (то есть можно сказать, что презентация и есть защита проекта).

Вот что нам помог узнать и понять волшебный цветок. Принесите на следующее занятие тетради в клеточку. В них мы нарисуем незабудку-проект.











































Лингвистическое исследование занятия «Чудо из чудес» (1 класс)

А теперь давайте представим, как будет исследовать слово портфель ученый-лингвист. Лингва (лат.) означает язык.

Лингвист – это языковед. Тот, кто глубоко изучает языки.

Сейчас у нас будет небольшое лингвистическое исследование.

Этот вид работы мы назовем Библиографический поиск. Библиограф –это человек, который помогает отыскать необходимую информацию. Есть такое выражение: кто владеет информацией, тот владеет миром. Сделаем это девизом нашего курса на пути к грамотности.

У нас теперь будет чудесный стол знаний – справочный стол, на котором навсегда расположились самые популярные справочники и энциклопедии, необходимые нам для пополнения знаний.

Вначале ученый-лингвист посмотрел бы в толковый словарь С.И. Ожегова, чтобы узнать лексическое значение слова портфель.

Давайте выберем дежурного библиографа, который будет помогать находить необходимый источник. (Библиограф на каждом занятии другой, чтобы каждый ребенок попробовал себя в этой социальной роли, смог освоить методику работы со справочной книгой.) Он сразу получает от нас специальный почетный знак с надписью Библиограф. (Нужно заранее изготовить знак. Желательно, чтобы он был красивым. Знак станет дополнительной психологической поддержкой в работе с новой информацией.)

Библиограф, помогите мне, пожалуйста, найти толковый словарь на справочном столе.

(Пока ребенок только подает необходимый словарь. Учитель сам читает информацию по заранее сделанным закладкам.)

Итак, посмотрим, что написано в толковом словаре С.И. Ожегова.

Портфель – род жесткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг.

Потом ученый обратится к историко-этимологическому словарю П.Я.Черных. Вот что написано в этом словаре о происхождении слова портфель.

Восходит к французскому слову, которое означает носитель, держатель листовой бумаги, бумажных листов.

В орфографическом словаре исследователь проверит правильность написания этого слова. Хотя в орфографическом словаре обычно указывается ударение, можно заглянуть еще в специальный словарь ударений.

Вместе с ученым-лингвистом мы многое узнали о слове портфель, пользуясь словарями. Вот так же мы будем рассматривать с разных сторон какие-то вопросы, решать какие-то проблемы.

У нас будут такие научные работы, такие проекты: Наш помощник – язык≫, ≪Мир слов≫, ≪Добрые звуки≫, ≪Живые буквы≫.

Как вы думаете, о чем эти проекты? Что нужно будет исследовать? (Нашу речь, наш русский язык.)

Что вы уже знаете и умеете? (Ответ. Мы говорим по-русски, знаем алфавит, умеем читать и писать.)

IV. Язык как средство общения

Землю населяют разные живые существа, от микроскопических бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Этот дар называют божественным, бесценным, бессмертным. Речь называют чудом из чудес!

Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Зачем нам нужна речь? (Ответ. Чтобы общаться, что-то узнавать, передавать какую-то информацию, обмениваться мыслями.)

Писатель В.Г. Короленко утверждал: «Слово – не игрушечный шар, летящий по ветру. Это – орудие работы».

Как вы понимаете это высказывание? (Ответ. Слова нужны, чтобы человек мог получать информацию для работы, для жизни и чтобы его понимали другие люди.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

В чем назначение этих видов речи? (Ответ. Устной речью человек пользуется, когда говорит и слушает, а письменной – когда пишет и читает.)

Предлагаю вам (тем, кто желает) подготовить небольшое устное или письменное сообщение на одну из следующих тем (список будет находиться на информационном стенде).

1. Язык и речь – одно и то же?

2. Как возник язык?

3. Какие языки есть на свете?

4. Какими были школы в древности?

На занятиях мы раскроем содержание этих тем, а о дополнительных удивительных фактах по ним вы сможете рассказать через месяц на защите проекта «Наш помощник – язык».































Система оценки проектных работ

Очень важным моментом является вопрос оценивания проекта. «Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимальности их числа и доступности для учащихся каждого возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии оценки должны быть известны всем проектантам до защиты». Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми.

Система оценивания знаний и умений учащихся

Критерии оценивания исследовательских работ


Оценка текста работы

Баллы

1

соответствие названия содержанию работы

0-1

2

новизна и актуальность

0-1

3

обозначение целей и задач исследования, выдвижение гипотез

0-2

4

представление результатов проведённых опытов и экспериментов

0-2

5

логика изложения

0-1

6

творческий подход

0-2

7

наличие выводов, глубина проработки темы

0-2

8

культура оформления работы

0-2


Оценка выступления


1

четкость изложения

0-1

2

изученность, понимание материала

0-2

3

аргументированность выводов

0-1

4

культура речи

0-1

5

полнота ответов на вопросы

0-2

6

наглядность, качество компьютерной презентации

0-2

7

соблюдение регламента

0-1

8

поощрительный балл (по решению эксперта)

0-2


Итого:

0-25









Критерии оценивания проектов


Оценка текста работы

Баллы

1

соответствие названия содержанию работы

0-1

2

новизна и актуальность

0-1

3

обозначение целей и задач проекта, этапов реализации

0-2

4

обозначение конечных ожидаемых результатов реализации проекта

0-2

5

логика изложения

0-1

6

творческий подход

0-2

7

наличие результата (продукта)

0-2

8

культура оформления работы

0-2


Оценка выступления


1

четкость изложения

0-1

2

изученность, понимание материала

0-2

3

аргументированность выводов

0-1

4

культура речи

0-1

5

полнота ответов на вопросы

0-2

6

наглядность, качество компьютерной презентации

0-2

7

соблюдение регламента

0-1

8

поощрительный балл (по решению эксперта)

0-2


Итого:

0-25

В соответствии с принятой в МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Хобот-Богоявленское системой оценки выделяется пять уровней сформированности навыков проектной деятельности:

Первичные баллы

Уровень

22-25

Высокий

17-21

Повышенный

13-16

Базовый

8-12

Пониженный

1-7

Недостаточный







Публикации об опыте работы

Опубликована статья «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время в современной школе» в сборнике «Инновационные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в современной школе» (Тамбов, 2020 г.)

Опубликована статья «Экскурсия – основа формирования исследовательских умений младших школьников» в сборнике «Инновационные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в современной школе» (Тамбов, 2021 г.)

Опубликована статья «Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения с использованием возможностей МЭО» в сборнике «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся как путь самореализации и развития талантов» (Тамбов, 2022 г.)

Публикации обучающихся

Опубликована статья «Исследовательская работа «Рецепт здоровья» в педагогическом сообществе «Урок.РФ» (2020 г.)

Участие в научно-практической конференции

XVI областная открытая научно-практическая конференция работников системы образования «Путь в науку»: «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся как путь самореализации и развития талантов».

Вывод: в начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиваются способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми. Задача учителя – организовать учебный процесс так, чтобы общие учебные умения и навыки стали основой для получения знаний.













Результативность данного опыта

ТАБЛИЦА №1

Результаты промежуточной аттестации учащихся по математике

во 2 классе

Учебный год

Класс

Предмет

Общее число обучающихся в классе

Количество обучающихся, получивших оценки «4», «5» по результатам контрольных работ

Доля обучающихся, получивших оценки «4», «5» по результатам контрольных работ

Доля обучающихся, получивших оценки «3», «4», «5» по результатам контрольных работ

2020-2021

1 «з»

математика

9

-

-

-

2021-2022

2 «з»

математика

9

7

77,78%

100%



Вывод: внедрение исследовательской и проектной деятельности в учебную деятельность способствует повышению качества знаний учащихся. У учащихся 2 «з» класса повысилась успешность обучения, повысился интерес к учебе.























ТАБЛИЦА №2

Результаты учащихся по математике в межаттестационный период

Учебный год

Уровень успеваемости учащихся по математике по итогам учебного года,

в %

Уровень успеваемости учащихся по математике по результатам ВШК,

в %

Уровень качества знаний учащихся по математике по итогам учебного года,

в %

Уровень качества знаний учащихся по математике по результатам ВШК (итоговые контрольные работы, %




2020-2021

-

-

-

-

2021-2022

100

100

77,78

77,78



Вывод: уровень успеваемости учащихся остается стабильным - 100%. Уровень качества знаний за последние 3 года повышается.



























ТАБЛИЦА №3

Результаты диагностики уровня мотивации учащихся на изучение предмета


Динамика количественных показателей результатов анкетирования  «Интерес к предмету» за 3 года обучения в начальном звене среди учащихся одного и того же класса.


2020-2021 уч. г.

(1 класс)

2021-2022 уч. г.

(2 класс)

2022-2023 уч. г.

(3 класс)

55,56

66,67

75

Вывод: положительная динамика в представленных показателях свидетельствует об увеличении интереса к предмету с переходом в более старшие классы.



ТАБЛИЦА №4

Результативность участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах и состязаниях различного уровня

Год

Муниципальный уровень


Название конкурса, олимпиады

Участники

Победители и призёры

2020-2021

Муниципальный конкурс детского творчества по безопасности дорожного движения среди обучающихся образовательных организаций района «Дорога глазами детей» (основание: приказ № 187 от 27.10.2020 г.)



1

2022-2023

Муниципальный этап регионального конкурса детского творчества по безопасности дорожного движения среди обучающихся образовательных организаций района «Дорога глазами детей»


1

Районный конкурс видеороликов «Безопасная дорога детям»


3

Муниципальный этап областного конкурса детского фото и видео творчества «Взгляд»

3

2

Муниципальный этап II Всероссийского детского экологического форума «Изменение климата глазами детей – 2023»


3

Муниципальный этап Всероссийского конкурса на лучший «Снежный городок Эколят»


8

Муниципальный этап Епархиального творческого конкурса «Пасха красная»


1

Муниципальный этап 7 областного конкурса одаренных детей систем дошкольного и дополнительного образования детей «Искорки Тамбовщины»

2

1

Муниципальный этап регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»


1

Муниципальный этап Всероссийского детского творческого школы-конкурса в сфере развития и продвижения территорий «Портрет твоего края»


3

Региональный уровень

Год

Название конкурса, олимпиады

Участники

Победители и призёры

2020-2021

Областной конкурс в рамках акции «Укрась живую ёлку»

1


Региональный смотр-конкурс работ изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Тамбовские узоры» (приказ от 29.03.2021 г. № 138-ОД)

3

1

Конкурс творческих работ «Зажги свою победную звезду!»

1


Дистанционный интернет-конкурс изобразительного творчества «Сельское хозяйство глазами детей»

5

1

2022-2023

Межрегиональный эколого-просветительский конкурсный проект «Заповедный калейдоскоп»

1

3

Региональный конкурс детского творчества «Динамо глазами детей»


1

Региональный фоточеллендж

«Тамбовщина в объективе»


1

Творческий конкурс в рамках областной экологической акции «Покормите птиц зимой»

3

5

Федеральный уровень

Год

Название конкурса, олимпиады

Участники

Победители (лауреаты)

2020-2021

Всероссийский социальный детский конкурс «Поколение «За!»

1


Межпредметная онлайн-олимпиада «Дино»

1

2

4 международная онлайн-олимпиада по математике для ученков 1-11 классов

1

2

Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги»

1

3

Всероссийская онлайн-олимпиада

«Олимпийские игры на Учи.ру по математике»

2

2

2021-2022

Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству

1

1

Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги»

7

1

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по экологии

1

7

2022-2023

Всероссийский конкурс детского творчества «Динамо глазами детей»


1

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку

3

2

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру «Безопасный интернет»

2

6

Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги»

3

5

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку и литературе для учеников 1-9 классов

2

1



Вывод: участие в конкурсах и олимпиадах – залог успеха учеников. Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Участие в конкурсах и олимпиадах оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности. Участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребенку расширить свой кругозор, углубить знание по предмету.

Вывод работы над данной темой.

От исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов.

Результат проделанной работы:

-усилилась мотивация учебной деятельности;

-изменяется качество учебного процесса в связи с исследованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);

-повысилась успешность обучения;

-повысился интерес учащихся к учебе;

-в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширился их кругозор;

-учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;

-дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний; наблюдается интеллектуальный рост.




Список использованной литературы

1.Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования/ В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.

2.Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения / В.В. Гузеев //Директор школы. - 2010. - № 6. – С. 26-35.

3.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2011. - № 7. – С. 151-157.

4.Савенков А.И. Организация проектной деятельности в начальной школе / А.И. Саенков. - М.: Просвещение, 2007. – 385 с.

5.Гуленко Н. Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе / Н.Н. Гуленко // Образование в современной школе. – 2004. - №12. – С. 15-30.

6.Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций / Е.М. Гурвич // Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2001. - № 5. - С. 68-80.

7.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

8.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // «Народное образование». – 2011. - № 7. – С. 130-136.

9.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др. Под ред Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2011, - 224 с.
















































Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Калягина Ирина Владимировна, 08.07.23 в 11:36 2Ответить Пожаловаться
Олеся Александровна, спасибо за содержательную и красиво оформленную статью!
Елена Владимировна, 08.07.23 в 14:43 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за распространение опыта, Олеся Александровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.