12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Попова Елена84








ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»








Педагог – Попова Елена Ивановна






Возраст детей:11-14 лет

t1594100426aa.jpgСрок реализации: 3 года
























t1594100426ab.pngЛитературное краеведение помогает в привычном

обыденном окружении обнаружить высокую культурную

тенденцию… Культура начинается с памяти. Человек, чув-

ствующий слои прошлых времён, которые его окружают,

повседневно не может вести себя как дикарь.Литератур-

ное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в

непосредственной, конкретной, нагляднойформе

В. Г. Маранцман


Пояснительная записка


Актуальность программы

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения основная образовательная программа основного общего образования должна реализовываться образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность, которая организуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Таким образом, необходима интеграция основного и дополнительного образования. Дополнительное образование играет важнейшую роль в развитии у подрастающего поколения творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой.

Большим потенциалом для развития личности обучающихся обладает краеведение. Своими корнями краеведение уходит в далёкое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, художественное наследие, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, литературного, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Наиболее эффективным средством формирования у обучающихся духовно-нравственных, патриотических, интернациональных, культурных черт является литературно-краеведческая работа. Литературное краеведение, краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к миру неизвестного.

В соответствии с базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РБ в школах республики изучается интегрированный курс «История и культура Башкортостана» в младшем и среднем звене, но при этом не прослеживается взаимосвязь с русской литературой, культурой, историей. А организация культурного взаимодействия народов, формирование толерантности не только обучающихся, но и людей всех возрастов является сегодня актуальной проблемой, потому что сложные процессы, происходящие в современном мире, приводят и будут приводить к росту интенсивного соприкосновения различных культур.

В этих условиях возникает необходимость поликультурного образования с использованием принципов диалога культур. Такое литературное образование способствует взаимообогащению, объединению национальных литератур, формированию чувства равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивает культурный диалог представителей различных национальностей, является одним из важнейших условий стабильного развития нашего многонационального государства.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили необходимость организации деятельности кружкового объединения и разработки и внедрения в практику школьного образования программы «Литературное краеведение» для обучающихся 5-7 классов.


Новизна программы

Обучение на кружковом объединении строится не на основе учебника, а на основе реальных текстов культур.

Практический опыт показывает, что нестандартность формы организации занятий (в основном это проектно-исследовательская деятельность) способствует созданию творческой атмосферы и психологического комфорта, повышает мотивацию к учению. Определение своеобразия каждой из сопоставляемых культур в технологии занятий вводит обучающихся в мир ценностей, развивает уважение прав других в своей собственной школе, селе (городе), регионе, стране, мире.

Программа включает материал как рекомендованный школьной программой, так и не затрагиваемый в школьном курсе, что также вызывает интерес у обучающихся.

Работа по программе способствует повышению квалификации учителя. Занятия дают богатый материал для рефлексии и последующей деятельности педагога.


Цель программы:

познакомить обучающихся с литературным краеведением как разделом науки об истории и литературы;

сформировать у обучающихся основы знаний по литературному краеведению села Октябрьское, Стерлитамакского района, Республики Башкортостан;

способствовать укреплению национальных традиций и воспитанию гражданственности, духовной нравственности и патриотизма молодого поколения.


Задачи программы:

обучающие

дать обучающимся базовые знания по художественному творчеству родного края;

создать у обучающихся представления об особенностях культуры и быта русского, башкирского и других народов, проживающих в Башкортостане;

развивающие

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае;

адаптировать обучающихся к реальной деятельности, к местной социокультурной ситуации;

ориентировать обучающихся при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

формировать способность готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;


воспитательные

развивать духовно-нравственные качества, патриотическое отношение к России и своему краю, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю, пробуждать чувство деятельной любви к родному месту жительства;

воспитывать чувство гордости и принадлежности к истории и художественному творчеству родного края;

укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей: изучение художественного творчества через семейные архивы, рассказы бабушек и дедушек, родственников.


Дидактические принципы построения и реализации программы:

принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

принцип систематичности и последовательности: построение и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от хорошо известного к неизвестному»;

принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

принцип природосообразности: построение и корректировка задач развития с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

принцип интереса: построение и корректировка универсального содержания программы с опорой на детские интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.


Программа рассчитана на учащихся 5 – 7 классов, срок реализации 3 года.

1 год обучения – УНТ. Сказки, легенды, предания, детский фольклор.

2 год обучения – обычаи и обряды русского, башкирского и других народов Башкортостана. Обрядовый фольклор.

3 год обучения – литературная жизнь Башкортостана.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Раздел, тема

Количество часов


Теория

Практика

Экскурсии

Всего

Формы аттестации

1.

1.1.


1.2.

1.3.

Устное народное творчество

Характерные особенности русского и башкирского народного творчества

Верования русского и башкирского народов

Сказители и сэсэны

6

1


3

2

1

-


1

-






7

1


4

2


2.

2.1.



2.2.










2.3.




Малые фольклорные жанры

Основы организации собирательской деятельности пятиклассников по изучению фольклора

Русские и башкирские пословицы и поговорки.

Проект «Магия числа»

Сбор и систематизация материала:

1. Числа в русских пословицах, поговорках и загадках

2. Числа в башкирских пословицах, поговорках и загадках

3. Числа в художественных произведениях, которые мы изучили

4. Числа вокруг нас

Русские и башкирские загадки

Проект «Цветные загадки»

Сбор и систематизация материала:

1. Русские и башкирские загадки с использованием цвета

2. Составление сборника «Цветные загадки»

7

2



2










2

1

15

1




8










6


















22

3



2

8









2

7















Защита проекта




Защита проекта

3.

3.1.


3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

Сказки

Определение жанра. Роль поэтического вымысла в сказке. Системы образов. Композиция сказок

Волшебные сказки

Сказки о животных

Социально-бытовые сказки

Богатырские сказки

«По дорогам сказок». Итоговое занятие

5

1


1

1

1

1

-

20

2


5

4

4

4

1









25

3


6

5

5

5

1


4.

4.1.


4.2.

4.3.

4.4.

4. 5.

Эпос

Башкирский и русский народный героический эпос. Определение жанра

Кубаиры

Хикаят

Киса

Былины

1

1


-

-

-

5

-


1

1

1

2








6

1


1

1

1

2


5.

5.1.

5.2.

5.3.

Кулямасыи анекдоты

Национальное своеобразие жанра

Юмор и сатира в кулямасах

Анекдоты

3

1

1

1

2

-

1

1





5

1

2

2


6

6.1.

6.2.

6.3.








6.4.

6.5.

Детский фольклор

Колыбельные песни

Считалки. Скороговорки.

Проект «Вырабатываем дикцию при помощи скороговорок»

Сбор и систематизация материала:

1. Скороговорки – шуточный жанр народного творчества

2. Скороговорки – помощницы

3. Составление сборника скороговорок, улучшающих дикцию

Народные игры

Проект «Игры и забавы моих сверстников»

(по прочитанным книгам)

Подготовка и систематизация материала

6

1

2

-








2

1

20

2

3

6








5

4














26

3

5

6








7

5










Защита проекта



Защита проекта

7.

Проект «Моя Родина (моя малая Родина)»

Сбор и систематизация материала:

1. Образ Родины в художественных произведениях

2. Образ Родины в живописи

3. Образ Родины в музыкальных произведениях

4. Создание коллажа «Моя Родина»

5. Подготовка презентации

2

6


8







Защита проекта

8.

Символика РФ и РБ

2

1


3


9.

«Наш район»

1

2

6

9


10.

«Наш край»

1

4

6

11


11.

Мониторинг воспитанников

-

2


2

Письменная работа


Итого часов:

34

78

12

124



Содержание программы литературно-краеведческого объединения

1 год обучения

Устное народное творчество

Социальная природа фольклора как устного народного творчества. Выражение в фольклоре народных воззрений на природу, общество, человека. Оценка в произведениях фольклора исторических событий, явлений общественной жизни, семейных отношений с точки зрения народа.

Верования и боги русского и башкирского народов.

Сказители и сэсэны.

Практическое занятие. Иллюстрирование.


Малые фольклорные жанры

Основы организации собирательской деятельности 5-классников по изучению фольклора.

Русские и башкирские пословицы и поговорки. Определение жанра, особенности.

Русские и башкирские загадки. Определение жанра, особенности.

Проектная деятельность.



Сказки

Определение жанра. Роль поэтического вымысла в сказке. Системы образов. Строение сказок.

Богатырские, волшебные, социально-бытовые, сатирические, шуточные сказки, сказки о животных.

Практическое занятие. Чтение и комментирование сказок. Иллюстрирование и инсценирование сказок.


Эпос

Определение жанра. Отражение в эпосе борьбы башкирского народа. Кубаиры. Хикаят. Киса. Былины

Практические занятия. Чтение эпических произведений.


Кулямясы и анекдоты – жанрынародно-поэтического творчества башкирского и русского народов Башкортостана. Определение. Своеобразие жанров. Юмор и сатира в произведениях. Отражение современности.


Детский фольклор.

Колыбельные песни. Считалки. Скороговорки.

Народные игры

Проектная деятельность


Проект «Моя Родина»


Символика РФ и РБ

Государственная символика. История создания государственных символов.


«Наш район»

Практические занятия: экскурсии по улицам села Октябрьское и г. Стерлитамак, на сельскохозяйственные объекты района


«Наш край»

Практические занятия: тематические и обзорные экскурсии по городам и малым населенным пунктам Башкортостана. Природные экскурсии.


Мониторинг воспитанников


Требования к уровню подготовки воспитанников:


По окончании первого года обучения воспитанники должны знать:

произведения устного народного творчества русского и башкирского народов и их сказателей;

историю башкирского и русского народов по произведениям УНТ;

уметь:

бегло читать произведения УНТ и пересказывать прочитанное;

определять жанр устных народных произведений;

оформлять собранный краеведческий материал;

оформлять проект.

Учебно-тематический план 2 года обучения



Раздел, тема

Количество часов

Формы аттес

тации

Теория

Практика

Экскурсии

Всего

1.

Древние племена, населяющие территорию Башкортостана

2

-


2


2.


2.1



2.2

2.3

2.4

2.5

2.6


Обряды и обычаи русского, башкирского и других народов Башкортостана

Семейно-бытовые праздники и обряды русского, башкирского и других народов Башкортостана

Общая характеристика

Рождение ребёнка

Проект «Что значит имя моё?»

Проект «Имена народов Башкортостана»

Свадебный обряд и фольклор

Проект «Свадебные обряды народов Республики Башкортостан»

9





2

2

1

1

2

1

15






2

4

4


5












24





2

4

5

5

2

6








Защита проектов

3.

3.1

3.2

3.3





3.4

3.5


3.6





3.7

3.8

3.9




3.10

Православные праздники

Общая характеристика православных праздников

Покров Пресвятой Богородицы

Проекты:

1. « Поэты и писатели об осени»

2. «Загадки, пословицы, приметы русского и башкирского народов об осени»

Праздник «Осенины»

Рождество Христово

Проект «Рождественские мотивы в художественных произведениях»

Крещение Господне

Проекты:

1. « Поэты и писатели о зиме»

2. «Загадки, пословицы, приметы русского и башкирского народов о зиме»

Благовещение Пресвятой Богородицы

Светлое Христово Воскресение

Проекты:

1. « Поэты и писатели о весне»

2. «Загадки, пословицы, приметы русского и башкирского народов о весне»

День Святой Троицы

21

2

2


1

1



2

1


2


1

1


2

2


1

1


2

28




4

4


2


2




4

4





4

4






















5

5


2

49

2

2


5

5


2

2

3


2


5

5


2

2






Защита проектов













Защита проектов

4.

4.1.

4.2.

Мусульманские календарные праздники

Грачиная каша

Сабантуй

4

2

2

2

1

1




6

3

3


5.

Литературно-творческая работа

-

2


2

Письменная работа

6.

Воспитательная работа

-

4


4


7.

«Наш район и село»

2

4

6

12


8.

8.1

«Наш край»

Проекты: 1. «Костюмы народов Башкортостана»

2. «Кухня народов Башкортостана»

2

1

1

10

5

5

2



14

6

6

Защита проектов

9.


9.1

Символика РБ, Стерлитамакского р-на,

г. Стерлитамак

Проект «Государственная символика Республики Башкортостан»

1


1

4


4

4



9


5


10.

Мониторинг воспитанников

-

2


2

Письменная работа


Итого часов:

41

71

12

124



Содержание программы литературно-краеведческого объединения

2 год обучения

Древние племена, населяющие территорию Башкортостана

Древние племена, населяющие территорию Башкортостана. Культ природы и культ предков.

Язычество.


Обряды и обычаи народов Башкортостана

2.1 Семейно-бытовые и календарные обряды и обычаи русского, башкирского и других

народов Башкортостана. Общая характеристика

2.2 Рождение ребёнка. Обряды русского и башкирского народов, связанных с рождением

ребёнка

Проектная деятельность

2.3 Свадебный обряд и фольклор. Свадебные традиции разных народов Башкортостана

Проектная деятельность.


Православные праздники

Знакомство с православными праздниками. Общая характеристика.

Покров Пресвятой Богородицы. История праздника и традиции

Проектная деятельность

3.4 Рождество Христово. История праздника и традиции

Проектная деятельность

3.5 Крещение Господне

Проектная деятельность

3.7 Благовещение Пресвятой Богородицы. История и традиции

3.8 Светлое Христово Воскресение. История и традиции

Проектная деятельность

3.10 День Святой Троицы.


Мусульманские календарные праздники

4.1 Грачиная каша. История и традиции

4.2 Сабантуй.История и традиции.


Литературно-творческая работа


Воспитательная работа


«Наш район и село»

Экскурсия в село Преображеновка Стерлитамакского района к Поклонному Кресту. Знакомство с биографией и деяниями священномученика иерея Петра Варламова Казанско-Богородицкой церкви села Преображеновка- одного из православных в лике святых всей полноты Русской Православной Церкви новомучеников от Уфимской епархии.

Экскурсия в село Золотоношка Стерлитамакского района в Рождество-Богородицкую церковь. Знакомство с биографией и деяниями иереяхрама в честь Рождества Богородицы в селе Золотоношка Стерлитамакского уезда Уфимской губернии Тимофея Петропавловского, причисленного к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.


«Наш край»

Проектная деятельность «Люди села»


Символика РБ, Стерлитамакского района, г. Стерлитамак

Государственная символика. История создания государственных символов

Проектная деятельность


Мониторинг воспитанников




Требования к уровню подготовки воспитанников:


По окончании второго года обучения воспитанники должны знать:

обряды и обычаи народов Башкортостана, их семейно-бытовые праздники;

историю и традиции православных и мусульманских праздников;

историю, значение государственных символов РБ;

уметь:

оформлять собранный краеведческий материал.

Учебно-тематический план 3 года обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации

Теория

Практика

Экскурсии

Всего

Башкортостан в биографии и творчестве С. Т. Аксакова

4

5


4

Наблюдение

Защита проекта

В. В. Даль. Рассказ «Башкирская русалка»

2

1


3

Наблюдение

Устный опрос

А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Образ башкира-бунтовщика

3



3

Наблюдение

Устный опрос

Башкортостан в жизни и творчестве Л. Н. Толстого

4



4

Наблюдение

Устный опрос

Башкортостан в биографии и творчестве А. П. Чехова

3



3

Наблюдение

Устный опрос

М. И. Осоргин о Башкортостане

3



3

Наблюдение

Устный опрос

Г. И. Успенский. Цикл очерков «От Оренбурга до Уфы»

2

1


3

Наблюдение

Устный опрос

А. М. Горький. «Немой» (башкирская легенда)

4



4

Наблюдение

Устный опрос

Башкортостан в художественном творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка

3

5


8

Наблюдение

Устный опрос

Ф. Д. Нефёдов. Очерк «Движение среди башкир перед Пугачёвским бунтом; Салават, башкирский батыр»

1



1

Наблюдение

Устный опрос

М. В. Лоссиевский (псевдоним М. Уфимский). Рассказ «Пугачёвский бригадир Салават и Фариза»

1



1

Наблюдение

Устный опрос

Мустай Карим – признанный мастер российской литературы

3

3


6

Наблюдение

Устный опрос

«Многоцветие» нашего края

1



1

Тестирование

Современная литературная жизнь нашего края

3

3


6

Наблюдение

Устный опрос

Защита проекта

Современная литературная школа нашего района

3

3


6

Наблюдение

Устный опрос

Защита проекта

Мониторинг воспитанников

1



1

Тестирование


Всего:

41

21


62




Пояснительная записка

к программе литературно-краеведческого объединения 3-го года обучения


Цель: актуализация этнокультурного компонента содержания художественных и художественно-публицистических произведений русской классической и современной литературы при изучении их поэтики.


Задачи:

- прокомментировать факты биографии писателей, связанные с Башкортостаном, в контексте их литературного творчества;

- при изучении литературных произведений выявить связи, параллели между русской и башкирской культурами;

- рассмотреть особенности поэтики произведений, тематически связанных с Башкортостаном;

- охарактеризовать особенности использования башкирских мотивов и образов в произведениях русской литературы.


При изучении литературных произведений, включенных в программу, рекомендуются три уровня их освоения:

- самостоятельное чтение/выразительное чтение;

- слушание лекций учителя/заслушивание сообщений учащихся;

- анализ и интерпретация текста.


Содержание программы

литературно-краеведческого объединения 3-го года обучения


1. Башкортостан в биографии и творчестве С. Т. Аксакова

Уфа – малая родина писателя. Памятные аксаковские места в Башкортостане.

Башкирские страницы в повести «Детские годы Багрова-внука». Образы башкир и реалии башкирского быта в повести. Пейзажи Башкортостана, их роль в развитии сюжета и психологической характеристике главного героя – Серёжи Багрова.



2. В. В. Даль. Рассказ «Башкирская русалка»

Отражение в сюжете рассказа традиционных фольклорных мотивов. Образы башкир и элементы национальной башкирской культуры в рассказе.


3. А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Образ башкира-бунтовщика

Тема «русского бунта» и художественная функция эпизодов, связанных с образом «изувеченного башкирца», воплощающего логику мести: око за око, кровь за кровь. Противопоставление мотиву мести мотивов добра (заячий тулупчик) и милосердия (образ Екатерины 2 в финале).


4. Башкортостан в жизни и творчестве Л. Н. Толстого

Л. Н. Толстой на кумысолечении в Башкортостане.

Рассказ «Много ли человеку земли надо. Предание Геродота о скифах (обычай купли-продажи земли путём обега) и его трансформация у Л. Толстого. Отражение в рассказе характерных черт быта и культуры башкир. Особенности поэтики рассказа: жанр притчи. Морально-философский смысл рассказа (осуждение стяжательства).

«Ильяс» как рассказ-притча. Характеристика сюжета: позднее прозрение башкира-богача, осознание им эфемерности богатства и необходимости духовной жизни.


5. Башкортостан в биографии и творчестве А. П. Чехова

А. П. Чехов на кумысолечении в Башкортостане.

Башкирская тема в рассказе А. П. Чехова «У знакомых». Чеховское искусство ёмкой детали и подтекста.


6. М. И. Осоргин о Башкортостане

Поездки писателя в Башкирию в детские годы.

Воспоминание Осоргина о Башкирии в автобиографической книге «Времена». Фактологичность и лиризм прозы Осоргина.


7. Г. И. Успенский. Цикл очерков «От Оренбурга до Уфы»

Жанровое своеобразие книги: синтез беллетристики и публицистики. Трагическая картина жизни переселенцев-бедняков в Башкирии в конце 19 века. Разграбление башкирских земель как национальная драма.


8. А. М. Горький. «Немой» (башкирская легенда)

Жанровое и композиционное своеобразие произведения. «Немотство» главного героя как выражение его исключительности. Психологическая и этическая неоднозначность немого, противопоставляющего себя землякам – «батырам». «Немые» герои русской литературы («Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Муму» И. С. Тургенева, «Без языка» В. Г. Короленко).


9. Башкортостан в художественном творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка

Рассказ «Кара-Ханым». Образ русской учительницы, посвятившей себя башкирским детям. Тема дружбы народов в рассказе Башгуш». Тюркоязычная составляющая авторского слога.


10. Ф. Д. Нефёдов. Очерк «Движение среди башкир перед Пугачёвским бунтом; Салават, башкирский батыр»

Очерк Ф. Д. Нефёдова как первый опыт исследования личности Салавата Юлаева: не бунтовщика и мятежника, но человека. Документальность как жанровая характеристика произведения.


М. В. Лоссиевский (псевдоним М. Уфимский). Рассказ «Пугачёвский бригадир Салават и Фариза»

Салават как образ национального героя башкирского народа. Любовный сюжет и его роль в психологической характеристике героя.


12. Мустай Карим – признанный мастер российской литературы

Башкирский аул Кляшево – малая родина писателя. МустайКарим – участник Великой Отечественной войны, поэт, прозаик, литературный критик, публицист, общественный деятель.

Автобиографическая повесть «Долгое-долгое детство»: автобиографическая основа сюжета. Традиции Л. Н. Толстого, автора повести «Детство», в творчестве М. Карима. Сходство и различие в изображении ребёнка и детства в прозе двух писателей. Фольклорные мотивы в повести.


13. «Многоцветие» нашего края

Писатели и поэты (башкирские, татарские, чувашские, марийские). Чувашский прозаик М.Н.Данилов-Чалдин, марийский прозаик Васильев В.М., татарский поэт М.Джалиль.


14. Современная литературная жизнь нашего края

Писатели и поэты Башкортостана.

Произведения, в которых описывается природа Башкортостана.

Практические занятия: составление альбомов, презентаций

У нас в гостях журналы «Бельские просторы», «Ватандаш»


15. Современная литературная школа нашего района

Рубрика «Будем знакомы»: Е. Романчук, Л. Афлятунова, В. Назаров

Практические занятия: встреча с писателями и поэтами нашего города и района. Чтение и комментирование произведений.






Требования к уровню подготовки воспитанников

литературно-краеведческого объединения 3-го года обучения:

В результате освоения программы обучающиеся должны знать:

произведения русской классики и современной российской литературы, в которых представлена башкирская тематика;

приёмы анализа поэтики художественных текстов;

литературоведческие термины, необходимые для анализа.

уметь:

комментировать факты биографии писателей в контексте их литературного творчества;

выявлять башкирские мотивы в содержании литературных произведений и интерпретировать их функциональную роль;

выявлять связи и параллели между русской и башкирской культурами;

характеризовать особенности поэтики произведений, тематически связанных с Башкортостаном.















Методические условия реализации программы


Программа предполагает использование различных форм и методов занятий. На начальном этапе занятия проводятся группами, а для 3 года обучения более эффективны индивидуальные формы обучения.

Вид занятий

Форма занятий

Теоретическое

Беседа, лекция

Практическое

Экскурсии, чтение и комментирование литературных произведений, литературные праздники и встречи.

Итоговое

Викторины, тесты


Методы и приёмы, используемые на занятиях

На занятиях объединения используются следующие методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (беседа, рассказ, устное изложение);

- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение и др.);

- практический (выполнение работы по технологическим картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение способов деятельности);

- репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленных задач совместно с педагогом);

- проектно-исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

- фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);

- индивидуально-фронтальный;

- групповой (организация работы в группах);

- индивидуальный.

Каждый раздел имеет теоретическую и практическую часть. Основные практические направления: сбор и изучение местного фольклора воспитанниками 1 и 2 годов обучения; работа с библиографическим и краеведческим материалом воспитанниками 3 года обучения. Литературные вечера, читательские конференции, походы и экскурсии вызывают интерес к литературе родного края, развивают художественный вкус. В ходе краеведческой работы воспитанники учатся самостоятельно работать с книжными и архивными источниками, овладевают умениями делать выбор нужного материала.

По окончании курса воспитанники должны знать основные обычаи и традиции русского, башкирского и других народов Республики Башкортостан; жизнь и творчество поэтов и писателей республики и писателей-классиков, чьи биографии связаны с ней; уметь пользоваться библиографическим материалом; оформлять собранный краеведческий материал.

Знания и умения воспитанников проверяются на итоговых занятиях.

Программа предполагает наличие дидактического материала по темам:

УНТ – видеофильмы, разработки ролевых игр, кроссворды, иллюстративный материал.

«Моя республика» – иллюстративный материал, викторины.

Символика РБ и РФ – разработки литературных праздников, иллюстративный и раздаточный материал.

Обряды и обычаи народов нашего края – методические разработки литературных праздников, иллюстративный материал, видеозаписи и аудиозаписи.

Литературная жизнь нашего края – краеведческие мероприятия о жизни и творчестве писателей, иллюстративный материал, методические разработки литературных праздников и вечеров, сборники произведений.

Программа предполагает проведение теоретических занятий до 4 ч., на местности – от 2 до 6 ч.






Литература:

Литература для педагога:


Ахметова Г. А., Дорожкина Т. Н. Башкирия в биографии и творчестве российских писателей. – ИРО РБ: Уфа, 2011.

Башкирия в русской литературе. В 6 томах/ Предисловие, биографические справки, комментарии и библиография М. Г. Рахимкулова. – Уфа: Китап, 1989-2001.

Башкирское народное творчество в 6 т. Уфа 1987 г.

В круге жизни. Семейные праздники, обычаи, обряды/ сост. Т.И.Быстрых, Н.И.Алинина, Пермь, 1995 г.

Журналы «Бельские просторы», «Ватандаш», «Учитель Башкортостана».

Народные жемчужины. Под редакцией К.И.Нагаевой, Ф.Ш. Абсаликовой – Уфа, 1997.

Писатели земли башкирской. – Уфа: Китап, 2006.

Кутлуярова Ф. Д. Использование краеведческого материала на уроках

русской литературы и во внеклассной работе. – Башкирское книжное

издательство: Уфа, 1984.

Рахимкулов М. Г. От Пушкина до Толстого. Часть 1. 19 век. Художественно-краеведческие очерки о Башкирии. Уфа: – Китап, 2009.

Родной Башкортостан. Уфа, 1992 г.

Стародуб К. Литературное краеведение в школе. - М.: Дрофа, 2003. - 368 с.

Султангареева Р.А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. – Уфа, 199г.

С любовью к родному краю: Сборник научно-популярных статей/Отв. Ред.д.ф.н., проф., академик АНРБ М. В. Зайнуллин.

Хрестоматия по истории Башкортостана. // Сост. Гумеров Ф.Х. – Уфа, 199г.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – Москва: Генезис, 1998.

Элективные курсы учителей Стерлитамакского района – Отдел образования

администрации муниципального района Стерлитамакский район, 2007.




Литература для обучающихся:

Ахмадиев Т.Х. Башкирская АССР в годы ВОВ 1941-1945. - Уфа, 1988.

Ахмадиев Ф. В поисках живой воды. - «Ватандаш». № 4, 2004.

Ахмедов Р. О реках, озерах и травах. - Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1988.

Башкирские народные сказки. - Уфа, 1987.

Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996.

Башкортостан сегодня. — Уфа: изд-во «Слово», 1996.

Жемчужины природы Башкортостана. – Уфа, 2000.

Изобразительное искусство Башкирской АССР. – Уфа, 1974.

История Башкортостана. - Уфа, 1991.

История культуры башкирского народа. – Уфа, 1978.

История и культура Башкортостана. Хрестоматия. / под ред. Ф.Г. Хисаметдиновой/. – М., 1997.

Культура Башкортостана: история и современность. Сб. ст. под ред. Д.Ж. Валеева. – Уфа, 1993.

Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. – Уфа, 1997.

Культура народов Башкортостана: Словарь-справочник для учащихся средних и специальных учебных заведений / Автор-сост. С.Г. Синенко. Уфа: ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2003.

Малая юношеская энциклопедия: Пособие-справочник. – Уфа, 2004.

Матвеев А.К. Географические названия Урала. - Свердловск, 1987.

Муталов М.Г. Правда и легенды о камнях уральских. – Уфа, 1992.

Народное творчество башкир: Сб. ст. - Уфа, 1976.

Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. – Уфа, 1980.

Открытая книга Башкортостана. – Уфа, 1995.

Очерки по культуре народов Башкортостана. – Уфа, 1994.

Писатели Советской Башкирии. – Уфа, 1988.

Поэты Башкирии. Антология в 2-х томах. – Уфа, 1980.

Рахимкулов М. Любовь моя — Башкирия. Литературно-краеведческие очерки. — Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1985.

Сидоров В. В. Исследователи края Башкирского. Век XVIII. — Уфа: Китап, 1997.

Сидоров В.В. О башкире-певце и бесстрашном бойце. – Уфа, 1986.

Словарь топонимов Башкирской АССР. — Уфа, Башкирское кн. изд-во, 1980.

Харисов А.И, Литературное наследие башкирского народа. – Уфа, 1973.

Хисматов М. Ф. Башкирия моя. — Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1987.

Шакуров Р. 3. По следам географических названий. — Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1986.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.