12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Усова Ирина Андреевна58
Россия, Челябинская обл., Южноуральск
6

Статья «Образовательные головоломки как способ повышения метапредметных компетенций учащихся»

Усова Ирина Андреевна

Учитель географии, биологии, истории, первая квалификационная категория

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 5»

Челябинская область, г. Южноуральск

Образовательные головоломки как способ повышения уровня метапредметных компетенций учащихся

Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена и в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модернизации образования. Современные исследования (PISA, TIMMS, региональные исследования) все чаще проверяют не просто предметные компетентности, а метапредметные. Важно, чтобы учащийся не просто хорошо усвоил знания предмета, а понимал, для чего эти знания ему пригодятся в жизни, умел применять их на практике. Деятельность педагога в развитии метапредметных компетентностей очень разнообразна. Но, вместе с тем, педагоги забывают о существовании образовательных головоломок, либо считают нецелесообразным их использование в старших классах, полагая, что учащимся будет неинтересно.

Учеными доказана четкая зависимость между словарным запасом человека и учебной деятельностью. Отгадывание головоломок очень хорошо тренирует память, учит давать более четкие определения, планировать свою деятельность, работать с большим объемом информации, осуществляя поиск необходимой, учит устанавливать аналогии.

Разгадывание головоломок гармонично сочетается с процессом обучения по предмету, помогает активизировать мыслительную деятельность и познание.

Работа с образовательными головоломками заставляет учащихся много раз обращаться к литературе (учебник или дополнительный материал), давать четкие ответы и формулировать лаконичные и содержательные вопросы.

Таким образом, учащиеся повторяют, изучают новый материал, осваивают правильность написания терминов и ответов к ним. А при самостоятельном составлении образовательных головоломок еще и учатся более корректно составлять вопросы к головоломке, выбирать корректные картинки (для ребусов или варианта скандворда).

Наиболее частыми в использовании образовательными головоломками являются: кроссворд, скандворд, чайнворд, ребус.

Образовательные головоломки могут использоваться на различных этапах урока. На этапе проверки домашнего задания учащимся предлагается разгадать головоломку, предложенную учителем, либо составленную одноклассником. Затем можно проверить в парах ответы, или автор головоломки проверяет и выставляет оценку согласно заданным критериям при составлении головоломки. На этапе актуализации знаний, при постановке темы урока так же можно использовать не только проблемные вопросы, риторические вопросы, но и образовательные головоломки. В 5-6 классах возможно использование в виде вопроса к головоломке как загадок, так и изображений конкретного объекта. В старших классах целесообразным считаю использование исторических фактов, выдержек из документов, фрагментов карты в виде вопроса. При изучении новой темы одним из вариантов является решение или составление головоломки. Учащиеся могут по своему усмотрению выбрать вид головоломки (при составлении). Рефлексию достаточно часто (судя по публикуемым разработкам уроков) педагоги сводят к вопросам «Что понравилось?», «Довольны ли вы уроком?», «Интересно ли вам было?», «Все ли было понятно?». Гораздо важнее, что предпринять педагогу в случае ответа учащегося на вопрос «Все ли было понятно?» «Ничего было не понятно». При том, что на этот этап отводится буквально несколько минут, а многие педагоги откровенно пренебрегают данные этапов ввиду непонимания его важности и неумения (или нежелания) разработать более информативную рефлексию. Важность рефлексии в самооценке. И не просто взятой «с потолка», а объективной, которая настраивает на пути решения затруднений, если таковые имеются. Головоломка - отличное решение! Если учащийся имеет пробелы в знаниях по предмету, головоломка выявит эти пробелы, а ученик будет знать, что и как именно ему нужно будет доработать. А при коллективной работе учитель может оценить степень владения предметом на уровне класса, скорректировать степень научности, форму подачи и проверки материала.

Таким образом, использование образовательных головоломок помогает не только усвоению знаний, но и повышению уровня метапредметных компетенций учащихся, развитию способности их к самооценке, развитию творческих способностей.

Список литературы:

1. Ковалева, Г.С. Метапредметные результаты. 5 класс. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. Варианты 1, 2. ФГОС / Г.С. Ковалева. - М.: Просвещение, 2018. - 261 c.

2.  Черемных, М.П Метапредметные результаты. Оценка и формирование / М.П Черемных. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 523 c.


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.