Образовательное событие «Емельян Пугачев - народный герой или кровавый убийца?»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 города Улан-Удэ»
Образовательное событие
Мероприятие, в рамках которого реализовано данное ОС | Республиканский уровень |
Авторы (предмет, категория) | Казарцева Ирина Владимировна – учитель русского языка и литературы высшей категории; Дарханов Аркадий Александрович – учитель истории высшей категории Бадуева Надежда Дмитриевна – учитель информатики первой категории |
Класс | 8в класс |
Тема | «Емельян Пугачев - народный герой или кровавый убийца?» |
Цель | 1). Рассказать об исторической эпохе, причинах крестьянского бунта, дать представление о предводителе крестьянского восстания Пугачеве 2). Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в произведениях «Капитанская дочка» и «История Пугачева» (или «История пугачевского бунта»). Выявить основные черты образа Пугачева в этих произведениях, ответить на вопрос «Емельян Пугачев. Кто он? Народный герой или кровавый убийца?» 3). Сравнить образ Пугачева в повести и в исторических документах. 4). Развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач. |
Задачи ОС | Обучающие: помочь учащимся понять образ Пугачёва в произведениях А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Истории пугачевского бунта» и в исторических документах в конкретный исторический период. Развивающие: развивать у учащихся память, речь, умение вычитывать информацию из предложенных текстов, выразительно читать, анализировать прочитанное, делать вывод. Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, интерес к истории своей страны, формирование чувства гордости за свою Родину, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости; |
Планируемые результаты | Предметные: понимание и осознание текста, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении. Уметь оценивать поступки героев. Личностные: умение давать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, умение оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Метапредметные: Регулятивные УДД: умение контролировать свою деятельность, прогнозировать результат, самостоятельно уметь делать выводы, овладеть навыками смыслового чтения текста, анализировать текст с различных точек зрения, аргументировать прочитанное, задавать вопросы. Коммуникативные УДД: умение строить речевые высказывания, слушать и понимать других, уметь доказывать свое мнение, приводя аргументы согласно тексту, теме Познавательные УДД: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета.. |
Решаемые учебные проблемы: | 1. Осмыслить образ Пугачева с позиций собственной, авторской и исторической оценки. Выявить черты характера героя. 2. Понять, что является приоритетным для автора в изображении Пугачева: нравственные качества или талант вождя народных масс. 3. Определить: кто же такой Пугачев – народный герой или жестокий убийца? |
Оборудование | Компьютеры, проектор, доска, раздаточный материал: кейсы с заданиями по группам (тексты, иллюстрации, заготовки к созданию презентаций, кластера). |
Методическое назначение ИКТ: | Усилить мотивацию Повысить интерес и познавательные потребности к изучаемому материалу Повысить уровень визуализации изучаемого материала. |
Ход ОС
Постановка задачи:
Приветствие ученикам, гостям.
Вступительное слово
- О ком эти высказывания?
- Близки ли эти точки зрения?
II. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Но мы сегодня попробуем это сделать.
Для эффективной работы на уроке класс был предварительно разбит на четыре группы историков и литераторов. 2 группы историков и 2 группы литераторов. Для каждой из групп поставлена задача: собрать как можно больше информации о Пугачеве по историческим документам и в художественном произведении «Капитанская дочка».
литераторов . Для каждой из групп на предыдущем уроке была поставлена задача :собрать как
можно больше информации о Пугачёве по историческим документам , а литераторам поработать по
тексту повести «Капитанская дочка». Какой материал собрали ребята –сегодня мы посмотрим
Вы разделены на 4 групп. Послушайте внимательно задания каждой группы.
1 группа «историки». Ваша группа работает над историческими фактами. Ваша задача рассказать подробнее о причинах крестьянского бунта. Вы должны создать электронную презентацию, в которой отразите полученную информацию. На вашем столе компьютер, кейсы с программой действий, тексты, с которыми вы будете работать. В компьютере есть папка с фотографиями, которые вы можете использовать в вашей защите, используя 3-5 фотографий по собственному выбору. Каждая иллюстрация должна сопровождаться небольшим текстом 3 - 4 предложения.
2 группа – историки. Вы создаете ИСТОРИЧЕСКИЙ портрет. Ваша задача рассказать об Емельяне Пугачеве по историческим документам, покажите, каким видели его историки.
Вы должны заполнить таблицу, основываясь на материалах исторических документов. А также создать кластер из предложенных слов по вашей теме. На вашем столе компьютер. В компьютере есть папка, в которой вы найдете необходимые документы.
3 группа - литераторы. Вы создаете художественный портрет. Ваша задача рассказать о Пугачеве, каким его создал А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка». В повести Пугачев предстает перед читателем в разных образах. Помогите нам определить разницу между Пугачевым, изображенным в исторических документах и Пугачевым в повести Пушкина.
На вашем столе компьютер, на рабочем столе необходимые тексты, которые помогут вам выполнить поставленную перед вами задачу, иллюстрации.
4 группа –искусствоведы. Культурное наследие, в котором отразился образ Пугачева. Это произведения устного народного творчества, живопись. Расскажите нам о них. По этим произведениям определите отношение народа к Пугачеву. На вашем столе компьютер, инструкции, тексты, которые помогут выполнить поставленную перед вами задачу. В компьютере есть папка с фотографиями. Вы можете создать презентацию, чтобы наглядно нам показать произведения искусства.
5 группа – ребята будут в онлайн создавать фоторобот Пугачева. Что у них получится, они покажут нам в конце события.
III. Работа групп:
Дети работают в 4 группах. На работу отпущено 40 минут.
Работают эксперты - старшеклассники по одному в каждой группе. Каждый учитель курирует свои группы.
IV. Представление образовательных продуктов (см. приложение)
Каждая группа защищает свой проект (5-7 мин). Учителя – предметники, дети после защиты каждой группы задают вопросы.
V. Заключительное слово ЭКСПЕРТОВ: Сегодня у нас с вами было необычное занятие. Чем оно вам запомнилось, что вы узнали нового? (ответы детей). Как вы оцениваете свою работу?
Оценочный лист для экспертов
Группа № | |
Работали дружно | |
Распределили обязанности | |
Планировали работу | |
Контролировали друг друга | |
Способны выстраивать реальные социальные отношения в учебной деятельности | |
Способны планировать и выстраивать свои индивидуальные действия в соответствии со своей ролью в учебной деятельности | |
Справились с заданием | |
Инструктивные карточки групп (программы)
1 группа «Исторические факты»
Программа выполнения задания
Ребята, сегодня вам предстоит
1). Рассказать о причинах крестьянского бунта под предводительством Е. Пугачева… по плану:
- Рассказать об исторической эпохе,
- причинах крестьянского бунта,
- дать представление о предводителе крестьянского восстания Пугачеве
- показать на карте охват территорий восстанием
- назвать количество людей, принимавших участие в восстании.
2). Создать электронную презентацию (3-4 слайда) по теме.
Для того, чтобы выполнить это задание, вам необходимо работать по плану:
Прочитайте предложенный материал по теме.
Выберите самое главное в этих материалах и составьте по плану связный рассказ о причинах крестьянского бунта и его участниках.
Создайте 3-4 слайда в презентации. Для презентации используйте фотографии и иллюстрации, помещенные в папку «Причины крестьянского бунта». Папку вы найдете в компьютере на рабочем столе. Каждая иллюстрация должна сопровождаться небольшим текстом (2-3 предложения).
На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с фотографиями, которые вы можете использовать в презентации.
Внимание!
Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится 50 минут. На защиту проекта - 5-7 минут.
3 группа «Художественный портрет»
Программа выполнения задания
Ребята, сегодня вам предстоит
1). Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка. Выявить основные черты образа Пугачева в этих произведениях, ответить на вопрос «Емельян Пугачев. Кто он? Народный герой или кровавый убийца?»
2). Заполните таблицу. В «Капитанской дочке» происходят изменения с Пугачевым, он предстает перед читателями в различных образах. Докажите это примерами из текста. Заполните таблицу.
Глава | Характеристика Пугачева |
II гл. "Вожатый" | |
VII гл. "Приступ" | |
VIII гл. "Незваный гость" | |
XI гл. "Мятежная слобода" | |
XII гл. "Сирота" | |
Положительные черты — проницательный, волевой, способен на благородные поступки и справедливые решения, умный, сметливый, широкая натура, способность совершать благородные поступки, смелый, отважный, сильный, помнит добро, свободолюбивый, бросил вызов самой императрице.
Отрицательные черты — жестокий, самолюбивый, способный ради власти на любые жертвы, дерзкий, .
Прочитайте предложенные материалы об особенностях изображения Пугачева Пушкиным. Выберите самое главное в этих материалах и составьте по плану связный рассказ о предводителе крестьянского восстания по пунктам таблицы.
Для того, чтобы выполнить это задание, вам необходимо работать по плану:
Прочитайте предложенные материалы об особенностях изображения Пугачева Пушкиным. Выберите самое главное в этих материалах и составьте по плану связный рассказ о предводителе крестьянского восстания.
На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с фотографиями, которые вы можете использовать в презентации.
Внимание!
Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится 50 минут. На защиту проекта - 5-7 минут.
2 группа «Исторический портрет»
Программа выполнения задания
Ребята, сегодня вам предстоит
1). Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в «Истории пугачевского бунта» и других исторических документах.
- Выявить основные черты образа Пугачева по этим документам.
- Ответить на вопрос «Емельян Пугачев. Кто он? Народный герой или кровавый убийца?»
- Заполнить таблицу, основываясь на материалы документов
Емельян Пугачев как реальная личность. Емельян Пугачев - народный герой или кровавый убийца? | ||
Критерии оценивания | Емельян Пугачев в истории | Примечания |
Как характеризует Пугачева его внешность? | | |
Как характеризуют Пугачева его действия, поступки | | |
Как оценивают Пугачева историки? | | |
Кто он- народный герой или кровавый убийца? | | |
2). Создать кластер из предложенных слов по теме «Пугачев в повести «История Пугачевского бунта» и других исторических документах». Вам предложены слова, выберите те, что считаете характеристикой Пугачева: Емельян Иванович, Емелька, самозванец, вор, Великий государь, беглый каторжник, разбойник, мужицкий царь, изменник, отец родной, батюшка.
Выберите самое главное в этих материалах и составьте связный рассказ о предводителе крестьянского восстания по пунктам кластера, используя данные из выше заполненной таблицы.
На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с иллюстрациями, которые вы можете использовать в презентации.
Внимание!
Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится 50 минут. На защиту проекта - 5-7 минут.
4 группа «Культурное наследие»
Программа выполнения задания
Ребята, сегодня вам предстоит рассказать о произведениях, в которых запечатлен образ Пугачева.
Образ Пугачева в искусстве (устное, народное творчество, живопись, музыка).
Изучить предложенные материалы и рассказать, как относится народ к Пугачеву в этих произведениях?
История одного портрета.
Создать презентацию (4-6 слайдов) с образцами работ о Пугачеве.
Для работы нужны будут тексты произведений устного народного творчества, иллюстрации их. Все это есть на вашем рабочем столе в папке «Культурное наследие».
Ответить на вопрос: «Емельян Пугачев. Кто он? Народный герой или кровавый убийца?» по этим документам культурного наследия
Внимание!
Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится 50 минут. На защиту проекта - 5-7 минут.
5 группа – фоторобот.
Рефлексия.
Кто же Пугачёв у Пушкина: народный заступник или злодей?
Рефлексия.
Кем оказался Пугачёв для вас? Почему?
Красные кружочки и желтые…
Так кто же Пугачев? Народный герой или кровавый убийца?
выскажите свою точку зрения по этому вопросу. (прикрепляют кружки на доску. Анализируем: каких больше: красных или синих…) Делаем вывод.
Выступление экспертов.
ОС «Емельян Пугачев - народный герой или кровавый убийца?»
DOCX / 3.27 Мб
/data/files/d1671721674.docx (ОС «Емельян Пугачев - народный герой или кровавый убийца?»)Приложение
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
| |
Гармс Людмила Павловна
Лупей Виктория Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна