12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева28723
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 города Улан-Удэ»


Образовательное событие

Мероприятие, в рамках которого реализовано данное ОС


Республиканский уровень

Авторы (предмет, категория)


Казарцева Ирина Владимировна – учитель русского языка и литературы высшей категории;

Дарханов Аркадий Александрович – учитель истории высшей категории

Бадуева Надежда Дмитриевна – учитель информатики первой категории

Класс

8в класс

Тема

«Емельян Пугачев - народный герой или кровавый убийца?»

Цель

1). Рассказать об исторической эпохе, причинах крестьянского бунта, дать представление о предводителе крестьянского восстания Пугачеве

2). Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в произведениях «Капитанская дочка» и «История Пугачева» (или «История пугачевского бунта»). Выявить основные черты образа Пугачева в этих произведениях, ответить на вопрос «Емельян Пугачев. Кто он? Народный герой или кровавый убийца?»

3). Сравнить образ Пугачева в повести и в исторических документах.

4). Развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

Задачи ОС

Обучающие: помочь учащимся понять образ Пугачёва в произведениях А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Истории пугачевского бунта» и в исторических документах в конкретный исторический период.

Развивающие: развивать у учащихся память, речь, умение вычитывать информацию из предложенных текстов, выразительно читать, анализировать прочитанное, делать вывод.

Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, интерес к истории своей страны, формирование чувства гордости за свою Родину, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

Планируемые результаты

 Предметные: понимание и осознание текста, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении. Уметь оценивать поступки героев.

Личностные: 

умение давать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, умение оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные: 

Регулятивные УДД: умение контролировать свою деятельность, прогнозировать результат, самостоятельно уметь делать выводы, овладеть навыками смыслового чтения текста, анализировать текст с различных точек зрения, аргументировать прочитанное, задавать вопросы.

Коммуникативные УДД: умение строить речевые высказывания, слушать и понимать других, уметь доказывать свое мнение, приводя аргументы согласно тексту, теме

Познавательные УДД: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета..

Решаемые учебные проблемы:

1. Осмыслить образ Пугачева с позиций собственной, авторской и исторической оценки. Выявить черты характера героя.

2. Понять, что является приоритетным для автора в изображении Пугачева: нравственные качества или талант вождя народных масс.

3. Определить: кто же такой Пугачев – народный герой или жестокий убийца?

Оборудование

Компьютеры, проектор, доска, раздаточный материал: кейсы с заданиями по группам (тексты, иллюстрации, заготовки к созданию презентаций, кластера).

Методическое назначение ИКТ:

Усилить мотивацию

Повысить интерес и познавательные потребности к изучаемому материалу

Повысить уровень визуализации изучаемого материала.


Ход ОС

Постановка задачи:

Приветствие ученикам, гостям.

Вступительное слово

t1671721360aa.png

- О ком эти высказывания?    

- Близки ли эти точки зрения? 

t1671721360ab.png



t1671721360ac.png



II. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Но мы сегодня попробуем это сделать.

Для эффективной работы на уроке класс был предварительно разбит на четыре группы историков и литераторов. 2 группы историков и 2 группы литераторов. Для каждой из групп поставлена задача: собрать как можно больше информации о Пугачеве по историческим документам и в художественном произведении «Капитанская дочка».


литераторов . Для каждой из групп на предыдущем уроке была поставлена задача :собрать как

можно больше информации о Пугачёве по историческим документам , а литераторам поработать по

тексту повести «Капитанская дочка». Какой материал собрали ребята –сегодня мы посмотрим

Вы разделены на 4 групп. Послушайте внимательно задания каждой группы.

1 группа «историки». Ваша группа работает над историческими фактами. Ваша задача рассказать подробнее о причинах крестьянского бунта. Вы должны создать электронную презентацию, в которой отразите полученную информацию. На вашем столе компьютер, кейсы с программой действий, тексты, с которыми вы будете работать. В компьютере есть папка с фотографиями, которые вы можете использовать в вашей защите, используя 3-5 фотографий по собственному выбору. Каждая иллюстрация должна сопровождаться небольшим текстом 3 - 4 предложения.


2 группа – историки. Вы создаете ИСТОРИЧЕСКИЙ портрет. Ваша задача рассказать об Емельяне Пугачеве по историческим документам, покажите, каким видели его историки.

Вы должны заполнить таблицу, основываясь на материалах исторических документов. А также создать кластер из предложенных слов по вашей теме. На вашем столе компьютер. В компьютере есть папка, в которой вы найдете необходимые документы.


3 группа - литераторы. Вы создаете художественный портрет. Ваша задача рассказать о Пугачеве, каким его создал А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка». В повести Пугачев предстает перед читателем в разных образах. Помогите нам определить разницу между Пугачевым, изображенным в исторических документах и Пугачевым в повести Пушкина.

На вашем столе компьютер, на рабочем столе необходимые тексты, которые помогут вам выполнить поставленную перед вами задачу, иллюстрации.


4 группа –искусствоведы. Культурное наследие, в котором отразился образ Пугачева. Это произведения устного народного творчества, живопись. Расскажите нам о них. По этим произведениям определите отношение народа к Пугачеву. На вашем столе компьютер, инструкции, тексты, которые помогут выполнить поставленную перед вами задачу. В компьютере есть папка с фотографиями. Вы можете создать презентацию, чтобы наглядно нам показать произведения искусства.


5 группа – ребята будут в онлайн создавать фоторобот Пугачева. Что у них получится, они покажут нам в конце события.



III. Работа групп:


Дети работают в 4 группах. На работу отпущено 40 минут.

Работают эксперты - старшеклассники по одному в каждой группе. Каждый учитель курирует свои группы.


IV. Представление образовательных продуктов (см. приложение)

Каждая группа защищает свой проект (5-7 мин). Учителя – предметники, дети после защиты каждой группы задают вопросы.



V. Заключительное слово ЭКСПЕРТОВ: Сегодня у нас с вами было необычное занятие. Чем оно вам запомнилось, что вы узнали нового? (ответы детей). Как вы оцениваете свою работу?


                                    Оценочный лист для экспертов


Группа №


Работали дружно


Распределили обязанности


Планировали работу


Контролировали друг друга


Способны выстраивать реальные социальные отношения в учебной деятельности


Способны планировать и выстраивать свои индивидуальные действия в соответствии со своей ролью в учебной деятельности


Справились с заданием




Инструктивные карточки групп (программы)



                                   1 группа «Исторические факты»

Программа выполнения задания

Ребята, сегодня вам предстоит


1). Рассказать о причинах крестьянского бунта под предводительством Е. Пугачева… по плану:


- Рассказать об исторической эпохе,

- причинах крестьянского бунта,

- дать представление о предводителе крестьянского восстания Пугачеве

- показать на карте охват территорий восстанием

- назвать количество людей, принимавших участие в восстании.


2). Создать электронную презентацию (3-4 слайда) по теме.

Для того, чтобы выполнить это задание, вам необходимо работать по плану:

Прочитайте предложенный материал по теме.

Выберите самое главное в этих материалах и составьте по плану связный рассказ о причинах крестьянского бунта и его участниках.

Создайте 3-4 слайда в презентации. Для презентации используйте фотографии и иллюстрации, помещенные в папку «Причины крестьянского бунта». Папку вы найдете в компьютере на рабочем столе. Каждая иллюстрация должна сопровождаться небольшим текстом (2-3 предложения).



На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с фотографиями, которые вы можете использовать в презентации.


                                                   Внимание!


Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится 50 минут. На защиту проекта - 5-7 минут.


3 группа «Художественный портрет»

Программа выполнения задания

Ребята, сегодня вам предстоит


1). Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка. Выявить основные черты образа Пугачева в этих произведениях, ответить на вопрос «Емельян Пугачев. Кто он? Народный герой или кровавый убийца?»


2). Заполните таблицу. В «Капитанской дочке» происходят изменения с Пугачевым, он предстает перед читателями в различных образах. Докажите это примерами из текста. Заполните таблицу.


Глава

Характеристика Пугачева

II гл. "Вожатый"


VII гл. "Приступ"


VIII гл. "Незваный гость"


XI гл. "Мятежная слобода"


XII гл. "Сирота"



Положительные черты — проницательный, волевой, способен на благородные поступки и справедливые решения, умный, сметливый, широкая натура, способность совершать благородные поступки, смелый, отважный, сильный, помнит добро, свободолюбивый, бросил вызов самой императрице.

Отрицательные черты — жестокий, самолюбивый, способный ради власти на любые жертвы, дерзкий, . 

Прочитайте предложенные материалы об особенностях изображения Пугачева Пушкиным. Выберите самое главное в этих материалах и составьте по плану связный рассказ о предводителе крестьянского восстания по пунктам таблицы.


Для того, чтобы выполнить это задание, вам необходимо работать по плану:

Прочитайте предложенные материалы об особенностях изображения Пугачева Пушкиным. Выберите самое главное в этих материалах и составьте по плану связный рассказ о предводителе крестьянского восстания.


На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с фотографиями, которые вы можете использовать в презентации.


                                                           Внимание!


Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится 50 минут. На защиту проекта - 5-7 минут.

 

                                         2 группа «Исторический портрет»

Программа выполнения задания

Ребята, сегодня вам предстоит


1). Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в «Истории пугачевского бунта» и других исторических документах.

- Выявить основные черты образа Пугачева по этим документам.

- Ответить на вопрос «Емельян Пугачев. Кто он? Народный герой или кровавый убийца?»

- Заполнить таблицу, основываясь на материалы документов


Емельян Пугачев как реальная личность.

Емельян Пугачев - народный герой или кровавый убийца?

Критерии оценивания

Емельян Пугачев в истории

Примечания

Как характеризует Пугачева его внешность?



Как характеризуют Пугачева его действия, поступки



Как оценивают Пугачева историки?



Кто он- народный герой или кровавый убийца?




2). Создать кластер из предложенных слов по теме «Пугачев в повести «История Пугачевского бунта» и других исторических документах». Вам предложены слова, выберите те, что считаете характеристикой Пугачева: Емельян Иванович, Емелька, самозванец, вор, Великий государь, беглый каторжник, разбойник, мужицкий царь, изменник, отец родной, батюшка.

Выберите самое главное в этих материалах и составьте связный рассказ о предводителе крестьянского восстания по пунктам кластера, используя данные из выше заполненной таблицы.


На вашем столе стоит компьютер, лежат канцелярские принадлежности, папки с дополнительными материалами. В компьютере есть папка с иллюстрациями, которые вы можете использовать в презентации.


                                                           Внимание!


Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится 50 минут. На защиту проекта - 5-7 минут.


                                      4 группа «Культурное наследие»

Программа выполнения задания

Ребята, сегодня вам предстоит рассказать о произведениях, в которых запечатлен образ Пугачева.


Образ Пугачева в искусстве (устное, народное творчество, живопись, музыка).

Изучить предложенные материалы и рассказать, как относится народ к Пугачеву в этих произведениях?

История одного портрета.

Создать презентацию (4-6 слайдов) с образцами работ о Пугачеве.

Для работы нужны будут тексты произведений устного народного творчества, иллюстрации их. Все это есть на вашем рабочем столе в папке «Культурное наследие».


Ответить на вопрос: «Емельян Пугачев. Кто он? Народный герой или кровавый убийца?» по этим документам культурного наследия


                                               Внимание!


Правильно распланируйте свое время. На выполнение задания отводится 50 минут. На защиту проекта - 5-7 минут.


                                        5 группа – фоторобот.

                                                Рефлексия.

Кто же Пугачёв у Пушкина: народный заступник или злодей?

Рефлексия.

Кем оказался Пугачёв для вас? Почему?


Красные кружочки и желтые…


Так кто же Пугачев? Народный герой или кровавый убийца?

выскажите свою точку зрения по этому вопросу. (прикрепляют кружки на доску. Анализируем: каких больше: красных или синих…) Делаем вывод.


                                 Выступление экспертов.


                                         


ОС «Емельян Пугачев - народный герой или кровавый убийца?»
DOCX / 3.27 Мб

/data/files/d1671721674.docx (ОС «Емельян Пугачев - народный герой или кровавый убийца?»)Приложение


t1671721360ad.jpg

t1671721360ae.jpg

t1671721360af.jpg

t1671721360ag.jpg



t1671721360ah.jpg

t1671721360ai.jpg

t1671721360aj.jpg

t1671721360ak.jpg

t1671721360al.jpg

t1671721360am.jpg

t1671721360an.jpgt1671721360ao.jpgt1671721360ap.jpg



Опубликовано


Комментарии (4)

Гармс Людмила Павловна, 22.12.22 в 20:13 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Ирина Владимировна, за материал!
Лупей Виктория Владиславовна, 22.12.22 в 22:08 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за содержательный материал !
Горбачёва Марина Юрьевна, 23.12.22 в 06:01 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Легоцкая Вера Сергеевна, 24.12.22 в 20:12 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Владимировна, как всегда достойная работа! С наступающим Вас праздником! Жду Ваших новых работ! Творческих Вам успехов и здоровья!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.