Общеразвивающая программа «Аккомпанирующая гитара»

0
0
Материал опубликован 11 October 2021

МБУ ДО «Детская школа искусств»


 


 

Общеразвивающая программа «Аккомпанирующая гитара»


 


 


 


 


 


 


 


 

Подготовил педагог гитары

Кашеваров Никита Александрович


 


 


 


 


 


 


 


 

п. Комсомольский

2019 г.


 

Полное название программы: «Аккомпанирующая гитара»

Направленность: художественная.

Виды деятельности: авторская песня, инструментальная музыка.

Возраст детей: от 10 до 18 лет.

Срок реализации программы: 2 года


 

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

В каждом человеке природой заложено творческое начало и рано или поздно появляется желание его реализовать. Музыка является самым массовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Наиболее популярным среди музыкальных инструментов считается гитара. Вряд ли встретишь человека, не ответившего бы утвердительно на вопрос: «Любите ли вы гитару?». Гитара привлекает решительно всех! Она одинаково уверенно чувствует себя повсюду: на эстраде концертного зала, в студии звукозаписи, в домашнем кругу и у туристического костра. Без её участия трудно представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы. Она нашла себя и в авторской песне. Программа «Аккомпанирующая гитара» предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры, знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных исполнителей, освоение средств, форм и методов творческого выражения, освоение основ гитарного аккомпанемента, а также развитие уважительного отношения к тексту, смыслу исполняемых песен.

Актуальность программы заключается в том, что она представляет собой разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления деятельности, что отвечает растущим запросам подростков и юношей, увлечённых вхождением в мир искусства, что и делает данную программу для них привлекательной.

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что в основе обучения игре на гитаре лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;

- организация образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Новизна программы «Аккомпанирующая гитара» заключается в том, что она предназначена для учащихся подросткового и юношеского возраста, которые хотели бы без изучения нотной грамоты научиться аккомпанировать на гитаре. Программа имеет под собой основу и опыт, который широко применяется за рубежом для любительского музицирования в направлениях: фламенко, кантри, рок; а также в нашей стране в клубах самодеятельной песни. Основное внимание в программе сосредоточено на овладении техникой аккомпанемента с практическим закреплением на примере знакомых песен.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению на основе развития музыкально-творческих способностей учащегося, и приобретенных им знаний, умений и навыков игре на аккомпанирующей гитаре.

Задачи программы:

Обучающие:

1) обучать основным навыкам игры на гитаре;

2) обучать азам музыкальной грамоты;

3) дать представление о понятиях: ритм, размер, такт, тональность, высота звука и так далее;

4) познакомить с понятиями баррэ, модуляция, транспозиция и другими;

5) дать представление о понятиях: рифма, стихотворные размеры, средства выразительности речи, сюжет, сюжетные элементы и другое;

6) обучать лингвистическому анализу поэтического текста;

7) научить исполнять песенный репертуар, определять смысл и передавать образно-эмоциональный настрой песни;

8) обучать игровым навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкального произведения;

9) выработать навыки ансамблевой игры;

10) дать знания общего характера о песнях различных жанров и тематики.

Развивающие:

1) развивать музыкальный слух, чувство ритма;

2) развивать певческие навыки, выявить особо одаренных и талантливых детей;

3) развивать координацию рук и беглость пальцев при аккомпанементе;

4) развивать память и внимание;

5) развивать творческую фантазию, образное мышление и инициативу;

6) развивать художественный вкус;

7) развивать коммуникативные навыки;

8) развивать навыки организации и проведения мероприятий;

9) развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать культуру звукоизвлечения;

10) содействовать возникновению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представление о музыке, формируя оценочные отношения к музыкальному произведению;

11) развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности детей;

12) формировать самостоятельность, инициативу, стремление применять в повседневной жизни выученный репертуар.

Воспитательные:

1) формировать бережное отношение к культуре и традициям нашей страны;

2) воспитывать уважительное отношение к результатам творчества поэтов, музыкантов, исполнителей песен, других людей;

3) формировать доброжелательное отношение к другому человеку, члену коллектива его мнению, готовность вести диалог с другими людьми;

4) прививать усидчивость и трудолюбие;

5) формировать культуру выступления на сцене;

6) воспитывать стремление к саморазвитию;

7) формировать умение свободно держаться в кругу сверстников и взрослых;

8) воспитывать чувство ответственности за выполнение порученного задания;

9) дать возможность каждому ребенку проявить индивидуальность в творческом процессе;

10) воспитывать личность, способную к сознательному систематическому творческому труду.

Формы обучения

Основная форма обучения - индивидуальная.

Дополнительными формами урока являются:

- прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений профессиональных исполнителей;

- посещение концертных залов, музеев, театров с последующими тематическими беседами с воспитанниками;

- творческие встречи и обмен концертными программами с различными детскими коллективами;

- концертные выступления и конкурсные поездки.

Данная программа рассчитана на учащихся от 10 до 18 лет для обучения в детской школе искусств. Период обучения – 2 года.

Форма урока - индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин.

Домашние и классные занятия проходят на гитаре. Наличие домашнего инструмента обязательно.

Наличие музыкального слуха, чувства ритма, память проверяется при поступлении.

1.4. Планируемые результаты

I этап – начальный, углубленный - 1 год обучения.

По окончании обучения по программе 1 -го этапа учащиеся должны:

- иметь первоначальные навыки игры на инструменте;

- иметь начальные знания музыкальной грамоты: аккорд, минор, мажор, размер (2/4, 3/4, 4/4), ритм, тональность, такт;

- иметь навык чтения буквенно-цифровой системы аккомпанемента песни;

- развить общую координацию рук и пальцев;

- знать основные правила пения, типы голосов;

- с интересом и пониманием исполнять песню (репертуарный минимум - 3 песни);

- быть собранным, внимательным;

- знать теоретические понятия: баррэ, мелодия, изменение линии баса.

II этап – основной, заключительный - 2 год обучения.

По окончании обучения по программе 2 - го уровня дети должны:

- с интересом и пониманием исполнять песню (репертуарный минимум - 6 песен);

- укрепить навыки чтения буквенно-цифровой записи аккомпанемента с листа;

- свободно владеть различными приемами аккомпанемента;

- уметь подбирать на инструменте услышанную мелодию;

- уметь слышать свои ошибки и исправлять их;

- обладать хорошей координацией рук и пальцев;

- знать особенности песен различных жанров;

- уметь самостоятельно настроить гитару;

- уметь слушать песню, любить и понимать её;

- уметь давать субъективную оценку песням разных жанров;

- уметь самостоятельно подобрать аппликатуру;

- самостоятельно подбирать на инструменте аккомпанемент к песням;

- владеть качеством звукоизвлечения; правилами пения;

Показатели по программе складываются из следующих параметров:

Знание основных музыкальных понятий, которые требуются при аккомпанементе песен; мастерство и своеобразие аккомпанемента; степень овладения техническими навыками игры; творческий подход к сольному исполнению песен; степень владения концертным репертуаром; развитие индивидуальных творческих способностей.

Способы проверки ожидаемых результатов:

Контроль за выполнением домашнего задания на каждом занятии и устной оценки преподавателя, сдача технических упражнений, индивидуальное прослушивание.

1.3. Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема урока

Общее кол-во часов

Кол-во теоретических часов

Кол-во практических часов

1

Вводное занятие

2

2

-

2

История гитары как музыкального

инструмента. Её устройство.

3

2

1

3

Извлечение звука. Первые

упражнения.

4

1

3

4

Настройка гитары

3

1

2

5

Ритм, размер, такт.

3

2

1

6

Определение аккордов. Таблица

аккордов

4

2

2

7

Тональность ля минор (Am)

3

1

2

8

Лингвистический анализ текста.

Первые песни.

2

1

1

9

Тональность ми минор (Em)

3

1

2

10

Прием баррэ

3

1

2

11

Тональность ре минор (Dm)

4

1

3

12

Сольное пение

5

2

3

13

Авторская песня

6

2

4

14

Сюжет песни, сюжетные элементы

5

3

2

15

Средства выразительности текста

3

1

2

16

Индивидуальные занятия. Работа над репертуаром.

11

1

10

17

Итоговое занятие

4

-

4

Итого часов

68

24

44


 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема урока

Общее кол-во часов

Кол-во теоретических часов

Кол-во практических часов

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Повторение изученных тональностей

4

1

3

3

Модуляция. Транспозиция.

4

1

3

4

Изменение линии баса

3

-

3

5

Авторская песня

3

2

1

6

Творчество Булата Окуджавы. Лингвистический анализ текста.

3

2

1

7

Рифма, размер, литературное ударение.

3

1

2

8

Творчество Владимира Высоцкого. Лингвистический анализ текста.

3

2

1

9

Авторская, эстрадная, рок - песни.

4

2

2

10

Тональности фа, до, соль, си минор.

6

2

4

11

Параллельные тональности, их основные аккорды.

4

2

2

12

Другие типы аккордов.

4

2

2

13

Сольное пение

5

2

3

14

Нотная грамота

5

3

2

15

Индивидуальные занятия на гитаре. Работа над репертуаром.

11

-

11

16

Итоговое занятие

4

-

4

Итого часов

68

23

45


 


 

Содержание учебно-тематического плана

1 год обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Беседа о правилах поведения на занятиях, о бережном отношении к музыкальным инструментам. Знакомство с общеобразовательной программой, основными целями и задачами обучения, режимом работы. Правила посадки за инструментом: объяснение положения гитары, ног, постановки каждой руки отдельно.

2. История гитары, как музыкального инструмента. Её устройство (3 часа)

Гитара, её специфические особенности как музыкального инструмента. Музыкальные возможности гитары. Гитара как аккомпанирующий инструмент в исполнении авторских песен. Строение инструмента, его звучание. (Беседа иллюстрируется фрагментами из авторских песен, рок-песен, классических произведений).

3. Извлечение звука. Первые упражнения (4 часа)

Положение инструмента, посадка и постановка рук во время игры. Развитие координации рук и пальцев. Действие большого пальца правой руки. Последовательные действия пальцев. Работа левой руки.

Практика: Овладение элементарными техническими навыками. Работа над качеством извлекаемых звуков, их чистотой и певучестью. Упражнения для правой руки на открытых струнах (Pima, Pimami, Pima, Pima, ima). Упражнения для постановки левой руки:

1). На сгибание фаланг всех пальцев (без инструмента).

2). На сгибание и растяжение пальцев.

3). Развитие самостоятельности движений.

4. Настройка гитары (3 часа)

Способы настройки гитары (по 5 ладу, по фортепиано, по камертону, по гитарному тюнеру).

Практика: Упражнения по настройке гитары.

5. Ритм, размер, такт (3 часа)

Развитие чувства ритма. Понятия «сильная доля», ритмический рисунок, такт, затакт, музыкальный размер (2/4, 3/4, 4/4). Характер музыки (веселый, грустный, торжественный и т.д.). Темп (медленный, умеренный, быстрый.).

Практика: Ритмические упражнения с музыкальным заданием: передача в движении (на хлопках) изменений темпа, характера музыки; выделение хлопками акцента, отсчет тактов и определение затактового построения. Ритмические упражнения для правой руки на открытых струнах.

6. Определение аккордов. Таблица аккордов (4 часа)

Понятия - аккорд, минор, мажор. Буквенно-цифровая система записи аккордов. Различные способы извлечения звука. Связное исполнение аккордов. Частушки.

Практика: игра аккордов Am (ля минор), Dm (ре минор), E (ми мажор). Упражнения для достижения быстроты и четкости при перестановки аккордов. Работа над качеством звукоизвлечения.

7. Тональность ля минор (Am). Первые песни (3 часа)

Понятие тональность. Тоническое трезвучие (Т), субдоминанта (S), доминанта (D). Система записи аккомпанемента. Аккорды - C, G7, A7. Практика: Упражнения на типичную последовательность аккордов. Отработка переходов между аккордами (А - A7, Am - C, Dm - G7, Dm - E7) Разучивание аккомпанемента к песням в тональности ля минор.

8. Лингвистический анализ текста (2 часа)

Определение понятия текст, общие признаки и свойства текста, средства связи (повтор, логико-смысловые связи, текстообразующие грамматические связи), единицы текста, типы речи.

Практика: анализ текста как единого смыслового целого, анализ стихотворений, анализ текста песни.

9. Тональность ми минор (Em)(3 часа)

Основные аккорды тональности (Em, Am, H7). Новые аккорды - соль мажор (G), ре мажор (D, D7). Переходы между аккордами.

Практика: упражнения по постановке аккордов тональности ми минор. Отработка переходов между аккордами (Am - D7, D7 – G, Am - H7, G - C, G - H7). Упражнения на типичную последовательность аккордов. Разучивание аккомпанемента к песням в данной тональности.

10. Прием баррэ (3 часа)

Понятие - баррэ. Прием прижатия струн. Аккорды с баррэ - Gm (соль минор), F (фа мажор), B (си бемоль мажор). Малое баррэ, большое баррэ.

Практика: отработка правильной постановки левой руки во время взятия баррэ в аккордах Gm,B,F.

11. Тональность ре минор (Dm) (4 часа)

Основные аккорды тональности ре минор (Dm, Gm, A7,). Переходы между аккордами.

Практика: упражнения на типичную последовательность аккордов. Отработка переходов между аккордами (F - B, Dm - D7 , Gm - C7 , Gm - F). Разучивание аккомпанемента к песням в тональности Dm.

12. Сольное пение (5 часов)

Пение - одна из самых древних и богатых областей искусства. Доступность и массовость песенного творчества. Роль песенного творчества в духовной культуре человека. Певческий голос. Возрастные изменения голоса, специфика звучания голосов. Основные типы певческих голосов. Сопрано, тенор, бас. Вокальные навыки (дыхание, звукообразование, дикция, артикуляция). Правила пения. Певческая установка (правильное положение корпуса, головы, рта).

Практика: разучивание песен с использованием правил пения.

13. Авторская песня (6 часов)

Понятие - авторская песня (самодеятельная песня). Своеобразие авторской песни и её слушателей. Признаки авторской песни, этапы её развития. Грушинский фестиваль самодеятельной песни. Понятие - бард. Б.Окуджава, Ю.Визбор, А.Крупп, О. Митяев, А.Якушева, Вл. Ланцберг, А.Городницкий - сочинители авторской песни. Прослушивание аудиозаписей с бардовскими песнями.

Практика: разучивание авторских песен.

14. Сюжет песни, сюжетные элементы (5 часов)

Определение сюжета, виды сюжетов, сюжетные элементы, фабула, опорные точки композиции.

Практика: определение видов сюжета на примерах песенного репертуара первого года обучения.

15. Средства выразительности текста (3 часа)

Понятие средства выразительности текста, избирательность и выразительность речи, эпитет, сравнение, метафора.

Практика: определение основных средств выразительности текста на примере песенного репертуара первого года обучения.

16. Индивидуальные занятия на гитаре. Работа над репертуаром (11 часов)

Индивидуальная игра на гитаре. Проверка домашнего задания. Работа над аккомпанементом к песням, отработка сольного исполнения песни, проверка степени овладения буквенно-цифровой системой записи аккордов. Работа над элементарными игровыми навыками двумя руками.

17. Итоговые занятия (4 часа)

Подведение итогов. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Первоначальный навык активности исполнения.

Практика: контрольные уроки, технический зачет.

Примерный репертуарный план первого года обучения

1. Б.Окуджава «Ваше благородие», «Живописцы».

2. Ю.Визбор «Перевал», «Домбайский вальс», «Милая моя».

3. О. Митяев «Как здорово!».

4. А.Крупп «Десять звезд».

5. А.Якушева «Синие сугробы», «Ты – мое дыхание».

6. Л. Филатов, В. Качан - «Разноцветная Москва».

7. Вл. Ланцберг «Алые паруса».

8. «Перевал», «Снег».

9. Слова Л.Дербенева, музыка А. Зацепина «Остров невезения».

10. А.Макаревич* «Синяя птица».

11. Ю.Лоза «Плот».

12. Слова Ю.Энтина, музыка Е.Крылатова «Кабы не было зимы».

13. Слова Н. Носова, музыка В.Шаинского «Песенка про кузнечика».

14. Слова З. Александровой, музыка М.Красева «Новогодняя хороводная».

15. Слова А.Тимофеевского, музыка В.Шаинского «Песенка крокодила Гены»


 


 

2 год обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Беседа о бережном отношении к музыкальным инструментам, составление расписания. Разъяснение целей и задач 2-го года обучения, знакомство с программой.

Практика: исполнение песен из репертуара 1-го года обучения.

2. Повторение изученных тональностей (4 часа)

Тональность Am (ля минор), Em (ми минор) и Dm (ре минор). Различные виды аккомпанемента (Pima; Pimami; Pima; Pimai). Размеры - 2/4, 3/4, 4/4.

Практика: возобновление практических навыков игры. Работа над правильной посадкой, постановкой рук, положением инструмента. Закрепление и развитие исполнительских навыков. Повторение песен в тональностях Am, Em, Dm.

3. Модуляция. Транспозиция (4 часа)

Переход из одной тональности в другую (Am - Hm). Понятие модуляции. Способы модуляции. Изучение таблицы соответствия аккордов пяти тональностей. Понятие транспозиции. Каподастр. Тональность Hm (си минор).

Практика: разучивание песен с использованием приема модуляции. Использование каподастра при аккомпанементе песен.

4. Изменение линии баса (3 часа)

Запись аккорда в виде дроби (F/E - аккорд фа мажор с басом ми). Схема расположения басов на грифе гитары. Аппликатура аккордов с измененными басами.

Практика: разучивание песен с использованием изменения линии баса. Упражнения в различных ритмах с дробными аккордами.

5. Авторская песня (3 часа)

История самодеятельной песни, её современное состояние. Создатели авторской песни, энтузиасты движения «авторской песни». Прослушивание аудиозаписей с авторскими песнями. Пение без сопровождения инструмента; пение в сопровождении 2, 3 гитар.

Практика: разучивание авторских песен (по выбору учащихся). Работа над точным и естественным звучанием унисона в хоре. Попытка ансамблевой игры без ошибок в аккомпанементе.

6. Творчество Булата Окуджавы (3 часа)

Булат Окуджава - родоначальник авторской песни. Его жизненный путь, стихи, проза, песенное творчество. Песни о любви, о войне, о гражданском долге. Песни Б.Окуджавы в кинофильмах «Белое солнце пустыни», «Белорусский вокзал», «Буратино». Прослушивание аудиозаписей с песнями Б.Окуджавы в авторском исполнении, в исполнении Жанны Бичевской и других певцов.

Практика: разучивание песен Б.Окуджавы (по выбору учащихся), лингвистический анализ одной из песен Б. Окуджавы.

7. Рифма, размер, литературное ударение (3 часа)

Понятие рифма, стихотворные размеры (ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест), литературное ударение.

Практика: анализ стихотворных размеров на примере песенного репертуара второго года обучения.

8. Творчество Владимира Высоцкого (3 часа)

Жизненный путь В.Высоцкого. Высоцкий - актер, поэт, бард. Правдивость творчества Высоцкого, его искренность и жизненность. Песни о любви, о войне, о сказочных героях, о спорте. Прослушивание аудиокассет с песнями В.Высоцкого.

Практика: Разучивание песен В.Высоцкого, лингвистический анализ текста одной из песен В. Высоцкого.

9. Авторская, эстрадная, рок — песни (4 часа)

Роль песни в жизни человека. Выразительные и изобразительные возможности песни. Значение мелодии и слов. Мелодия - душа песни. Зависимость произведения от его темпа. Рок - опера «Юнона и Авось».История её создания. Романс «Я тебя никогда не у вижу.» Просмотр видеофильма с рок - оперой «Юнона и Авось».

Практика: разучивание песен разных жанров.

10. Тональности фа, до, соль минор (6 часов)

Знаки альтерации - диез, бемоль. Новые аккорды данных тональностей D#, A#, G#, Gb, Ab, Db.Тонические трезвучия этих тональностей. Перевод песен из одной тональности в другую.

Практика: упражнения на типичную последовательность аккордов. Отработка переходов между аккордами - баррэ. Игра тональностей различными видами «арпеджио». Разучивание аккомпанемента к песням в данных тональностях.

11. Параллельные тональности, их основные аккорды (4 часа)

Минорные тональности и параллельные им мажорные тональности. Основные тонические трезвучия этих тональностей: доминанта, субдоминанта, тоника. Таблица параллельных тональностей.

Практика: отработка игры трезвучий (TDS) всех изученных тональностей.

12. Другие типы аккордов (4 часа)

Неустойчивые аккорды, требующие перехода в T, D или S. Септаккорд - 7, секстаккорд - 6, нонаккорд - 9, их различная аппликатура. Таблица для определения аккордов разных типов.

Практика: выработка аппликатурной дисциплины, развитие технической подвижности левой руки посредством упражнений. Разучивание песен с неустойчивыми аккордами.

13. Сольное пение (5 часов)

Повторение и закрепление главных принципов певческой установки. Певческая установка при правильном певческом дыхании. Культура речи и дикция в вокальном творчестве (позиция рта, произношение согласных). Развитие певческого голоса с использованием правил пения.

Практика: отработка певческого дыхания на конкретных музыкальных произведениях. Специальные упражнения, скороговорки, направленные на отработку певческой дикции, произношение согласных в пении.

14. Нотная грамота (5 часов)

Знакомство с нотами. Понятие - нотный стан, скрипичный ключ, длительность нот. Расположение нот на гитаре. Музыкальные звуки, названия, способы записи. Чтение нотного текста, повторение размеров - 2/4, 3/4, 4/4.

Практика: изучение несложных музыкальных произведений на инструменте. Закрепление навыка чтения нотного текста, счет вслух и про себя.

15. Индивидуальные занятия на гитаре. Работа над репертуаром (11 часов)

Индивидуальная игра на гитаре, самоконтроль при исполнении аккомпанемента. Осмысленная игра и пение на основе понимания содержания и жанра исполняемой песни.

Практика: выработка аппликатурной дисциплины. Работа над чистотой исполнения аккомпанемента, выразительностью исполнения, слаженной игрой в дуэте, ансамбле. Навык самоконтроля при исполнении аккомпанемента. Работа над звуком, характером песни. Вырабатывание способности «держать» темп во время исполнения песни. Работа над подчинением индивидуальной манеры исполнения. Вырабатывание настойчивости и трудолюбия в преодолении технических трудностей. Совершенствование технических навыков игры на инструменте, развитие свободы правой и левой рук (исполнительской аппликатуры). Развитие творческих способностей учеников (подбор по слуху, формирование навыков чтения с листа, определение ритма песни). Отработка сольных номеров, проверка домашнего задания. Подготовка к экзаменам.

16. Итоговое занятие (4 часа)

Подведение итогов работы. Исполнение репертуара на академическом концерте. Сдача технического зачета.

Примерный репертуарный план

1. Б. Окуджава «Песенка об Арбате», «Песенка старого шарманщика», «А все-таки жаль», «Ночной разговор», «Поле чудес», «Дежурный по апрелю».

2. Ю.Ким «Негаданно - нечаянно», «Рыба - кит».

3. Музыка В. Берковского на народные детские шотландские стихи в переводе И. Токмаковой «Спляшем, Пэгги».

4. А. Городницкий «Снег», «Атланты».

5. Музыка С.Никитина, слова Ю. Мориц «Большой секрет».

6. В. Ланцберг «Малыш».

7. Ю. Визбор «Серега Санин».

8. В. Высоцкий «Песня о друге».

9. Ю.Шевчук «Это всё».

10. В.Цой «Звезда по имени Солнце».

11. Из репертуара группы «Любэ» - «Там за туманами», «Конь».

12. Из репертуара группы «Чиж и СО» - «А не спеть ли мне песню».

13. Слова Ю.Энтина, музыка Г.Гладкова «Песня друзей».

14. Из репертуара группы «ДДТ» - «Что такое осень?».

16. О.Газманов - «Офицеры».

17. Слова Л.Дербенева, музыка А. Зацепина «Песенка о медведях».

18. Найк Борзов «Верхом на звезде».

19. Ю.Ким «Диалог а` ля франсе».

20. Ю. Кукин «За туманом».

21. Д. Бакалов «Край неба».

22. «Кукушка» (из афганского репертуара гр. «Голубые береты»).

23. А. Якушева «А хочешь, я выучусь шить?».

24. А. Макаревич «Пока горит свеча».

25. Из репертуара группы «Аквариум» - «Поезд в огне», «Город золотой».

26. Музыка Н.Рота, слова Кьюзика «Слова любви».

27. Слова Г. Полонского, музыка К.Молчанова «Журавлиная песня».

28. Из репертуара группы «Любэ» - «Ты неси меня река.» .

29. Из репертуара группы «Би 2» - «Серебро», «Мой рок - н - ролл».

30. Из репертуара группы «Ария» - «Беспечный ангел».

31. Из кинофильма «Гардемарины, вперед!» - «Как жизнь без весны .».

32. А. Розенбаум «Вальс - Бостон».

33. В. Цой «Кукушка».


 


 


 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

Материально-технические условия.

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

а) Наличие светлого, проветренного, удобного помещения с температурным

режимом, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам;

б) Гитары;

в) Учебная мебель:

- ученические столы и стулья;

- учительский стол и стул;

- шкафы для пособий, нот;

г) Подставки для ног;

д) Пюпитры;

е) Фортепиано;

ё) Метроном;

ж) Компьютер.

Средства обучения

1.Условия:

1.1 Наличие учебного класса (сухое, светлое помещение, хорошо проветриваемое с тепловым режимом, соответствующим хранению инструментов);

1.2 гитары;

1.3 мебель: столы для преподавателя и учащихся; стулья – различные по высоте в зависимости от роста учащихся;

1.4 пюпитры для нот;

1.5 метроном.

2.Методическая и музыкальная литература.

3.Песенные сборники.


 

2.3. Формы аттестации

План-сетка контрольных форм по классу «Аккомпанирующая гитара»

Четверть/год

1

2

1 четверть

КУ

КУ

2 четверть

КУ

КУ

3 четверть

КУ

ТЗ

КУ

ТЗ

4 четверть

КУ

АК

АК

 

КУ- контрольный урок

ТЗ- технический зачет

АК – академический концерт

П – прослушивание

ПЭ – переводной экзамен

ВЭ - Выпускной экзамен

2.5. Методические материалы

Формы организации обучения

- индивидуальные (сольное пение под гитарный аккомпанемент);

- ведущие (лекция, домашняя работа, прослушивание, экзамены, репетиция);

- сопутствующие (консультация, игра, экскурсия, конкурс, викторина, творческая встреча, концерт, праздник, фестиваль);

Материалы по индивидуальному сопровождению учащегося:

1) диагностическая методика по выявлению исходного уровня обучающегося;

2) методика сформированности детского коллектива (Социометрия).

Методы организации обучения

1. словесные методы:

устное изложение;

беседа;

анализ текста песен;

анализ структуры музыкального произведения.

2. наглядные методы

показ видеоматериалов, иллюстраций;

показ-исполнение педагога;

прослушивание аудиоматериалов;

работа по образцу.

3. практические методы

вокально-тренировочные упражнения;

упражнение на правильную постановку рук и пальцев во время аккомпанемента песни;

аппликатурные упражнения;

песенный круг;

упражнения по настройке гитары

ритмические упражнения;

репетиции.


 


 

О основные учебно-методические пособия программы

1. Маряхин А. Самоучитель «Аккорды и аккомпанемент на шестиструнной гитаре» «Глобус» Москва, 1999г.

2. Иванов И.П. «Энциклопедия коллективных творческих дел». Москва, Педагогика, 1989г.

Список методической литературы

1. «Песенник. 500 аккордов, любимые песни. Выпуск 1.» Издательство Владимира Катанского, Москва, 1999 г.

2. «Песенник. Любимые песни. 1000 аккордов. Выпуск 2» Издательство В.Катанского, Москва, 1999 г.

3. Андреев Ю.А. «Наша авторская» «Молодая гвардия», Москва, 1991 г.

4. Берн Э. "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". Ленинград, Лениздат, 1992 г.

5. Вещицкий П. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент». Всесоюзное издательство «Советский композитор», Москва, 1985

6. Колосов В. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре с репертуарным приложением и хрестоматией популярной музыки». «Крипто - логос» Москва, 1997

7. Лутошкин А. Н. " Эмоциональные потенциалы коллектива ". Москва, Педагогика, 1988 г.

8. Лутошкин А.Н. «Как вести за собой» - Москва, Просвещение 1981 г

9. Репертуарно - методический сборник «Я вхожу в мир искусств» №11, 12 - 2001 г. № 1, 2, 6 - 2002 г. Москва, Всероссийский центр художественного творчества учащихся и работников Начального профессионального образования.

10. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте». Музгиз, Москва, 1960 г.

Список учебно-методической литературы

1. Сборник песен "Милые сердцу песни России" Диамант, Санкт - Петербург, 1995 г.

2. Сборник «Песни для детей и их родителей» «Новая волна», Москва, 1996 г.

3. Песенник для молодежи «Твоя песня», составитель А.Резник «Музыкальная Украина», Киев, 1987 г.

4. Сборник лучших песен современных российских бардов. Издательство «Камертон», 2000 г.

5. Сборник «Песни наших дней. 1990». Составитель В. Букин. Издательство «Музыка», 1991 г.

6. Сборник песен популярных молодежных рок - групп и исполнителей «Брат». Брат 2» Издательство «Камертон», 2000 г.

7. «Песни бардов. Выпуск 1,2». Всесоюзное издательство «Советский композитор», Ленинград, 1989 г.

8. Серия «А не спеть ли нам песню» № 4, 6. Издательство С.В.Кознова, Саратов,2001 г.

9. Серия «Русский рок»- «Сборник песен лучших отечественных рок - групп». Издательство «Камертон», 1998 г.

10. Серия «Новая волна»- «Сборник песен популярных рок-групп и исполнителей». Издательство «Камертон», 1998 г.

11. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.

 

Физическое лицо, выполняющее функции иноагента

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.