Общеразвивающая программа кружка «Волшебное оригами»
Министерство труда и социального развития Краснодарского края Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
ПРИНЯТА: на заседании методического совета, от «_____» __________ 2020 г. протокол № «____» | | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр» ______________ Е.В. Маркелова «____» _______________ 2020 г. |
|
Дополнительная общеразвивающая программа
творческого кружка «Волшебное оригами»
для детей в возрасте от 3 лет до 18 лет
Автор-составитель:
Гурова Ирина Александровна
инструктор по труду
I кв. категории
г. Гулькевичи
2020
Пояснительная записка
Актуальность и перспективность программы:
Программа творческого кружка «Волшебное оригами» разработана для занятий с детьми и детьми-инвалидами в возрасте от 3 до 18 лет (в зависимости от заболевания).
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении игровых зон, в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Творческая деятельность формирует опыт трудовых навыков и умений благодаря тому, что позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи творческого кружка «Волшебное оригами»:
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера;
обучение детей изготовлению различных украшений для проведения праздников, подарков близким;
создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
использование новых технологий в развитии детей;
обучение планированию совместного досуга.
Занятия творческого кружка проходят еженедельно в период 24-х дней, в ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр».
Методика и технология реализации:
в кружковую деятельность входят:
практические занятия – 5 часов,
теоретические занятия – 3 часа.
Общий объём программы составляет 8 часов.
Программа включает следующие темы:
«Знакомство с миром оригами».
«Базовые формы оригами».
«Мастерим бумажный зоопарк».
«Сказочные птицы».
«Что нам стоит дом построить».
«Лети, лети, лепесток…».
«В гости сказка к нам пришла».
«Дело мастера боится».
Тематические занятия рассчитаны в соответствии с календарно-тематическим планом, как цикл занятий на заезд.
Требования к функциональным характеристикам общеразвивающей программы: использование традиционных форм работы: групповые занятия, игровые и практические методы обучения, включающие в себя наблюдение, беседы, показ иллюстраций, работу вместе с педагогом, позволяющие оптимизировать нагрузку, создать во время занятий положительный психологический климат, высокую мотивацию на изучение материала.
Категория обслуживаемых: дети в возрасте от 3 лет до 18 лет.
Форма обучения: групповая работа.
Режим занятий: еженедельно по 2 академических часа (по 30 минут).
Материальное обеспечение, технические средства: кабинет, оборудованный разнообразными средствами обучения: литература, наглядные пособия.
Ожидаемые результаты: развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, трудовых навыков и умений, овладение приемами техники "Оригами", знакомство с историей возникновения искусства оригами, с видами базовых форм оригами.
Формы контроля
Обучение проходит в форме групповых занятий. Педагогическое наблюдение, мониторинг творческих способностей, мониторинг конкурсной деятельности, итоговая выставка работ. Открытые занятия для родителей. Участие в выставках.
Содержание программы:
«Знакомство с миром оригами».
1.1. Беседа «Знакомство с древним искусством оригами». «Знакомство детей с Японией, её культурой, традициями».
«Базовые формы оригами».
1.1. Беседа «Знакомство с видами базовых форм оригами».
1.2. Складывание базовых форм методом преобразования.
«Мастерим бумажный зоопарк».
1.1. Выполнение фигурок животных в технике оригами.
«Сказочные птицы».
1.1. Выполнение фигурок птиц в технике оригами.
«Что нам стоит дом построить».
1.1. Выполнение разных фигурок в технике оригами.
«Лети, лети, лепесток…».
1.1. Выполнение разных цветов в технике оригами.
«В гости сказка к нам пришла».
1.1. Выполнение фигурок сказочных персонажей в технике оригами.
«Дело мастера боится».
1.1. Выполнение фигурок (кусудам) в технике оригами.
1.2. Оформление выставки поделок.
Календарно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
творческого кружка «Волшебное оригами»
ПРИНЯТ: на заседании методического совета, от «_____» ____________ 2020 г. протокол № «____»
| | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр» ______________ Е.В. Маркелова «____» _______________ 2020 г. |
№ п/п | Тема | Количество часов | |||||||
Блок/тема | Дата проведения | Всего | Теоретические занятия (мин.) | Практические занятия (мин.) | |||||
1. | «Волшебное оригами» | 8 | 90 мин. | 150 мин. | |||||
возраст 3-18 лет | |||||||||
1.1. | | «Знакомство с миром оригами» | 1 | 30 мин. | | ||||
1.2. | | «Базовые формы оригами» | 1 | 30 мин. | | ||||
1.3. | | «Мастерим бумажный зоопарк» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | ||||
1.4. | | «Сказочные птицы» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | ||||
1.5. | | «Что нам стоит дом построить» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | ||||
1.6. | | «Лети, лети, лепесток…» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | ||||
1.7. | | «В гости сказка к нам пришла» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | ||||
1.8. | | «Дело мастера боится» | 1 | 5 мин. | 25 мин. | ||||
Итого: | 8 | 3 | 5 |
Учебный план
дополнительной общеразвивающей программы
работы творческого кружка «Волшебное оригами»
ПРИНЯТ: на заседании методического совета от «_____» ____________ 2020 г. протокол «____» | | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр» ______________ Е.В. Маркелова «____» _______________ 2020 г. |
№ п/п | Название блоков, разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия (мин.) | Практические занятия (мин.) | ||
1. | «Знакомство с миром оригами» | 1 | 30 мин. | |
2. | «Базовые формы оригами» | 1 | 30 мин. | |
3. | «Мастерим бумажный зоопарк» | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
4. | «Сказочные птицы» | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
5. | «Что нам стоит дом построить» | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
6. | «Лети, лети, лепесток…» | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
7. | «В гости сказка к нам пришла» | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
8. | «Дело мастера боится» | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
Всего: | 8 | 90 мин. | 150 мин. |
Список литературы
Основная литература:
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома 2016;
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, 2015;
Афонькин С.Ю. Оригами и педагогика. Материалы Первой Всероссийской конференции преподавателей оригами (Санкт-Петербург. 2016);
Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет методическое пособие 2016;
Опаричева С.В. Система образовательных программ в области оригами. - М.: ЦЭВДиЮ, 2017;
Дополнительная литература:
Литвинов М.М. Оригами. Чему учить? // Оригами и педагогика. - М.: Аким, 2016;
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки: модульное оригами. – М: АСТ – ПРЕСС, 2016;
Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2016;
Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство – пресс 2016;
Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015;
Соколова С.В. Большая настольная книга для всей семьи. «Оригами» 240 лучших проектов для современного творчества 2015;
Соколова С.В. Большая настольная книга для всей семьи. «Оригами» 240 лучших проектов для современного творчества 2015;
Сержантова Т.Б. Большая настольная книга для всей семьи. 366 моделей оригами. М., Издательство «Айрис-пресс», 2015;
Интернет источники:
14. http://stranamasterov.ru/
15. http://oriart.ru/
16. www.origami-school.narod.ru
17. http://www.liveinternet.ru
18. http://www.livemaster.ru
19. http://www.maam.ru
Сценарный план занятия №1
Тема: «Знакомство с миром оригами»
Цель: познакомить детей с древним искусством оригами.
Задачи:
Развивать эстетический вкус и творческое воображение.
Воспитывать любовь к искусству оригами; фантазию, чувство вкуса, вызвать интерес к занятиям по оригами.
Материалы и оборудование: Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет, Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких», Сержантова Т. А. «365 моделей оригами»
Ход занятия
Вводная часть.
Знакомство с древним искусством оригами. Знакомство детей с Японией, её культурой, традициями, искусством оригами, побуждать к занятиям с бумагой, воспитывать любовь к оригами. Дать представление о том, где зародилось искусство оригами, вызвать интерес к миру оригами.
Заинтересовать детей показом поделок из бумаги, воспитывать интерес к искусству оригами.
Рассматривание образцов изделий из бумаги.
Основная часть.
Рассматривание образцов изделий из бумаги.
Рассматривание открыток, иллюстраций, готовые изделия. Учить детей самостоятельно изготовлять поделку для дальнейшей игры, игры в театр, использование поделки в настольной игре, для подарка.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия.
Дети отвечают на вопросы:
1.Что нового вы узнали сегодня на занятии?
2. Что больше всего понравилось на занятии?
Материал к занятию
1. Вводная часть.
Сегодня мы с вами начнем знакомство с искусством оригами.
- Что вы знаете об оригами? (Ответы детей…)
- Попробуйте составить рассказ об оригами по ключевым словам: оригами, искусство, Япония, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения. (Ответы детей…)
2. Основная часть.
Искусство оригами появилось в глубокой древности. По-японски «ори» — сложенный, а «ками» — бумага. Таким образом, оригами означает «сложенный из бумаги». Это искусство зародилось в Китае почти за 1800 лет до наших времен, как умение складывать различные фигурки из чистого белого листа, не применяя ножниц и клея. Китайцы первыми научились делать бумагу целых две тысячи лет назад, и долгие годы хранили в тайне способ её изготовления. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад. Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. Самые первые странные фигурки из сложенной бумаги появились в монастырях. Эти фигурки использовались в религиозных обрядах. Бумага в то время была очень дорогой. Когда же цена на неё упала, возникло искусство самураев. Самураи складывали свои письма таким образом, что развернуть их могли только посвященные люди. Дворяне развлекали своих дам на балах, складывая замысловатые фигурки. Это считалось признаком хорошего тона. Бумажные фигурки использовались для украшения праздников и свадебных церемоний. Появились веера, ширмы и различные предметы интерьера, например, фонарики.
Все японцы в той или иной мере владеют искусством оригами.
В Японии считают, что бумажные шары - кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников. Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерами своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги – птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране чудес» и другие.
Бумага – знакомое и простое всем слово. Но если немного пофантазировать – то можно сделать самые разнообразные модели из бумаги и картона: уникальные автомобили, самолеты, корабли, которые отправляются в увлекательное путешествие! Волшебство возможно!
3.Заключительная часть.
Проводится анализ занятия.
Дети отвечают на вопросы:
1.Что нового вы узнали сегодня на занятии?
2. Что больше всего вам понравилось на занятии?
Сценарный план занятия№2
Тема: «Виды базовых форм»
Цель: научить отличать и складывать базовые формы оригами.
Задачи:
Приобретение навыков складывания из бумаги.
Научить различать базовые формы по методам складывания.
Развивать мелкую моторику рук, память, внимание.
Материалы и оборудование: ножницы, цветная бумага, инструкционные карты, готовые образцы.
Ход занятия
Вводная часть.
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
Дать представление о видах базовых форм оригами.
Демонстрация фигурок выполненных на основе базовых форм.
Складывание базовых форм методом преобразования.
Основная часть.
Демонстрация фигурок выполненных на основе базовых форм.
Складывание базовых форм методом преобразования.
Демонстрация последовательности складывания базовых форм.
Самостоятельная работа детей по инструкционным картам.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия.
Ответы на вопросы:
1.Что такое базовая форма?
2.Для каких фигур используют базовую форму треугольник?
3. Для каких фигур используют базовую форму квадрат?
Материал к занятию
Вводная часть.
Сегодня на занятии, мы с вами познакомимся с видами «базовых форм». Складывание многих поделок в технике оригами начинается с простых и понятных конструкций, которые называются базовыми формами. Все эти базовые формы складываются из квадратного листа бумаги и представляют собой основу для будущих сложных или не очень моделей. Базовые формы выполняют роль - основы при складывании более сложных фигурок.
Основная часть.
Любая фигура оригами складывается из квадратных листов определенного размера. Все базовые формы на начальном этапе складываются одинаково. Из треугольника получаются такие базовые формы, как двойной «треугольник», «блин», «рыба», «воздушный змей». Из квадрата делают двойной квадрат, «птицу» и «лягушку». Из прямоугольной формы «книга» получаются «дом», «дверь» и «катамаран».
Самостоятельная работа детей по инструкционным картам.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия.
Дети отвечают на вопросы:
1.Что такое базовая форма?
2.Для каких фигур используют базовую форму треугольник?
3. Для каких фигур используют базовую форму квадрат?
Сценарный план занятия №3
Тема: «Мастерим бумажный зоопарк»
Цель: научить изготавливать фигурки животных в технике оригами.
Задачи:
1. Выполнить поделки в технике оригами;
2. Умение следовать устным инструкциям;
3. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание.
Материалы и оборудование: ножницы, цветная бумага, готовые образцы фигурок, технологические карты изготовления.
Ход занятия
Вводная часть.
Инструктаж по технике безопасности. Анализ образцов готовых бумажных фигурок. Воспитанникам предлагается продумать последовательность работы, очередность складывания фигурок. Заинтересовать детей показом фигурок, животных из бумаги, к изготовлению поделок.
Основная часть.
Демонстрация последовательности изготовления фигурок животных. Предлагается сложить фигурки по технологическим картам. Дать возможность ребенку сложить фигурку самостоятельно.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия. Обсуждение готовых работ.
Оформление выставки фигурок - оригами.
Уборка рабочего места.
Материал к занятию
Вводная часть.
Сегодня на занятии, мы с вами научимся изготавливать фигурки животных в технике оригами. Рассмотрим готовые фигурки животных (зайца, лисы, собаки, лягушки и т.д.).
Основная часть.
Выберем, фигурку, которую хотели бы сделать. Выполним сложение фигурок по технологическим картам. Для начала нам нужно научиться читать схему. Все фигурки выполняются на основе разных базовых форм. Выполним сложение фигурок оригами по технологическим картам. Самостоятельная работа детей по инструкционным картам.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия.
Оформляем выставку фигурок - оригами.
Убираем рабочее место.
Сценарный план занятия №4
Тема: «Сказочные птицы»
Цель: научить изготавливать фигурки птиц в технике оригами.
Задачи:
1. Выполнить поделки в технике оригами.
2. Умение следовать устным инструкциям.
3. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание.
Материалы и оборудование: ножницы, цветная бумага, готовые образцы фигурок, технологические карты изготовления.
Ход занятия
Вводная часть.
Инструктаж по технике безопасности. Анализ образцов готовых бумажных фигурок. Воспитанникам предлагается продумать последовательность работы, очередность складывания фигурок птиц.
Заинтересовать детей показом фигурок, птиц из бумаги, к изготовлению поделок.
Основная часть.
Демонстрация последовательности изготовления фигурок птиц. Предлагается сложить фигурки по технологическим картам.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия. Обсуждение готовых работ.
Оформление выставки фигурок птиц - оригами.
Уборка рабочего места.
Материал к занятию
Вводная часть.
Сегодня на занятии, мы с вами научимся изготавливать фигурки птиц в технике оригами.
Птица, как и все создания живой природы, имеет очень широкую символику. Во многих культурах она символизирует торца, воскрешение, бессмертие души, благую весть. Так же пташки могут считаться символом женского начала, изобилия и мудрости. Разные птицы могут нести и разную символику. Совершенно разные птицы могут быть сделаны в технике оригами: и журавль, и пингвин, и воробей, и сокол, и даже сова и феникс. В зависимости от выбранной птицы сложность работы будет разной, как и схема, оригами птички из бумаги могут стать прекрасным символичным подарком или украшением дома.
Рассмотрим образцы готовых бумажных фигурок птиц (журавлика, цапли, ласточки и т.д.).
Основная часть.
Чтобы сделать птицу оригами, необходимо приготовить обычный лист форматом А4. Лучше, конечно, брать цветной, двухсторонний, яркий. А так запастись терпением, внимательностью и проявить большое желание к складыванию.
Выберем, фигурку птицы, которую хотели бы сделать. Для начала нам нужно научиться читать схему. Все птицы выполняются на основе базовой формы птицы. Дети выполняют сложение фигурок птиц по технологическим картам самостоятельно или с помощью педагога.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия. Вот и готовы птички оригами из бумаги, их можно использовать для создания оригинальной декорации.
Оформим выставку сказочных фигурок птиц - оригами.
Убираем рабочее место.
Сценарный план занятия №5
Тема: «Что нам стоит дом построить»
Цель: научить изготавливать фигурки в технике оригами.
Задачи:
1. Выполнить поделки в технике оригами.
2. Умение следовать устным инструкциям.
3. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание.
Материалы и оборудование: ножницы, цветная бумага, готовые образцы фигурок, технологические карты изготовления.
Ход занятия
Вводная часть.
Инструктаж по технике безопасности. Анализ образцов готовых бумажных фигурок. Воспитанникам предлагается продумать последовательность работы, очередность складывания фигурок.
Заинтересовать детей показом фигурок из бумаги (коробочек, самолетиков лодочек и т.д.) к изготовлению поделок.
Основная часть.
Демонстрация последовательности изготовления фигурок. Предлагается сложить фигурки по технологическим картам. Самостоятельная работа детей по инструкционным картам.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия. Обсуждение готовых работ.
Оформление выставки фигурок - оригами.
Уборка рабочего места.
Материал к занятию
Вводная часть.
Сегодня на занятии, мы с вами научимся изготавливать фигурки в технике оригами (коробочки, корзиночки, самолетики, домики и т.д.). Рассмотрим образцов готовых бумажных фигурок.
Основная часть.
Выберем, фигурку, которую хотели бы сделать. Выполним сложение фигурок по технологическим картам. Для начала нам нужно научиться читать схему и понять на основе, какой «базовой формы» изготовлено наше изделие.
Выполним сложение изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
Самостоятельная работа детей по инструкционным картам.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия.
Оформляем выставку фигурок - оригами.
Убираем рабочее место.
Сценарный план занятия №6
Тема: «Лети, лети, лепесток…»
Цель: научить изготавливать цветы в технике оригами.
Задачи:
1. Выполнить поделки в технике оригами.
2. Умение следовать устным инструкциям.
3. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание.
Материалы и оборудование: ножницы, цветная бумага, готовые образцы фигурок, технологические карты изготовления.
Ход занятия
Вводная часть.
Анализ образцов готовых цветов. Воспитанникам предлагается продумать последовательность работы, очередность складывания цветов.
Заинтересовать детей показом цветов из бумаги, к изготовлению поделок.
Основная часть.
Демонстрация последовательности изготовления моделей цветов. Предлагается сложить цветы-оригами по технологическим картам.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия. Обсуждение готовых работ.
Оформление выставки цветов - оригами.
Уборка рабочего места.
Материал к занятию
Вводная часть.
Сегодня на занятии, мы с вами научимся изготавливать цветы в технике оригами. Рассмотрим образцов готовых цветов. Цветы можно использовать для украшения подарочной упаковки или для интерьера. Есть много способов делать цветы в технике оригами. Вам понадобится один квадратный лист бумаги 10*10 см.
Основная часть.
Демонстрация последовательности изготовления моделей цветов.
Колокольчик, ирис складывается на основе базовой формы «лягушки».
Водяная лилия складывается на основе базовой формы «блин».
Роза складывается на основе базовой формы «двойной квадрат».
Некоторые цветы состоят из модулей (12- 24 шт.)
Предлагается сложить цветы-оригами по технологическим картам.
Самостоятельная работа детей по инструкционным картам.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия. Такие цветы могут послужить прекрасным дополнением к подарочной упаковке, их можно наклеить на самодельную открытку или красиво поставить несколько цветков в прозрачной стеклянной вазочке. Оригами цветы готовы.
Оформляем выставку фигурок - оригами.
Убираем рабочее место.
Сценарный план занятия №7
Тема: «В гости сказка к нам пришла»
Цель: научить изготавливать фигурки сказочных персонажей в технике оригами.
Задачи:
1. Выполнить поделки в технике оригами.
2. Умение следовать устным инструкциям.
3. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание.
Материалы и оборудование: ножницы, цветная бумага, готовые образцы фигурок, технологические карты изготовления.
Ход занятия
Вводная часть.
Инструктаж по технике безопасности. Анализ образцов готовых бумажных фигурок. Заинтересовать детей показом фигурок (сказочных персонажей) из бумаги, к изготовлению поделок.
Воспитанникам предлагается продумать последовательность работы, очередность складывания фигур сказочных персонажей в технике оригами.
Основная часть.
Демонстрация последовательности изготовления фигурок. Предлагается сложить фигурки по технологическим картам для театра - оригами.
Самостоятельная работа детей по инструкционным картам.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия. Обсуждение готовых работ.
Оформление выставки фигурок-оригами.
Уборка рабочего места.
Материал к занятию
Водная часть.
Сегодня на занятии, мы с вами научимся изготавливать фигурки сказочных персонажей в технике оригами. Рассмотрим образцы готовых пальчиковых кукол из бумаги. По схеме можно сложить котенка, щенка, лисенка, зайку или поросенка.
Основная часть.
Педагог предлагает сложить пальчиковые куклы по технологическим картам для театра - оригами. «Туловище» кукол складываем из бумаги из квадрата 8х8 или 9х9 см. Основой-туловищем послужит модель оригами «Коготь». Мордочки сказочных персонажей складываются из бумаги в технике оригами.
Демонстрация последовательности изготовления фигурок.
Самостоятельная работа детей по инструкционным картам.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия. Дети показывают импровизированную театральную постановку сказки.
Оформляем выставку пальчиковых кукол из бумаги - оригами.
Убираем рабочее место.
Сценарный план занятия №8
Тема: «Дело мастера боится»
Цель: научить изготавливать фигурки, «кусудамы» в технике оригами.
Задачи:
1. Выполнить поделки в технике оригами.
2. Умение следовать устным инструкциям.
3. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание.
Материалы и оборудование: ножницы, цветная бумага, готовые образцы фигурок, технологические карты изготовления.
Ход занятия
Вводная часть.
Инструктаж по технике безопасности. Анализ образцов готовых бумажных фигурок, «кусудам». Заинтересовать детей показом фигурок из бумаги, к изготовлению поделок.
Воспитанникам предлагается продумать последовательность работы, очередность складывания фигур кусудам в технике оригами.
Основная часть.
Демонстрация последовательности изготовления фигурок. Знакомство с понятием и историей «кусудамы». Предлагается сложить фигурки, «кусудамы» по технологическим картам.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия. Обсуждение готовых работ.
Оформление выставки фигурок-оригами.
Уборка рабочего места.
Материал к занятию
1.Водная часть.
Сегодня на занятии, мы с вами познакомимся с различными «кусудамами». Рассмотрим образцы готовых «кусудам».
Основная часть.
Педагог: «Кусудама» – это японское слово и означает в переводе “ лечебная трава”. Традиционно их подвешивали над постелью больного, действительно поместив внутрь лечебные травы. Их не нюхали, не заваривали, но, странное дело, со временем больному становилось легче. Самое удивительное, что волшебные «кусудамы» нередко помогают преодолеть легкий недуг и без всяких трав.
Кроме этого, «кусудамы» могут послужить не только самодельным лекарством, но и великолепным украшением. На этом уроке мы познакомимся с простейшей классической моделью «кусудамы» (показывает готовую модель).
«Кусудама» – это японское изобретение и в переводе с японского означает «лекарственный шар». Своё название эти необыкновенные шары получили от слияния двух слов — кусури (лекарство) и тама (шар). Быть может, когда то они предназначались для хранения смесей сухоцветов или фимиама. В настоящее время это декоративное украшение не несущее ни какой функциональной нагрузки, но от этого «кусудама» не стала менее популярной. Создавать «кусудамы» очень интересно, тем более в основе создания «кусудамы» всё же лежат элементы модульного оригами. Но в «кусудамах» отдельные элементы склеиваются или реже сшиваются, а в модульном оригами они вкладываются друг в друга. Дети продумывают последовательность работы, очередность складывания и сборки «кусудам» в технике оригами.
Детям раздаются технологические карты, где показан процесс складывания модели «кусудамы». Самостоятельная работа детей по инструкционным картам. Демонстрация последовательности изготовления фигурок.
Заключительная часть.
Проводится анализ занятия. Ребята, давайте подумаем и решим, куда можно поместить ваши шары? А давайте мы подарим их своим самым близким друзьям, родителям и пожелаем им здоровья. И пусть как только они почувствуют усталость, недомогание, вспомнят «кусудамы», и они помогут им. Всего вам доброго! Оформим выставку из наших «кусудам». Убираем рабочее место.