Статья «Общешкольный проект как средство привлечения учащихся к чтению» (5–9 класс)

2
0
Материал опубликован 14 November 2019 в группе

Общешкольный проект как средство привлечения учащихся к чтению

Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение.

Д.С. Лихачёв

Роль чтения в развитии личности велика. Чтение оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, творческого и логического мышления, эмоциональное, социальное и психологическое развитие. Чтение развивает речь, способствует формированию нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему. Читая, школьник становится полноценно развитой личностью.

С 2009 года в ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» (г. Йошкар-Ола) реализуется культурно-образовательный проект «Читающий мир». Он направлен на духовно-нравственное воспитание детей через использование книги как мощного средства и инструмента направленной социализации личности.

Задачи проекта:

 - формирование литературного вкуса учащихся;

- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);

- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей;

- поддержка и продвижение интереса к чтению, печатному слову;

- формирование читательской культуры;

- разработка, поиск и внедрение наиболее эффективных методик развития творческого чтения детей и подростков, с использованием всех преимуществ современной библиотеки;

- раскрытие богатейшего потенциала книги и чтения, информационных ресурсов библиотеки;

- предоставление детям возможности получать удовольствие от чтения и испытывать радость от   приобщения к знаниям и художественным произведениям.

Организаторами проекта «Читающий мир» выступают сотрудники информационно-библиотечного центра лицея, учителя русского языка и литературы, начальных классов и ЦДО (Центра дистанционного обучения для детей-инвалидов), классные руководители. Деятельность организаторов проекта направлена на вовлечение учащихся в просветительские мероприятия, способствующие повышению читательской компетентности и популяризации чтения. Координирует мероприятия «Читающего мира» первый заместитель генерального директора, автор идеи проекта.

Работа в рамках проекта «Читающий мир» ведется ежегодно. В каждом учебном году определяется список произведений для чтения по параллелям, в который включаются книги-юбиляры года, входящие в число лучших произведений для детей и юношества. Его публикуют на странице проекта на сайте лицея заранее, еще летом, чтобы учащиеся могли прочитать часть произведений во время каникул.

С началом нового учебного года стартует и новый этап проекта «Читающий мир». В информационно-библиотечном центре оформляется постоянная выставка книг-юбиляров из списка «Читающего мира».

В течение года организаторы проводят с классами мероприятия по прочитанным книгам: викторины, литературные игры, беседы, тестирования, просмотры и обсуждения экранизаций художественных произведений, индивидуальные беседы, встречи с поэтами и писателями. За активное участие в мероприятиях учащиеся получают «купоны читателя», которые они вклеивают в свои читательские дневники. «Купоны читателя» также можно получить за отзывы в дневниках, ответы на вопросы по содержанию книги или подаренную школьной библиотеке книгу. Итоги проекта подводятся в конце учебного года, побеждают самые активные, творческие, внимательные, вдумчивые, талантливые читатели.

Чествование победителей проводится в мае в информационно-библиотечном центре. На него приглашаются победители и призеры, классные руководители, учителя-филологи. В торжественной обстановке лучшим участникам по параллелям вручают грамоты и подарки – произведения русских и зарубежных классиков. Ведь книга, без сомнения, - лучший подарок для каждого человека, любящего читать.

Отдельная номинация проекта – «Лучший читательский дневник». Учащиеся ведут дневники в течение года: пишут отзывы, иллюстрируют произведения, составляют кроссворды, задания к тексту. В этой номинации награжденных участников бывает значительно больше, т.к. на конкурс ребята представляют интересные по содержанию и замечательно оформленные дневники, из которых сложно выбирать победителей. Лучшие читательские дневники занимают почетные места на выставке, которая оформляется в информационно-библиотечном центре. По желанию учащиеся могут вести дневники в электронной форме, ведь свобода выбора вида и стиля своего творческого продукта лучше всего мотивирует ребенка.

Сегодня все более популярным среди творческих детей становится создание видеороликов, рекламирующих книгу. Работа над буктрейлером дает им возможность проявить себя в качестве режиссера, сценариста, оператора. Поэтому было решено выбирать победителей в номинации «Лучший буктрейлер». С каждым годом в этой категории становится все больше участников, лучшие видеоролики публикуются на странице проекта на школьном сайте.

Среди классов лицея есть самые активные и читающие, которые принимают участие во всех мероприятиях и где все учащиеся являются участниками «Читающего мира». Во многом это заслуга классного руководителя или учителя литературы, активно помогающего в продвижении проекта и привлечении учащихся. Например, даже балетные классы, которым приходится совмещать учебу, занятия в танцевальном зале и репетиции в театре, находят время, чтобы читать произведения, готовиться к викторинам, писать отзывы. Важно отметить такие классы, поддержать их активность, выделить, наградить, похвалить, чтобы они и дальше оставались в числе лучших. А учителям и классным руководителям вручаются благодарственные письма за качественную организацию работы по участию детей в проекте «Читающий мир» и тесное продуктивное сотрудничество с информационно-библиотечным центром.

Все ребята, участвовавшие в течение учебного года в проекте «Читающий мир», но не попавшие в число призеров, получают сертификаты участника. И у каждого из них есть стимул стать лучшим читателем, попасть в число победителей в следующем учебном году. Грамотами и сертификатами ребята пополняют свои ученические портфолио.

Проект «Читающий мир» действует уже десять лет. В 2012 году он был признан «Достоянием года» ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» и отмечен именным знаком за Труд, Талант, Творчество. О нем знают и за пределами школьных стен, другие школы Республики Марий Эл пробуют внедрить у себя подобные образовательные проекты.

Девиз «Читающего мира» - «Мы выбираем добрые книги!». Ведь человек, умеющий и любящий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.