12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Бикина Наталья Владимировна5149 Учитель-логопед, воспитатель Россия, Москва Материал размещён в группе «Дошкольники» |
Обучающие карточки по лексической теме «Грибы»
Обучающие карточки по лексической теме «Грибы».
Пояснительная записка
Актуальность
Не секрет, что в логопедических группах компенсирующей направленности реализация поставленных целей и задач строится на изучении различных лексических тем. Во время изучения каждой темы педагогом намечаются:
- словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении;
- различные грамматические категории;
- типы предложений и уровень требований, предъявляемый к самостоятельной речи детей.
Планируя и готовясь к изучению с детьми новой лексической темы, педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как нехватка именно дидактического материала для реализации поставленных целей и задач, что ведет к суживанию поля деятельности работы с детьми. Одна из таких лексических тем - «Грибы». Проанализировав множество литературы, было замечено, что для изучения этой темы очень мало наглядного материала при изобилии лексического. В основном это пособия на развитие номинативного словаря (изучение названий грибов) или на дифференциацию грибов: съедобные, ядовитые. Таким образом, возникла необходимость создания дидактического материала по данной лексической теме.
Цель: развивать все компоненты речи детей на лексической теме «Грибы».
Задачи: 1. Расширять и обогащать словарный запас речи детей.
2. Совершенствовать грамматический строй речи:
- образование и правильное использование имён прилагательных;
- образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- образование имён существительных с помощью суффикса -ищ-;
- образование имён существительных с разными падежными окончаниями;
- образование имён существительных множественного числа Им. и Р. падежей;
- образование глаголов прошедшего времени;
- согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже;
- употребление притяжательных местоимений;
- составление предложений с использованием союза «а»;
- составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за,
из-за.
3. Развивать связную речь.
4. Развивать навык звукового анализа слов.
5. Дифференцировать грибы: съедобные и ядовитые.
6. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.
7. Развивать элементарные математические представления:
- количественный счет;
- счетные операции в пределах пяти, сравнение множеств;
- пространственные представления.
Данные карточки адресованы логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям и предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Материал может быть использован на фронтальных, подгрупповых мероприятиях, в индивидуальной работе с детьми. Карточками можно воспользоваться, как для изучения нового материала, его закрепления, так и для обобщения, систематизации и оценки знаний детей.
В зависимости от целей, задач и организации работы с карточками время их использования варьируется от 5 до 20 минут.
Ожидаемые результаты
- у детей расширится и обогатится словарный запас по лексической теме: «Грибы»;
- у детей выработается навык образования существительных разной морфологической сложности;
- дети научатся образовывать имена прилагательные в разных родах;
- дети научатся образовывать глаголы прошедшего времени;
- дети научатся правильно согласовывать имена существительные с числительными в роде, числе и падеже;
- дети научатся правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги;
- дети научатся составлять небольшие рассказы с опорой на схему.
А также:
- сформируются определенные математические и пространственные представления;
- автоматизируется звук [Л] в конце и середине слов.
Описание карточек
Карточки авторские, выполнены в программе Microsoft PowerPoint с использованием ресурсов Интернета. Распечатаны на фотобумаге формата А5 и заламинированы. Количество карточек - 71 штука. Комплект карточек представляет собой комплекс игр для решения различных задач: расширения словаря, отработки грамматических категорий и развития связной речи по лексической теме «Грибы».
Использование карточек
Хорошо известно, что любой материал легче усваивается детьми в игровой форме. Поэтому вся серия карточек построена на сюжете путешествия в гости к лесным жителям Ёжику, Белочке и их друзьям.
Карточки 1 - 5
Цель: расширить и обогатить словарный запас по лексической теме «Грибы».
Карточка 1 используется для ознакомления или закрепления названий грибов, на дифференциацию понятий съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы.
Вариант 1. Содержание: В лесу, где живет Ёжик, растет много грибов. Посмотри, как удивился Ёжик, увидев такое разнообразие! Давай рассмотрим, и назовем грибы. («Рассмотри и назови их», - в зависимости от цели: обучение или закрепление).
Вариант 2. Содержание: Посмотри, как испугался Ёжик! Это потому, что он увидел несъедобные грибы. Найди их.
Слова: боровик (белый гриб), подосиновик, подберезовик, лисичка, волнушка, бледная поганка, опята, шампиньон, сыроежка*.
* - картинка с сыроежками специально подобрана так, чтобы дети усвоили, что сыроежки бывают со шляпками разного цвета.
Карточка 1
Карточка 2 используется для ознакомления или закрепления знаний о строении гриба.
Содержание: Старый дедушка Ёж рассказывает Белочке, как называются части гриба.
Слова: шляпка, ножка, грибница, споры.
Карточка 3 используется для образования имён прилагательных от слова «гриб» в разных родах.
Для этого на карточке изображена ассоциативная схема:
Кастрюля - Сорока сварила грибной суп (мужской род).
Сковорода - Сорока приготовила грибное жаркое (средний род).
Пицца - У Сороки есть грибная пицца (женский род).
Лес - Сорока рассказала, что за рекой есть грибной лес (мужской род).
Грибы - Сорока рассказала про грибное место (средний род).
Поляна - Сорока знает, где есть грибная поляна (женский род).
Содержание: Сорока-Белобока рассказывает Белочке, где она летала и что она варила. Можно использовать потешку «Сорока-Белобока кашу варила…».
Задавая вопросы, добиваемся от детей умения употреблять словосочетания со словом «грибной» в разных падежных окончаниях. Например,
- Куда летала Сорока? Сорока летала в грибной лес, на грибное место, на грибную поляну.
- Чем угощала Сорока? Сорока угощала грибным супом, грибным жарким, грибной пиццей.
Карточка 4 используется для ознакомления или закрепления слов-действий, которые можно совершать с грибами; для образования новых слов.
Содержание: Ёжик набрал в лесу грибы и задумался, что же и ними сделать. Какие грибы у него получатся?
Слова: варить - варёные, жарить - жареные, мариновать - маринованные, солить - соленые, запекать - запеченные, сушить - сушеные.
Карточка 5 используется для ознакомления или закрепления названий блюд, приготовленных из грибов.
Содержание: Посмотри на картинки и скажи, что хочет приготовить Белочка из грибов.
Слова: суп, салат, подлива, запеканка, начинка для пирогов, пицца.
Карточки 2 -5
Карточки 6 - 15
Цель: образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; с помощью суффикса -ищ-; с разными падежными окончаниями; употребление притяжательных местоимений.
Карточка 6: гриб боровик.
Содержание: Ёжик и Белочка собирают в лесу грибы.
1. Белочка нашла боровик, а у Ёжика в корзине маленький… боровичок*.
*Ответы и вопросы на карточки с ядовитыми грибами будут звучать иначе, например, Ёжик не положил или Белочка прошла мимо и т.д.
2. Белочка нашла не боровик, а огромный … боровище.
3. Белочка нашла гриб и сказала: «Это мой боровик».
4. Задавая вопросы, добиваемся от детей умения употреблять существительные с разными падежными окончаниями. Например:
- Белочка нашла боровик, а у Ёжика нет… боровика.
- Белочка подошла к боровику.
- Белочка показывает на боровик.
- Белочка предлагает полюбоваться боровиком.
- Белочка говорит о боровике.
Аналогично проводится работа с другими карточками этого раздела.
Карточка 7: бледная поганка; Карточка 8: сыроежка; Карточка 9: мухомор; Карточка 10: лисичка; Карточка 11: подберезовик; Карточка 12: волнушка; Карточка 13: подосиновик; Карточка 14: опёнок; Карточка 15: шампиньон.
Карточки 16 - 23
Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Содержание: Белочка решила сделать запасы на зиму. Посчитай, сколько каких грибов она повесила сушить.
Образец ответа: Одна сыроежка, две сыроежки, три сыроежки, четыре сыроежки, пять сыроежек. Белочка сушит пять сыроежек.
Аналогично проводится работа с другими карточками этого раздела.
Карточка 16: пять сыроежек; Карточка 17: пять боровиков; Карточка 18: пять подберезовиков; Карточка 19: пять волнушек; Карточка 20: пять лисичек; Карточка 21: пять опят; Карточка 22: пять подосиновиков; Карточка 23: пять шампиньонов.
Карточки 24 - 31
Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже; составление предложений с использованием союза «а».
Содержание: Посмотри и скажи, сколько каких грибов нашел Ёжик, а сколько его подружка Ёжиха. Сколько грибов они собрали вместе?
Образец ответа: Ёжик нашел один подосиновик, а Ёжиха четыре подосиновика. Они собрали пять (много) подосиновиков.
Аналогично проводится работа с другими карточками этого раздела.
Карточка 24: Ёжик нашел один подосиновик, а Ёжиха четыре подосиновика. Они собрали пять подосиновиков.
Карточка 25: Ёжик нашел одну лисичку, а Ёжиха четыре лисички. Они собрали пять лисичек.
Карточка 26: Ёжик нашел один опёнок, а Ёжиха четыре опёнка. Они собрали пять опят.
Карточка 27: Ёжик нашел три волнушки, а Ёжиха две волнушки. Они собрали пять волнушек.
Карточка 28: Ёжик нашел две сыроежки, а Ёжиха три сыроежки. Они собрали пять сыроежек.
Карточка 29: Ёжик нашел четыре подберезовика, а Ёжиха один подберезовик. Они собрали пять подберезовиков.
Карточка 30: Ёжик нашел три шампиньона, а Ёжиха два шампиньона. Они собрали пять шампиньонов.
Карточка 31: Ёжик нашел два боровика, а Ёжиха три боровика. Они собрали пять боровиков.
Карточки 32 - 41
Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Для большей наглядности использования карточек опишу на примере одной из них.
Содержание: Ёжик отправился за грибами. Посмотри и скажи, сколько каких грибов он нашел.
Образец ответа: Ёжик нашёл один подберезовик, две волнушки, пять боровиков.
Задавая вопросы можно добиться от детей употребления словосочетаний с разными падежными окончаниями. Например:
- Каких грибов не заметил Ёжик? (Ёжик не заметил одного подберезовика, двух волнушек, пяти боровиков)
- К каким грибам подошел Ёжик? (Ёжик подошел к одному подберезовику, двум волнушкам, пяти боровикам)
- Какими грибами любуется Ёжик? (Ёжик любуется одним подберезовиком, двумя волнушками, пятью боровиками)
- О каких грибах Ёжик расскажет Белочке? (Ёжик расскажет об одном подберезовике, двух волнушках, пяти боровиках).
Карточка 32: один подберезовик, две волнушки, пять боровиков;
Карточка 33: один опёнок, три подберезовика, пять лисичек;
Карточка 34: одна поганка, пять мухоморов;
Карточка 35: два шампиньона, четыре опёнка, пять сыроежек;
Карточка 36: один боровик, три лисички, пять подосиновиков;
Карточка 37: один подосиновик, три боровика, четыре волнушки;
Карточка 38: два мухомора, пять поганок;
Карточка 39: один шампиньон, четыре сыроежки, пять подберезовиков;
Карточка 40: одна сыроежка, два подосиновика, три опёнка;
Карточка 41: одна волнушка, две лисички, много опят.
Карточки можно использовать и на дифференциацию съедобных и ядовитых грибов.
Содержание: Отбери карточки, на которых Ёжику попались несъедобные грибы.
Карточки 42 - 65
Цель: составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за, из-за.
Содержание: Ребенку предлагается составить предложение, используя картинки и схемы, изображенные на карточке. Перед составлением предложения с детьми уточняется, как выглядят схемы предлогов и что обозначает «стрелочка» - любое слово-действие.
Образец ответа: Ёжик положил боровик в корзину.
Карточка 42: Ёжик положил (спрятал, убрал, засунул) боровик в корзину.
Карточка 43: Ёжик выложил (вынул, убрал, выкинул) боровик из корзины.
Карточка 44: Белочка …. лисичку в бочку.
Карточка 45: Белочка …. лисичку из бочки.
Карточка 46: Зайчик … подберезовик в банку.
Карточка 47: Зайчик … подберезовик из банки.
Карточка 48: Ёжик нашел (увидел, заметил) опят на пне.
Карточка 49: Ёжик … опят с пня.
Карточка 50: Зайчик … подосиновик на бревне.
Карточка 51: Зайчик … подосиновик с бревна.
Карточка 52: Белочка …. подберезовик на коряге.
Карточка 53: Белочка …. подберезовик с коряги.
Карточка 54: Белочка …. сыроежку под ёлкой.
Карточка 55: Белочка …. сыроежку из-под ёлки.
Карточка 56: Ёжик … подосиновик под деревом.
Карточка 57: Ёжик … подосиновик из-под дерева.
Карточка 58: Зайчик … подберезовик под березой.
Карточка 59: Зайчик … подберезовик из-под березы.
Карточка 60: Зайчик … опят за камнем.
Карточка 61: Зайчик … опят из-за камня.
Карточка 62: Ёжик … волнушку за пнём.
Карточка 63: Ёжик … волнушку из-за пня.
Карточка 64: Белочка …. шампиньон за ёлкой.
Карточка 65: Белочка …. шампиньон из-за ёлки.
Карточки 66 - 67
Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже;
составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за,
из-за; развитие внимания.
Содержание:
1. Посчитай, сколько на поляне выросло поганок (мухоморов).
Образец ответа: Одна поганка, две поганки и т.д.
2. Скажи, где выросли поганки (мухоморы).
Образец ответа: Поганка выросла за камнем, под деревом и т.д.
3. Назови, какие съедобные грибы ты нашёл.
Образец ответа: Я нашел две лисички, один боровик и т.д.
Карточки 68 - 70
Цель: образование глаголов прошедшего времени; развитие связной речи; автоматизация звука [Л].
Содержание: Детям предлагается рассмотреть схему и составить небольшой рассказ, про то, как Ёжик* ходил в лес за грибами.
* Ёжик - употребление глаголов прошедшего времени, мужского рода. Белочка - женский род. Зверята - множественное число.
Вариант 1 - составление простых предложений.
Дерево - Ёжик в лес пошёл (пошла, пошли).
Гриб - Ёжик гриб нашёл.
Нож - Ёжик грибы срезал.
Корзина - Ёжик положил грибы в корзину.
Дом - Ёжик принес грибы домой.
Кран - Ёжик грибы помыл и почистил.
Кастрюля - Ёжик сварил грибной суп.
Тарелка - Ёжик съел грибной суп.
Вариант 2 - составление распространенных предложений и обобщение знаний.
Дерево - Ёжик в грибной лес пошёл, на грибную поляну вышел, грибное место нашёл.
Гриб - Ёжик нашёл: боровик, лисичку, волнушку и т.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)
Нож - Ёжик срезал: боровик, лисичку, волнушку и т.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)
Корзина - Ёжик положил в корзину: боровик, лисичку, волнушку и т.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)
Дом - Ёжик принес домой: боровик, лисичку, волнушку ит.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)
Кран - Ёжик почистил и помыл: боровик, лисичку, волнушку ит.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)
Кастрюля - Ёжик сварил грибной суп, пожарил грибное жаркое, испек пироги с грибной начинкой.
Тарелка - Ёжик съел и угостил друзей: грибным супом, грибным жарким, пирогами с грибной начинкой.
Карточка 71
Цель: Развивать навык звукового анализа слов.
Содержание: Детям предлагается помочь Ёжику подписать банку. Например, с помощью звуковой схемы написать слово «грибы», «боровики», «лисички». Так как карточки заламинированы, то надписи легко стираются, и карточка используется несколько раз.
Спасибо за внимание!
Комментарии (14)
сменить сортировку








