Статья «Обучение иностранному языку с использованием программы Web-quest»

1
0
Материал опубликован 27 December 2022

Обучение иностранному языку с использованием

программы Web-quest


Процесс информатизации образования, интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, анализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирование умений разработки стратегий поиска учебных и практических задач.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска и теоретически и методологически обоснованного выбора среди всего многообразия видов проектной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий тех, которые оказываются эффективными при повышении как лингвистической, так и коммуникативной компетенции обучаемых.

В современной практике обучения приоритетное место отводится проблемному обучению, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия учителя и обучающихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности.

Для достижения максимальной эффективности учебного процесса постановка проблемных задач должна осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил: отделения неизвестного от известного, локализации (ограничения) неизвестного, наличия в формулировке проблемы неопределенности, определения возможных условий для успешного решения и т.д. Необходимо учитывать психологические особенности усвоения материала, уровень подготовки обучающихся, их мотивационные критерии.

Стараясь максимально приблизить процесс обучения к будущей профессиональной деятельности студентов, мы используем ряд проблемных по своему характеру методов обучения иностранному языку. Сюда мы относим исследовательские, поисковые, дискуссионные методы и метод проектов, который включает в себя все перечисленные выше методы. Метод проектов помогает актуализировать обучение и мотивировать участников проекта на достижение поставленной конечной цели. С помощью Интернет ресурсов и сервисов, возможно использовать метод проектов для самостоятельного обучения, применив шаблоны, предназначенные для создания проблемно-поисковых web-заданий.

Основные форматы проблемно-поисковых web-заданий разработаны американскими методистами, но они уже очень известны и популярны среди людей, занимающихся привлечением Интернет в обучение. Использование web-заданий типа Hotlist - полезный список, Multimedia Scrapbook -мультимедийный альбом, Subject Sampler - образец постановки проблемы, Treasure Hunt - охота за богатствами и Web Quest - веб-квест или веб-путешествие, позволяют гармонично сочетать существующую учебную программу и новые педагогические технологии.

Перечисленные выше способы организации самостоятельной учебной деятельности студентов, основанные на использовании Интернет ресурсов и сервисов, имеют одно бесспорное преимущество - они, в большинстве своем, бесплатны, но требуют от преподавателя больших интеллектуальных, творческих и временных затрат. С одной стороны, они дают простор для творчества, а с другой, оставляют ощущение того, что материал раздроблен и требуют дополнительных усилий по систематизации заданий, сбору статистических данных по результатам оценки самостоятельной работы студентов и вызывают необходимость привлечения дополнительных сервисов для организации контроля, оценивания и управления этой деятельностью.

«Образовательный веб-квест» - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет. Темы, могут быть и междисциплинарными.

Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов.


Пересказ

Retelling Tasks

демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа. Это самые простые веб-квесты и менее интересные для обучаемых. Но они могут полностью реализовать поставленную цель.

Компиляция

Compilation Tasks

трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Детектив, головоломка, таинственная

история

Mystery Tasks

задание требует синтеза информации, полученной из разных источников. Выводы формируются на основе противоречивых фактов.

Журналистское

расследование

Journalistic Tasks

объективное изложение информации (разделение мнений и фактов). Требование - достоверность источников и точности изложения материала.

Планирование и

проектирование

Design tasks

разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Творческое задание

Creative Product Tasks

творческая работа в определенном жанре -создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Достижение

консенсуса

Consensus Building Tasks

выработка решения по острой проблеме. Задание требует, чтобы точки зрения были ясно и четко сформулированы .

Убеждение

Persuasion Tasks

склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Самопознание

Self-knowledge Tasks

любые аспекты исследования личности(кем я буду, когда вырасту? Планы на будущее.)Мало представлены в сегодняшних учебных планах.

Аналитическая

задача

Analytical Tasks

поиск и систематизация информации.

Оценка

Judgment Tasks

обоснование определенной точки зрения.

Научные

исследования

Scientific Tasks

изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Рассмотрим структуру веб-квеста на примере Freedom Fighter or Terrorist! Предполагает изучение и анализ проблемы терроризма. Работа с данным веб-квестом предусматривает не только активную познавательную деятельность учеников в поиске информации, но и умения анализировать, осмысливать, оценивать, сопоставлять различные точки зрения, отстаивать, аргументировать свою собственную, делать выводы, предполагать возможности решения проблемы.

Ясное вступление, введение в проблематику темы веб-квеста, создается общая картина проблемы на конкретном примере, о событиях 11сентября 2001года. Четко описаны главные роли участников, представлен предварительный план работы, обзор всего квеста.


Introduction

Many people have said that the world changed on September 11, 2001. Undoubtedly it did for many people and in many ways. Since then, the US and its Coalition of the willing have entered into a War on Terror. Deciding the merits of this war or those who struck the US on 9/11 is a larger topic than this WebQuest can tackle. However, we can increase our understanding by looking more closely at what we think about terrorism. To start with, we can view two videos that capture two sides of the Arab view:

Islam Remembers September 11 (Flash movie)

Arab-American Responses (streamed video) (or these clips from CNN)

Центральное задание - понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы, постановкой главного вопроса: What is terrorism? Is there such a thing as a 'just cause?' (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

Task: As a team you will survey a collection of definitions, then apply what you have learned to individual examples (or Cases) of terrorism. Finally, through a group process, you will evaluate this range of real life cases to decide what terrorism is exactly and if it is ever justified and if so, under what conditions. At the end of the activity, you may be asked to explain your own personal understanding through an Insight Reflector on the topic. Don't forget to review the Evaluation Rubric for this WebQuest.

Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. В данном веб-квесте используются ссылки на различные сайты, содержащие необходимую информацию:

Towards a Definition of Terrorism

Ayatullah Shaykh Muhammad 'Ali Taskhiri - Vol V No. 1 (Muharram 1408 AH/1987 CE)

Terrorism: No Prohibition Without Definition

Suggests a clearly delineated definition

The definition of terrorism - from the Guardian Unlimited

Raises many questions about the US state department's definition

Definition of Terrorism - by Carroll E. Payne Jr

Very brief definition offered by one individual

FREEDOM FIGHTER: Dictionary Entry and Meaning - from hyperdictionary

Dictionary definition

TERRORISTS AND FREEDOM FIGHTERS - from the CBC News

Provides a comprehensive overview of the implications and the media's use of the word.

CIA's Director of Central Intelligence Counterterrorist Center

Provides the definition used by the US

Определение цели проекта, распределение ролей, описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы). Поиск и изучение информации по проблеме. Обмен информацией Обсуждение и анализ материала. Выдвижение гипотез решения проблемы. Прогноз результатов исследования. Учащиеся выбирают роль, а точнее конкретное происшествие мирового масштаба из 6 предложенных: (Nelson Mandela & the ANC; The Oklahoma Bombing; The Black Panthers; Eco-Terrorism; Islamic Fundamentalism; The State of Israel), с информацией о котором нужно работать.

Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб­страниц и др.). К каждому отдельному члену группы предоставляется ряд индивидуальных вопросов, относящиеся к выбранному им случаю, и общих вопросов для всех членов группы:

1) Who was the group?

2) Where were they from?

3) What was their motivation? (cause?)

4) What did they do? (the Act?)

5) What happened immediately? (the result of the Act?) (# of deaths or casualties or type of damage)

6) What, if any, were the long-term outcomes of the Act?

7) Did the end justify the means? (did the outcome make the act okay?)

8) Do you believe this was an act of terrorism or a fight for freedom?

А так же ряд ссылок на сайты, содержащих необходимую информацию:

Wrath of God: The Israeli Response to the 1972 Munich Olympic Massacre

Hamas Terrorist Attacks

Modern strife in the Holy Land - Two Peoples, One Land, from the Seattle Times

Statement by Foreign Minister Silvan Shalom on the Security Fence Jihad Against Jews and Crusaders

'Al-Qaeda' claims Kenya attacks Eco-terrorism-A New Kind of Sabotage

Extreme environmentalists target vehicles, buildings

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели – создание проекта. Заполняют Рабочий лист, где отражены мнения каждого члена группы, поддерживаемые аргументами. Также учащимся нужно расположить все исследуемые террористические акты в определенном порядке начиная с самого жестокого и несправедливого в порядке убывания.

t1672143936aa.png t1672143936ab.png t1672143936ac.png t1672143936ad.png t1672143936ae.png

t1672143936af.png t1672143936ag.png

Directions: Use the space below to explain why you placed the icons in the order and location you did. Start with the Case that your team felt was the most wrong or least right) and carry on until youнve reached #7 (the least wrong or most right). Use as much space as you need to explain completely. (The worksheet for the Group Process includes this list below as part of the editable document).

На заключительном этапе обучающиеся выбирают способ предоставления результатов, обсуждают сценарий презентации, распределяют роли. Защита и обсуждение проекта. Учащиеся отвечают на главный вопрос, выражают свою точку зрения, аргументируя ее. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. Преподаватель подводит итоги и в заключении использует риторический вопрос, стимулирующий активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

Conclusion

You deserve a lot of praise for all the work you've done. And so does your brain. You've sure put the gray stuff to the test. You gained background information, developed expertise in one particular area and got into some pretty expert analysis. At times, you must have felt confused with ideas spinning every which way. That's normal when you're building new mental connections. How will you use these ideas and strategies as you continue to grow and learn? It's all up to you. Before leaving off, how about one more challenge?


Note: If you would like to pursue your thinking on how US actions in the War on Terror relate to your definition of terrorism, you can try this Insight Reflector.

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся на достижение наилучших учебных результатов.

Процесс поиска информации с помощью современных информационных технологий, ее обработки и предоставления в различных презентативных формах способствует достижению нескольких целей:

1 повышение мотивации к самообучению;

2 формирование новых компетенций;

3 реализации креативного потенциала;

4 повышение личностной самооценки;

5 развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа обучающихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

использование ИТ для решения профессиональных задач (в том числе для поиска необходимой информации. Оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);

самообучение и самоорганизация;

работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).



Список используемой литературы:


Lockard J., Abrams P. Computers for Twenty-first Century Educators. – Boston: Allyn&Bacon 2004.

Быховский Я. С. «Образовательные веб-квесты».

Вильямс Р., Макли К. Компьютеры в школе. – м.: просвещение, 1988.

Володин Н. Н., Чучалин А. Г., Шухов в. С. Вопросы непрерывного медицинского образования (проблемно-ориентированное обучение) // Лечащий врач. 2000. №3.

Гостин А. М., Чернышев А. С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде.// Современные информационные технологии в образовании. – Рязань, 1998.

Клейман Г. Б. школы будущего: компьютеры в процессе обучения, - М.: Радиосвязь, 1987.

Кужель С. С. Итоги дискуссии «роль преподавателей во внедрении проблемно-поисковых средств обучения» // Educational Technology & Society. 2002. №5.

Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Кузьменко М. А. и т.д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // информатика и образование. – 1998. - №5-7.

Махмутов М. И. организация проблемного обучения в школе. – М.: педагогика. 1977.

Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ №2,3 2001г.

Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ №2,3 2000г.

Полилова Т. А., Понаморева В. В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков.//ИЯШ – 1997-№6

Снапковская С. В. Проблемное обучение как средство интенсификации педагогического процесса в системе работы кафедры педагогики и психологии// сайт проекта Интернет-конференции

Столяренко Л. Д. педагогика. – Ростов н/Д: феникс. 2003.

Хуторкий А. В. Эвристическое обучение: теория. Методология, практика. – М.: международная педагогическая академия. 1998.

http://festival.1september.ru/articles/513088

http://www.web-and-flow.com/members/tmarch/freedom2/webquest.htm

http://www.kn.pacbell.com/wired/fil/

http://wwwwebquest.sdsu.edu/taskonomy.html

http://www.itlt.edu.nstu.ru/falamentality.php


12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.