Одушевленные и неодушевленные имена существительные (Русский язык, 5 класс)
Презентация 1
PPTX / 3.78 Мб
/data/files/x1604347037.pptx (Презентация 1)Урок 133. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тема урока | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
Тип урока | Урок объяснения новой темы |
Цель урока | Образовательная: актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; сформировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Развивающая: развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение. Воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения. |
Основные термины и понятия | Орфограмма-буква, Имя существительное, одушевленность, неодушевленность. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2013) |
Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | Личностные результаты | Метапредметные результаты |
Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными; уметь распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Формирование конкретного образовательного результата | Основные виды деятельности учителя. Методы и приемы обучения | Виды и формы организации деятельности учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||
Этап 1. Организация урока – 2 мин. | |||||||||||||||||||
Способность формулирования цели и задач урока. Умение организовать свою деятельность. | Приветствие детей, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на урок. -Здравствуйте, ребята! Садитесь. В такой прекрасный зимний день Я очень рада встрече с вами, Приступим же к работе поскорей, Надеюсь, дружно справимся с заданиями. - Но прежде чем к ним перейти, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли ко мне на урок? (на ученических столах заранее приготовлены карточки с изображением солнца и тучки) Если у вас хорошее настроение, то поднимите солнышко; А если вы чем-нибудь расстроены, то поднимите тучку. -Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату урока. А место для темы урока оставьте пока свободным. | Приветствуют учителя, товарищей по парте, настраиваются на урок. Создание атмосферы сотрудничества Пятиклассники поднимают карточки с изображением солнца или тучи. | Личностные: формирование внутренней позиции школьника | ||||||||||||||||
Этап 2. Актуализация знаний – 18 мин. | |||||||||||||||||||
Способность участвовать в общении, правильно излагать свои мысли в устной форме, владеть приёмами анализа и систематизации материала. | Сегодня 2 марта. Второй день весны. Ребята, весна пришла к нам не с пустыми руками, а приготовила задания, и кто правильно выполнит их, получит подарок от весны – открытку с изображением весеннего этюда. И кто больше всех соберет открыток, тот по достоинству будет отмечен хозяйкой-весной. Итак, первое задание, которое приготовила для вас зима- это снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Ваша задача составить как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз. - Слов какой части речи вы составили больше? -Скажите, а в каком разделе науки о языке изучается такая часть речи, как ИС? - Дайте определение имени существительному? - А какие признаки существительного спрятала весна в стихотворении: Интересная часть речи В русском языке живет: Существительным зовется, Всех по имени зовет. Знает, кто - она, кто - он, И число покажет, Кто – живой, кто – неживой Быстренько нам скажет. Может измениться вдруг, Обозначит все вокруг, Будет в предложении Главным, без сомнения. - Остановимся на последнем признаке существительного: КТО? ЧТО? -Имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?, называются одушевленными - Имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? – неодушевленными. - Тема сегодняшнего урока – Одушевленные и неодушевленные имена существительные. А цель нашего урока – учиться грамотно делить имена существительные на одушевленные и неодушевленные. | Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова. КОЛ, ЛЕС, СЕЛО, КОЛЕСО, ОСЁЛ, ОКО, СОКОЛ - Существительных - Морфология - Имя существительное — знаменательная часть речи, которая называет предмет, отвечает на вопросы кто?/что? и обычно является в предложении подлежащим или дополнением. - Род, число, живой – неживой. (запись темы в тетрадь.) | Познавательные: Владеть приёмами анализа и систематизации материала. Познавательные: Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор. | ||||||||||||||||
Этап 3. Объяснение нового материала – 10 мин. | |||||||||||||||||||
Усвоение знаний о морфемном разборе слова; Достаточный объем словарного запаса; Свободное выражение мысли в ситуациях речевого общения. | Распределите словарные слова, которые находятся на слайде, по принципу: одушевленные - к вопросу КТО?, неодушевленные - к вопросу ЧТО? МастерицЫ, пчЁлка, рОсток, шОфёр, цИфра, кОсмонавт, вОкзал, апЕльсин, трЕнер, здОровье. - Молодцы! Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил – одушевлённое или неодушевленное имя существительное. Но у лингвистов с учеными других наук не совпадают представления о живом. Биологи, теологи и некоторые другие ученые считают, что росток, поросль, мертвец, покойник, кукла живые. - Поэтому не всегда так просто бывает определить одушевленный или неодушевленный это предмет. - Как вы думаете КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное существительное? А карты ВАЛЕТ, ТУЗ, КОЗЫРЬ? А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК? - Оказывается, кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Сначала определите о каких лисичках идет речь? В зоопарке показывали рыжих лисичек. Набрал корзину лисичек. Просклоняем эти ИС по вариантам. Какую разницу вы заметили при склонении? И что общего? -Определение категории одушевленности и неодушевленности не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе. -Поэтому к одушевленным существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, то есть живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре. К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться). К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун. - Но чтобы вы всегда могли правильно определить одушевленное или неодушевленное перед вами имя существительное, весна приготовила вам таблицу (на доске и у каждого ученика на парте находится таблица).
- Давайте составим свой алгоритм действий. 1. КУКЛА – ИС 2. мн.ч. КУКЛЫ 3. Р.- нет кукол В.- вижу кукол 4. Р =В – одушевленное - Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного. | Кто: мастерицы, пчелка, космонавт, тренер, шофер. Что: росток, цифра, вокзал, апельсин, здоровье. Показывали кого? Лисичек. Это звери. Набрал чего? Лисичек? Это грибы. 1-й вариант И.п. (кто?) лисички Р.п. (кого?) лисичек Д.п. (кому?) лисичкам В.п. (кого?) лисичек Т.п. (кем?) лисичками П.п. (о ком?) о лисичках 2-й вариант И.п. (что?) лисички Р.п. (чего?) лисичек Д.п. (чему?) лисичкам В.п. (чего?) лисички Т.п. (чем?) лисичками П.п. (о чем?) о лисичках Во мн.ч. у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.п., а у неодушевленных существительных В.п.совпадает с И.п. | Познавательные: Применение методов информационного поиска. Определение основной и второстепенной информации Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | ||||||||||||||||
Этап 4. Закрепление – 10 мин. | |||||||||||||||||||
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. | - Итак, давайте закрепим наши знания. Весна приготовила вам игру «Третий лишний», где одушевленные и неодушевленные существительные перемешались. Найдите лишнее слово в строке и запишите его в тетрадь. Тень(Н), сосед, матрешка Приведение(О), театр, школа Неваляшка, Петя, Волга(Н) Земноводное(О), проспект, дождь Иван Иванович, невеста, Ростов(Н) - Предлагаю вам следующее задание. Разделите тетрадь на 4 столбика (3 первых столбца одинакового размера, а последний поменьше).
- Поставьте каждое существительное в форму множественного числа именительного, винительного и родительного падежей. Сравните окончания слов в именительном, родительном и винительном падежах и сделайте вывод об ИС. - Посмотрите на следующие словосочетания и определите одушевленность/неодушевленность выделенных ИС. Выращенные в зверохозяйстве (норки) – (норки) сусликов. (Глава) из романа – (глава) правительства. Пометить (галочкой) – выпавшая из гнезда (галочка). Меня интересует ещё слово гусеница. - Что вы себе представили? - К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто? - А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что? I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто? II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что? Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Ребята, весна приготовила для вас последнее задание, при помощи которого проверит, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Она зашифровала свои любимые сказки Г.Х.Андерсена. Узнайте по словам на карточке, о какой сказке идет речь, при этом выполните задание: укажите одушевленные – буква «О» и неодушевленные существительные – буква «Н». (Во время выполнения творческой работы учитель раздает ребятам 6 вариантов перфокарт). После выполнения задания. - Догадались, о какой сказке идет речь? Проверяем всем классом. | Тень, приведение, Волга, земноводное, Ростов
Выращенные в зверохозяйстве норки – одуш. – норки-неодуш. сусликов. Глава-неодуш. из романа – глава – одуш. правительства. Пометить галочкой – неодуш. – выпавшая из гнезда галочка – одуш.. «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Дюймовочка», «Огниво», «Свинопас». | Регулятивные: самостоятельное планирование необходимых действий, операций, работа по плану. Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий в материализированной и умственной форме; осуществление для решения задач операции анаиза, синтеза, сравнения, классификации, формулировка общих выводов, обобщения | ||||||||||||||||
Этап 5. Итоги. Рефлексия – 5 мин. | |||||||||||||||||||
Умение структуировать знание | - С какой же темой познакомила вас весна? - Что нового вы узнали на уроке? - Кто же из вас набрал больше всех открыток, порадовал зиму? (подведение итогов) - А теперь давайте проверим, какое же у вас настроение после урока? Поднимите солнышко или тучку. Продолжите предложение. Я узнал …. Я научился… Мне было легко … Я затруднялся…. Проставление оценок. Домашнее задание: Параграф 90, Упр. 487 | | Познавательные: контроль и оценка процессов деятельности. Регулятивные: умение реалистично оценивать свои образовательные достижения |
Карточка № 1 | 1. лебедь 2. яйцо 3. утка 4. мороз 5. курица 6. вода | | |
Карточка № 4 | 1. нора 2. полевая мышь 3. крыло 4. эльф 5. цветок 6. ласточка | | |
Карточка № 2 | 1. тюфяк 2. карета 3. кресло 4. ливень 5. калоши 6.принцесса | | |
Карточка № 5 | 1. дупло 2. ведьма 3. собака 4. кремень 5. трубка 6.принцесса | | |
Карточка № 6 | 1. дупло 2. ведьма 3. собака 4. кремень 5. трубка 6.принцесса | | |
Карточка № 3 | 1. море 2. ветер 3.колдовской напиток 4. боль 5. принц 6.корабль | | |