Одушевленные и неодушевленные имена существительные (Русский язык, 5 класс)

1
0
Материал опубликован 2 November 2020 в группе

Презентация 1
PPTX / 3.78 Мб

/data/files/x1604347037.pptx (Презентация 1)Урок 133. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Тип урока

Урок объяснения новой темы

Цель урока

Образовательная: актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; сформировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Развивающая: развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.

Воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Основные термины и понятия

Орфограмма-буква, Имя существительное, одушевленность, неодушевленность.

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2013)



Планируемые результаты

Предметные результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными; уметь распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования









ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формирование конкретного образовательного результата

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды и формы организации деятельности учащихся

Формируемые УУД

Этап 1. Организация урока – 2 мин.

Способность формулирования цели и задач урока. Умение организовать свою деятельность.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на урок.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

В такой прекрасный зимний день

Я очень рада встрече с вами,

Приступим же к работе поскорей,

Надеюсь, дружно справимся с заданиями.

- Но прежде чем к ним перейти, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли ко мне на урок?

(на ученических столах заранее приготовлены карточки с изображением солнца и тучки)

Если у вас хорошее настроение, то поднимите солнышко; А если вы чем-нибудь расстроены, то поднимите тучку.

-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату урока. А место для темы урока оставьте пока свободным.


Приветствуют учителя, товарищей по парте, настраиваются на урок. Создание атмосферы сотрудничества















Пятиклассники поднимают карточки с изображением солнца или тучи.




Личностные: формирование внутренней позиции школьника

Этап 2. Актуализация знаний – 18 мин.

Способность участвовать в общении, правильно излагать свои мысли в устной форме, владеть приёмами анализа и систематизации материала.

Сегодня 2 марта. Второй день весны. Ребята, весна пришла к нам не с пустыми руками, а приготовила задания, и кто правильно выполнит их, получит подарок от весны – открытку с изображением весеннего этюда. И кто больше всех соберет открыток, тот по достоинству будет отмечен хозяйкой-весной.

Итак, первое задание, которое приготовила для вас зима- это снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Ваша задача составить как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз. t1604345835aa.png




- Слов какой части речи вы составили больше?

-Скажите, а в каком разделе науки о языке изучается такая часть речи, как ИС?

- Дайте определение имени существительному?





- А какие признаки существительного спрятала весна в стихотворении:

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Существительным зовется,

Всех по имени зовет.

Знает, кто - она, кто - он,

И число покажет,

Кто – живой, кто – неживой

Быстренько нам скажет.

Может измениться вдруг,

Обозначит все вокруг,

Будет в предложении

Главным, без сомнения.

- Остановимся на последнем признаке существительного: КТО? ЧТО?

-Имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?, называются одушевленными

- Имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? – неодушевленными.

- Тема сегодняшнего урока – Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

А цель нашего урока – учиться грамотно делить имена существительные на одушевленные и неодушевленные.











Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова. КОЛ, ЛЕС, СЕЛО, КОЛЕСО, ОСЁЛ, ОКО, СОКОЛ

- Существительных

- Морфология


- Имя существительное — знаменательная часть речи, которая называет предмет, отвечает на вопросы кто?/что? и обычно является в предложении подлежащим или дополнением.

- Род, число, живой – неживой.




















(запись темы в тетрадь.)

Познавательные:

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

Познавательные:

Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.

Этап 3. Объяснение нового материала – 10 мин.

Усвоение знаний о морфемном разборе слова;

Достаточный объем словарного запаса;

Свободное выражение мысли в ситуациях речевого общения.
















































Распределите словарные слова, которые находятся на слайде, по принципу: одушевленные - к вопросу КТО?, неодушевленные - к вопросу ЧТО?

МастерицЫ, пчЁлка, рОсток, шОфёр, цИфра, кОсмонавт, вОкзал, апЕльсин, трЕнер, здОровье.

- Молодцы! Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил – одушевлённое или неодушевленное имя существительное. Но у лингвистов с учеными других наук не совпадают представления о живом. Биологи, теологи и некоторые другие ученые считают, что росток, поросль, мертвец, покойник, кукла живые.

- Поэтому не всегда так просто бывает определить одушевленный или неодушевленный это предмет.

- Как вы думаете КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное существительное? А карты ВАЛЕТ, ТУЗ, КОЗЫРЬ? А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК?

- Оказывается, кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами.

Сначала определите о каких лисичках идет речь?

В зоопарке показывали рыжих лисичек.

Набрал корзину лисичек.


Просклоняем эти ИС по вариантам.


















Какую разницу вы заметили при склонении? И что общего?




-Определение категории одушевленности и неодушевленности не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.

-Поэтому к одушевленным существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, то есть живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.

К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться). К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун.

- Но чтобы вы всегда могли правильно определить одушевленное или неодушевленное перед вами имя существительное, весна приготовила вам таблицу (на доске и у каждого ученика на парте находится таблица).

Имена существительные

одушевленные

неодушевленные

мн. число

И. братья сестры

Р. братьев сестер

В. братьев сестер

И. камни доски

Р. камней досок

В. камни доски

В. = Р.

В. = И.


Работа по таблице.

- Давайте составим свой алгоритм действий.

1. КУКЛА – ИС

2. мн.ч. КУКЛЫ

3. Р.- нет кукол

В.- вижу кукол

4. Р =В – одушевленное

- Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного.


Кто: мастерицы, пчелка, космонавт, тренер, шофер.

Что: росток, цифра, вокзал, апельсин, здоровье.

































Показывали кого? Лисичек. Это звери.

Набрал чего? Лисичек? Это грибы.



1-й вариант

И.п. (кто?) лисички

Р.п. (кого?) лисичек

Д.п. (кому?) лисичкам

В.п. (кого?) лисичек

Т.п. (кем?) лисичками

П.п. (о ком?) о лисичках

2-й вариант

И.п. (что?) лисички

Р.п. (чего?) лисичек

Д.п. (чему?) лисичкам

В.п. (чего?) лисички

Т.п. (чем?) лисичками

П.п. (о чем?) о лисичках



Во мн.ч. у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.п., а у неодушевленных существительных В.п.совпадает с И.п.

Познавательные:

Применение методов информационного поиска.

Определение основной и второстепенной информации

Регулятивные:

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Этап 4. Закрепление – 10 мин.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.



- Итак, давайте закрепим наши знания.

Весна приготовила вам игру «Третий лишний», где одушевленные и неодушевленные существительные перемешались. Найдите лишнее слово в строке и запишите его в тетрадь.

Тень(Н), сосед, матрешка

Приведение(О), театр, школа

Неваляшка, Петя, Волга(Н)

Земноводное(О), проспект, дождь

Иван Иванович, невеста, Ростов(Н)


- Предлагаю вам следующее задание. Разделите тетрадь на 4 столбика (3 первых столбца одинакового размера, а последний поменьше).

И.п.

Р.п.

В.п.

Одуш./неодуш.





- Поставьте каждое существительное в форму множественного числа именительного, винительного и родительного падежей. Сравните окончания слов в именительном, родительном и винительном падежах и сделайте вывод об ИС.


- Посмотрите на следующие словосочетания и определите одушевленность/неодушевленность выделенных ИС.

Выращенные в зверохозяйстве (норки) – (норки) сусликов.

(Глава) из романа – (глава) правительства.

Пометить (галочкой) – выпавшая из гнезда (галочка).


Меня интересует ещё слово гусеница.

- Что вы себе представили?

- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?

- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?

I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто?

II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что?

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.


Ребята, весна приготовила для вас последнее задание, при помощи которого проверит, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

Она зашифровала свои любимые сказки Г.Х.Андерсена. Узнайте по словам на карточке, о какой сказке идет речь, при этом выполните задание: укажите одушевленные – буква «О» и неодушевленные существительные – буква «Н».

(Во время выполнения творческой работы учитель раздает ребятам 6 вариантов перфокарт).

После выполнения задания.

- Догадались, о какой сказке идет речь?

Проверяем всем классом.









Тень, приведение, Волга, земноводное, Ростов









И.п.

Р.п

(нет).

В.п.

(вижу)

Одуш./неодуш.

Микробы

Одуванчи-ки

Молодёжь

Мертвецы


Травы

Лешие

Люди

Микробов

Одуванчи-ков

Молодёжи

Мертве-цов

Трав

Леших

Людей

Микробов

Одуванчи-ки

Молодежь

Мертве-цов

Травы

Леших

Людей

Одуш.

Неодуш.


Неодуш.

Одуш.


Неодуш.

Одуш.

Одуш.







Выращенные в зверохозяйстве норки – одуш. – норки-неодуш. сусликов.

Глава-неодуш. из романа – глава – одуш. правительства.

Пометить галочкой – неодуш. – выпавшая из гнезда галочка – одуш..









































«Гадкий утенок»,

«Принцесса на горошине»,

«Русалочка»,

«Дюймовочка»,

«Огниво»,

«Свинопас».







Регулятивные: самостоятельное планирование необходимых действий, операций, работа по плану.

Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий в материализированной и умственной форме; осуществление для решения задач операции анаиза, синтеза, сравнения, классификации, формулировка общих выводов, обобщения

Этап 5. Итоги. Рефлексия – 5 мин.

Умение структуировать знание

- С какой же темой познакомила вас весна?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Кто же из вас набрал больше всех открыток, порадовал зиму?

(подведение итогов)

- А теперь давайте проверим, какое же у вас настроение после урока? Поднимите солнышко или тучку.

Продолжите предложение.

Я узнал ….

Я научился…

Мне было легко …

Я затруднялся….

Проставление оценок.

Домашнее задание: Параграф 90, Упр. 487



Познавательные: контроль и оценка процессов деятельности.

Регулятивные: умение реалистично оценивать свои образовательные достижения


















Карточка № 1

1. лебедь

2. яйцо

3. утка

4. мороз

5. курица

6. вода






Карточка № 4

1. нора

2. полевая мышь

3. крыло

4. эльф

5. цветок

6. ласточка








Карточка № 2

1. тюфяк

2. карета

3. кресло

4. ливень

5. калоши

6.принцесса






Карточка № 5

1. дупло

2. ведьма

3. собака

4. кремень

5. трубка

6.принцесса






Карточка № 6

1. дупло

2. ведьма

3. собака

4. кремень

5. трубка

6.принцесса








Карточка № 3

1. море

2. ветер

3.колдовской напиток

4. боль

5. принц

6.корабль















t1604345835ab.gift1604345835ab.gift1604345835ac.pngt1604345835ad.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации