Огонь в жизни первобытных людей (конспект урока)

14
0
Материал опубликован 28 April в группе

Методическая разработка урока с региональным компонентом

Тема урока "Огонь в жизни первобытных людей"

История, 5 класс


Место урока в общей системе уроков:
изучение материала по истории предполагает изучение древней истории, в том числе истории первобытных людей. В основном, это всеобщая история. К этому можно добавить урок о древних людях на Камчатке. Это будет способствовать не только расширению и углублению краеведческих знаний пятиклассников, но и формированию более целостного восприятия истории, восприятия истории Камчатки в русле мировой истории.


Цели и задачи  урока:
Познавательная: познакомить с ролью огня в жизни первобытных людей в целом, и ительменов на Камчатке, в частности.
Развивающая: помочь ребятам выработать умение самостоятельной работы с источниками, умение участвовать в коллективной работе и формировать свою собственную позицию 
Воспитательная: способствовать развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей, речевой культуры


Планируемые результаты:
1. Учащиеся должны получить представление о роли огня в жизни первобытных людей и ительменов
2. Учащиеся узнают о Н. Н. Дикове, двух стоянках первобытных людей на Камчатке: Ушковской и на реке Никулке.
3. Учащиеся могут выступить со своими соображениями в ходе беседы или дискуссии.
4. Учащиеся могут сформировать свою позицию по этому вопросу.
5. Учащиеся смогут проверить свои коммуникативные, познавательные и творческие способности, общую и речевую культуру и улучшить их.


Предварительная работа:                                                                    договориться с работниками музеев (Детского в РДДТ и краеведческого) о помощи ребятам в отборе и фотографирования экспонатов музеев, связанных с огнём.

подготовить ребят, которые расскажут мифы


Тип урока: комбинированный


Форма урока -  коллективная, фронтальная


Место проведения урока - кабинет с экраном и проектором


Оборудование урока: 
1. Компьютер или ноутбук.
2. Проектор
3. Экран


Используемые пособия:
1.    Карта Камчатки
2.    Презентация «Огонь в жизни первобытных людей»


ХОД УРОКА


Первый этап – Вступление
Учитель

Трудно представить жизнь современного человека без использования огня, но процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. А произошло это благодаря первобытному человеку. Сегодня на уроке мы посмотрим, как это произошло. 
Урок будет сопровождаться просмотром презентации.
Работать мы будем по плану.                                                                                    План на доске.
1.    Знакомство первобытных людей с огнём и мифы о появлении огня у людей
2.    Гейдельбергские люди и способы получения огня
3.    Роль огня в жизни первобытных людей
4.    Н. Н. Диков и стоянки первобытных людей на Камчатке
5.    Огонь в жизни ительменов и 

План зачитывается. 


Учитель
Первый этап - просмотр презентации                                              Начинаем!

Все помнят, когда на нашей планете появились люди?


Ответ – Примерно 2,5 миллиона лет назад


Учитель:                                                                                                                      И очень долго, об использовании огня люди ничего не знали. Как и любое живое существо, они его боялись и старались избегать. Но тем не менее им приходилось с огнём сталкиваться.

Как вы думаете, как они могли познакомиться с огнём?


Ответ - во время лесных пожаров, во время извержения вулкана.


Показывается слайд презентации №2


Учитель                                                                                                                          Об этом говорят мифы многих народов 


Вот как об этом рассказывает китайский миф (сообщение ученика).


Показывается слайд презентации №3


Древние люди жили подобно диким животным. Каждый день после захода солнца их окружала темнота. Когда шли дожди, люди дрожали от холода, съёжившись в своих пещерах, и ели сырое мясо, многие от этого болели и умирали.
Однажды началась гроза. Рокотали раскаты грома, ослепительно сверкали молнии. Люди племени спрятались в пещере и, дрожа от страха и холода, прижались друг к другу. Вдруг молния ударила в сосну, и дерево запылало. Даже проливной дождь не мог потушить огонь. Когда ливень закончился, племя собралось вокруг пылающей сосны. Вокруг огня было необычайно тепло, и люди быстро согрелись. На земле лежали тела диких животных, погибших от удара молнии и огня. Они источали соблазнительный аромат. Первобытные люди отведали жареного мяса и восхитились удивительным вкусом. Неужели на свете существует такая вкусная еда! В тот вечер все ели жареное мясо и танцевали.
Однако на второй день огонь погас, и людям пришлось ждать следующей грозы…


Греческий миф о Прометее (сообщение ученика)


Показывается слайд презентации №4


Люди страдали от холода, болезней. Чтобы облегчить им жизнь, Прометей похитил  огонь у Гефеста, скрыв искру в полом стебле тростника, передал людям огонь  и показал им, как его сохранять.
За это Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале, а вновь и вновь прилетающий орёл каждый день клевал его печень. Муки Прометея длились около тридцати тысяч лет, пока Геракл не освободил его.


Это миф, но, представьте, рано или поздно наступил момент в реальности, когда кто-то из первобытных людей (имя этого смельчака нам неизвестно), преодолел своё страх перед огнём. И это оказалось, без преувеличения, революционным шагом в истории.


Показывается слайд презентации №5 


Примерно 400 тыс. лет назад, практически, на всей планете люди стали не только добывать, но и использовать огонь.  
И первыми это научились делать гейдельбергские люди – предки неандертальцев. Они же начали строить примитивные жилища из веток и камней. Рост до 1,8 м, вес 62 кг. Делали орудия из дерева и камня. Охотились на крупных копытных животных.


Учитель  
Как же первобытные люди использовали огонь? Посмотрите на слайд презентации и ответьте на вопросю


Показывается слайд презентации №6


Ответы ребят
Вариант ответа: люди спасли себя от холода, научились готовить варёную и жареную пищу, осветили своё жилище, улучшили орудия труда, отогнали зверей.
Но в тоже время огонь часто приводил к гибели людей.


Показывается слайд презентации №7: фрагмент фильма «Битва за огонь»


Учитель                                                                                                                   Как же люди добывали огонь? 


Показывается слайд презентации №8 и №9


Ответы ребят – трение и высекание. Возможно, толчок к изобретению первого источника огня дали наблюдения, показавшие, что некоторые камни при ударе высекают искры.


Учитель 

А теперь посмотрим, как обстояло дело у нас на Камчатке. Сначала познакомимся с Н. Н. Диковым.
Вопрос
1.    Кто такой Н. Н. Диков?


Показывается слайд презентации №10


Николай Николаевич Диков (1925 — 1996) — советский и российский учёный: историк, археолог. Вначале он стал директором Чукотского краеведческого музея, а потом возглавил лабораторию археологии, истории и этнографии Северо-Восточного НИИ (Магадан). В 1961 году он организовал экспедицию на Камчатку, в ходе которой были найдены следы пребывания человека верхнего палеолита, а также множество древнеительменских стоянок.
Главнейшим научным достижением Н. Н. Дикова считается открытие палеолитических стоянок первобытного человека на Камчатке, Чукотке и Колыме.


2.    Какие стоянки он открыл на Камчатке?


Показывается слайд презентации №11-12

Показывается слайд презентации №13-14


Ответы ребят - Две стоянки: Ушковскую и на реке Никулке. Ушковская стоянка находится

Недалеко от Козыревска, а вторая – на территории Мильковского округа 


3.    Есть ли на следы огня на этих стоянках?


Показывается слайд презентации №15-16


Ушковская стоянка
Ушковская стоянка - самое крупное древнее поселение из тех, которые когда-либо были открыты археологами на полуострове Камчатка. Здесь жили люди уже 15 000 лет назад. Ушковская стоянка признана уникальным памятников археологии: это памятник палеолита и неолита, имеющий большое значение для изучения проблем заселения человеком северных районов Дальнего Востока и его миграции через Берингийский мост суши в Северную Америку.
Всего выявлено семь этапов заселения стоянки, 12 культурных слоёв.
1. Уже в первом периоде заселения стоянки Ушки обнаружено жилище с очагом, из уложенных неправильным кругом камней, что говорит о знакомстве с огнём.  
Третий период заселения стоянки Ушки характерен погребением под мощными отложениями угля и пепла вулкана Хангар. Как предполагают исследователи, население этого периода испытало катастрофу, связанную с извержением и пеплопадом, которые сопровождались сильным пожаром. Об этом свидетельствует облик найденных в то время обсидиановых и кремниевых орудий.
2. Верх святилища духа Хантая, также как и сама полуземлянка, сгорел в огне пожара.
3. Исследовано 7 жилищ. Среди жилищ обнаружена округлая полуземлянка с очагом из уложенных неправильным кругом камней. Другие сооружения были целиком наземными шалашами округлой и овальной формы с пепелищами очагов без каменных обкладок.
Более десяти крупных пеплопадов зафиксировано на территории Ушковских стоянок, большинство из них принадлежит вулкану Шивелуч.


Второй этап – творческая работа, выставка рисунков
Учитель
Ребята, попробуйте нарисовать как ительмены сталкивались с огнём и что из этого получилось.


Ребята рисуют. Помощь ученикам в случае необходимости.


Выставка рисунков ребят 

Анализ рисунков

Учитель вместе с ребятами подводит итог, опираясь на выставочные рисунки

Рисунки показывают, что вы выделили две стороны использования огня
Положительная – приготовление пищи, отгон диких зверей, освещение полуземлянки, изготовление бата и укрепление орудий труда
Отрицательная – пожары, гибель людей во время извержения вулкана или грозы.


Третий этап – Беседа с ребятами. 
Учитель 
1.Что мы сегодня изучили на занятии?


Ответы ребят.
Вариант ответа: Мы изучали огонь


Вам понравилась наша сегодняшняя работа? Кому понравилась? Поднимите, пожалуйста, руки. Чем понравилась? Кому не понравилась? Почему не понравилась? Какие были трудности? 
Домашнее задание – сходить в музей, посмотреть и сфотографировать экспонаты, которые говорят о знакомстве ительменов с огнём. На следующем уроке мы посмотрим ваши фотографии.



Источники (в конспекте)  



Файл конспекта урока  "Огонь в жизни первобытных людей"
Огонь в жизни первобытных людейDOCX / 231.65 Кб


Архив к уроку "Огонь в жизни первобытных людей".

Состав

1. Конспект урока  "Огонь в жизни первобытных людей"

2. Презентация "Огонь в жизни первобытных людей",

3. Пояснительная записка к уроку

4. Видео "Борьба за огонь. Ночь в пещере", "Способы добывания огня"

5. Видео "Прометей приносит людям огонь", сделанное в нейросети "Шедеврум"



Комментарии
Комментариев пока нет.