12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ершов Артем Анатольевич347

Ершов Артем Анатольевич,

Магистр социально-экономического образования,

Учитель 1 категории, библиотекарь,

Православная гимназия во имя

святого благоверного великого

князя Александра Невского №11

г. Нижний Тагил

artyershov@mail.ru


Охотничий рассказ и очерк

как источник географической информации

(новое в педагогических технологиях)

Современное географическое образование предполагает формирование у учащихся разнообразных навыков, в том числе работы с различными источниками информации. Кроме географических карт это могут быть записки путешественников и другие тексты, таблицы, диаграммы, графики. При изучении географии России требуется, на наш взгляд, глубокое исследование особенностей природы разных регионов нашей необъятной Родины. К сожалению, по географии России очень мало популярной литературы. Автору как-то довелось побывать в московской «Академкниге». На вопрос «Где найти книги по географии?» консультант ответил: «Только в букинистическом отделе». В этой связи считаем целесообразным обращение к классике. В великой русской литературе сложился особый интересный жанр охотничьего рассказа (очерка). Русские писатели талантливо и красочно описывали природу России от Западных ее границ до побережья Тихого океана. В данной статье хотелось бы представить обзор охотничьих рассказов и очерков, которые замечательно подходят для анализа на уроках географии в 8 классе. Рассказы и очерки лучше задавать на дом, рекомендуется делить учащихся на группы.

Красоту природы Центральной России воспел в своих рассказах И. С. Соколов-Микитов. К сожалению, творчество этого замечательного писателя не очень популярно, некоторые рассказы его изучают лишь в начальной школе. Мы рекомендуем к прочтению и изучению охотничьи рассказы  И. С. Соколова-Микитова, включенные в цикл «По лесным тропам»: «Первая охота», «На глухарином току», «Дупелиный ток», «На лесной канаве», «Пугач», «На глухом болоте», «Звуки весны» и другие. В этих кратких рассказах автор дает характеристику растительного и животного мира лесов Центральной России, описывает повадки волков, зайцев, глухарей, дупелей и других животных (Соколов-Микитов, с. 429-476).

Природу Заволжья и Предуралья охарактеризовал в своих произведениях великий русский писатель С. Т. Аксаков. Знакомство с творчеством С. Т. Аксакова на уроках географии рекомендуем начать с «Рассказов и воспоминаний охотника о разных охотах». В этот цикл входят 14 очерков об охоте на животных и «Замечания и наблюдения охотника брать грибы». Автор в этих рассказах пишет о ловле рыбы, охоте с ястребом на перепелок, о повадках лис, волков, тетеревов, куропаток и других животных. Ценные замечания С. Т. Аксакова о грибах – вообще редкость в литературе (Аксаков, с. 353-460).

Кроме того, перу Сергея Тимофеевича принадлежит более крупное произведение – «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Вступление, касающееся охотничьего ружья, будет интересно лишь профессионалам. Учащимся к прочтению рекомендуем разряды 1-4. В Разряде 1 автор дает блестящую характеристику болота и болотной дичи. По классификации С. Т. Аксакова, болота бывают чистые луговые, сухие, мокрые, топкие, камышистые, глухие, зыбкие (трясины), и в каждом болоте свой уникальный растительный и животный мир (с. 38-43). На болотах обитают бекасы, дупельшнепы, гаршнепы, кулики и другие птицы, всего автором дана характеристика 21 вида птиц.

Разряд 2 посвящен водяной, или водоплавающей дичи. В этом разряде С. Т. Аксаков приводит интересную классификацию озер: заливные, или просто небольшие ямы и впадины; озера большой величины; лесные; степные (с. 120-122). О водоплавающей дичи автор замечает следующее: «Водяная птица ближайшая соседка птице болотной; выводит детей если не в болотах, то всегда в болотистых местах, и потому я немедленно перехожу к ней, хотя она в общем разряде дичи, по своему достоинству, должна бы занимать последнее место. Длинный овал челнообразного стана, устройство всех членов тела, обилие пуха и перьев, покрытых тонким лаком, не пропускающим мокроту, ясно указывают, что назначение этой породы птиц не только временное плаванье по воде, но даже постоянное на ней пребывание. Походка их медленна, тяжела, неловка, некрасива; лебедь, гусь и утка, когда идут по земле, ступают бережно, скользя и переваливаясь с одной стороны на другую, а утки-рыбалки почти лишены способности ходить; зато вода их стихия! На воде они дома! Без всякого видимого движения, без всякого усилия, плавно, тихо, спокойно рассекают они поверхность воды во всех направлениях и поворотах, незаметно передвигая в воде свои перепончатые лапы: тут они и ловки и красивы» (с. 114-115). К водоплавающей дичи автор относит лебедя, гуся, уток и лысуху (иначе лысена или водяная курица).

В Разряде 3 С. Т. Аксаков дает подробную характеристику степи и степной дичи: дрофа, журавль, коростель и другие, всего 10 видов. По мнению писателя, «Со временем не останется лоскута нераспаханной степи в Оренбургской губернии. Вопреки землемерным планам и межевым книгам, все ее земли удобны, все должны быть населены, и все, написанное мною о степных местах этого чудного края, сделается преданием, рассказом старины» (с. 193). Практически полностью прогноз С. Т. Аксакова оправдался: от Оренбургской степи сохранились лишь отдельные лоскуты.

Разряд 4 посвящен лесу и лесной дичи. К лесной дичи С. Т. Аксаков относит тетеревов, рябчика, куропатку, голубей, дрозда, вальдшнепа и некоторых мелких птичек. Также в Разряде 4 представлен подробный очерк о зайцах.  Хвойный лес автор называет красным, а широколиственный – черным (с. 258). Писатель обращает внимание на жестокую вырубку лесов нередко от пустой прихоти человека (а это вторая половина XIX века, что уж говорить о нынешних временах!) (с. 265-267). Вот, что пишет Сергей Тимофеевич о флоре и фауне русского леса: «На ветвях дерев, в чаще зеленых листьев и вообще в лесу живут пестрые, красивые, разноголосые, бесконечно разнообразные породы птиц: токуют глухие и простые тетерева, пищат рябчики, хрипят на тягах вальдшнепы, воркуют, каждая по-своему, все породы диких голубей, взвизгивают и чокают дрозды, заунывно, мелодически перекликаются иволги, стонут рябые кукушки, постукивают, долбя деревья, разноперые дятлы, трубят желны, трещат сойки; свиристели, лесные жаворонки, дубоноски и все многочисленное крылатое, мелкое певчее племя наполняет воздух разными голосами и оживляет тишину лесов; на сучьях и в дуплах дерев птицы вьют свои гнезда, кладут яйца и выводят детей; для той же цели поселяются в дуплах куницы и белки, враждебные птицам, и шумные рои диких пчел. Трав и цветов мало в большом лесу: густая, постоянная тень неблагоприятна растительности, которой необходимы свет и теплота солнечных лучей; чаще других виднеются зубчатый папоротник, плотные и зеленые листья ландыша, высокие стебли отцветшего лесного левкоя да краснеет кучками зрелая костяника; сырой запах грибов носится в воздухе, но всех слышнее острый и, по-моему, очень приятный запах груздей, потому что они родятся семьями, гнездами и любят моститься (как говорят в народе) в мелком папоротнике, под согнивающими прошлогодними листьями» (с. 261).

Природу Седого Урала воспел в своих произведениях Д. Н. Мамин-Сибиряк. В его охотничьих рассказах пейзажи и описания растительного и животного мира Урала служат фоном для назидательных историй из жизни пореформенной России. Вот какой пейзаж рисует автор в рассказе «Гроза»: «Гора Талая, до самой вершины заросшая молодым сосняком, вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было отчетливо рассмотреть даже отдельные ветви деревьев, вырезывавшиеся на светлом фоне. Туча выползала с левой стороны Талой и пустила вперед себя мутную косую полосу дождя, которая тянулась на нас, точно тучу задергивала какая-то невидимая рука громадной парусиной. А там, на западе, блестело последним светом закатывавшееся солнце, обливая розовым огнем верхушки леса и скалистые гребни гор. Это была настоящая борьба света и мглы, сопровождавшаяся оглушительной канонадой. Гора Востряк, торчавшая своей одинокой верхушкой, как громадный зуб, была в двух шагах, и мы скоро зашагали по громадному ельнику, где было уже совсем темно. Брести по такому лесу, особенно вечером, даже привычному охотнику всегда как-то жутко; вас охватывает мертвая тишина, сырой воздух давит грудь, начинает казаться, что никогда из этой трущобы не выбраться, и невольно прислушиваешься к шуму собственных шагов, который теряется в мягком желтом мхе. Именно в таком ельнике и «блазнит» (кажется – А. Е.) непривычному человеку, который начинает бояться собственной тени и со страхом пробирается вперед через лесную чащу, валежник и папоротники. Глухо, неприятно кругом, точно над головой нет больше неба, а тьма ползет на вас со всех сторон и начинает медленно давить» (Мамин-Сибиряк, Т. 3., с. 347-348). В этом рассказе писатель замечает любопытную деталь: исконно уральский лес хвойный, березу и липу принесли на Урал и в Сибирь в эпоху колонизации переселенцы, которые стали массово вырубать хвойные породы (Мамин-Сибиряк, Т. 3., с. 349).

Уральскую осень Д. Н. Мамин-Сибиряк описал в рассказе «На перевале»: «Первый иней, от которого «закисает» лиственница, служит сигналом для охоты на глухарей. Чуть тронутая холодом мягкая хвоя служит лакомством для птицы, и охотники пользуются этим, чтобы бить по зарям усевшихся на лиственницах глухарей. В Среднем Урале это дерево достигает значительной высоты и над лесом поднимается целой головой. Обыкновенно встречаются отдельные деревья, а целые насаждения очень редко, дальше к северу. Старинное дерево, эта лиственница: высокое, ветвистое, чуть посыпанное своей бледной и мягкой хвоей. По крепости оно тверже дуба, в воде не гниет и потому служит по преимуществу типом корабельного леса. В Среднем Урале лиственницы имеют такой голый, сиротский вид и широко расстилают свои узловатые коряжистые ветви, похожие на оленьи рога. Южнее эти деревья отличаются стройностью и достигают громадной величины. Так, около Златоуста нашли для телеграфного столба лиственницу, из которой вырубили столб в 36 аршин длины и 12 вершков в верхнем отрубе. Там же молодые лиственные заросли придают характерный отпечаток горной южноуральской растительности» (Мамин-Сибиряк, Т. 5., с. 29). В этом рассказе Д. Н. Мамин-Сибиряк замечает, что близость города приводит к тому, что лучший лес вокруг массово вырубается, а также упоминает смолокуренный промысел: из сосновой древесины в специальных печах и ямах добывали уксус и скипидар (Мамин-Сибиряк, Т. 5., с. 30).

Есть у Дмитрия Наркисовича и описание болота (можно продолжить тему С. Т. Аксакова). В рассказе «В болоте» автор рассказывает о непростой судьбе старушки, которая собирает на болотах лекарственные травы. Когда-то в молодости лечебная трава Петров крест спасла ей жизнь. Растение так называется, потому что корень его напоминает крест апостола Петра, распятого вниз головой (Мамин-Сибиряк, Т. 5., с. 333). Вот что пишет Д. Н. Мамин-Сибиряк об уральских болотах: «На Урале есть целый ряд заросших озер. Если смотреть на них откуда-нибудь с возвышенности, можно отлично видеть сохранившийся уровень воды, линию берега, острова. Замечательно то, что образовавшиеся торфянины и болота сохранили прежний водяной уровень, тогда как обыкновенно он понижается в виде широких ложбин и неправильной формы ям.

Ходить по такому заросшему озеру опасно; почва так и колышется под ногами, точно идешь по натянутому полотну; в других местах нога проваливается совсем, а кое-где еще сохранились полузатянутые осокой и лапушником глубокие озерные «окна», которые даже не замерзают зимой. Растительность на таких мертвых озерах совершенно особенная, тоже какая-то мертвая: жесткая осока, ситник, белоус, мхи и разнообразный кустарник, начиная со смородины по краям и кончая вербой. Особенно замечательны болотные сосны и березы, по которым сразу узнаешь настоящее болото: деревья здесь превращаются в жалких карликов, точно золотушные дети, а между тем таким карликам бывает иногда лет за сто. Болотная дичь любит эти мертвые места и плодится здесь во множестве, тем более что есть такие болота, которые решительно летом недоступны охотникам.

Раз утром в конце июля я долго бродил с собакой по берегу такого болота, еще находившегося в периоде зарастания: торфяной слой залег всего на глубине полуаршина, а поверхность представлялась редким кочкарником, с водяными просветами. Под водой отчетливо можно было рассмотреть пестрый ковер прошлогодних водорослей, точно дно было выложено деревянной коричневой мозаикой» (Мамин-Сибиряк, Т. 5., с. 330). На уроке можно организовать сравнение описания болота у С. Т. Аксакова и у Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Таким образом, охотничьи рассказы и очерки русских писателей содержат подробные описания природы различных регионов России. Эти рассказы и очерки мы рекомендуем читать и анализировать на уроках географии в 8 классе. У автора статьи есть хороший опыт работы с охотничьими рассказами. Материал усваивается лучше, чем параграф учебника, дети активно включаются в работу, анализируют тексты. Чтение русской классики и формирует читательский вкус, и способствует духовно-нравственному, экологическому и эстетическому воспитанию учащихся.

Список использованной литературы

  1. Аксаков, С. Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах [Текст] / С. Т. Аксаков. – Москва : Правда, 1987. – 464 с.
  2. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 3. [Текст] / ред. А. И. Груздев. – Москва : Правда, 1958. – 452 с.
  3. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 5. [Текст] / ред. А. И. Груздев. – Москва : Правда, 1958. – 404 с.
  4. Соколов-Микитов, И. С. По морям и лесам [Текст] / И. С. Соколов-Микитов. – Москва ; Ленинград : Советский писатель, 1964. – 612 с.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.