Охотничий рассказ и очерк как источник географической информации (новое в педагогических технологиях)

Ершов Артем Анатольевич,
Магистр социально-экономического образования,
Учитель 1 категории, библиотекарь,
Православная гимназия во имя
святого благоверного великого
князя Александра Невского №11
г. Нижний Тагил
Охотничий рассказ и очерк
как источник географической информации
(новое в педагогических технологиях)
Современное географическое образование предполагает формирование у учащихся разнообразных навыков, в том числе работы с различными источниками информации. Кроме географических карт это могут быть записки путешественников и другие тексты, таблицы, диаграммы, графики. При изучении географии России требуется, на наш взгляд, глубокое исследование особенностей природы разных регионов нашей необъятной Родины. К сожалению, по географии России очень мало популярной литературы. Автору как-то довелось побывать в московской «Академкниге». На вопрос «Где найти книги по географии?» консультант ответил: «Только в букинистическом отделе». В этой связи считаем целесообразным обращение к классике. В великой русской литературе сложился особый интересный жанр охотничьего рассказа (очерка). Русские писатели талантливо и красочно описывали природу России от Западных ее границ до побережья Тихого океана. В данной статье хотелось бы представить обзор охотничьих рассказов и очерков, которые замечательно подходят для анализа на уроках географии в 8 классе. Рассказы и очерки лучше задавать на дом, рекомендуется делить учащихся на группы.
Красоту природы Центральной России воспел в своих рассказах И. С. Соколов-Микитов. К сожалению, творчество этого замечательного писателя не очень популярно, некоторые рассказы его изучают лишь в начальной школе. Мы рекомендуем к прочтению и изучению охотничьи рассказы И. С. Соколова-Микитова, включенные в цикл «По лесным тропам»: «Первая охота», «На глухарином току», «Дупелиный ток», «На лесной канаве», «Пугач», «На глухом болоте», «Звуки весны» и другие. В этих кратких рассказах автор дает характеристику растительного и животного мира лесов Центральной России, описывает повадки волков, зайцев, глухарей, дупелей и других животных (Соколов-Микитов, с. 429-476).
Природу Заволжья и Предуралья охарактеризовал в своих произведениях великий русский писатель С. Т. Аксаков. Знакомство с творчеством С. Т. Аксакова на уроках географии рекомендуем начать с «Рассказов и воспоминаний охотника о разных охотах». В этот цикл входят 14 очерков об охоте на животных и «Замечания и наблюдения охотника брать грибы». Автор в этих рассказах пишет о ловле рыбы, охоте с ястребом на перепелок, о повадках лис, волков, тетеревов, куропаток и других животных. Ценные замечания С. Т. Аксакова о грибах – вообще редкость в литературе (Аксаков, с. 353-460).
Кроме того, перу Сергея Тимофеевича принадлежит более крупное произведение – «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Вступление, касающееся охотничьего ружья, будет интересно лишь профессионалам. Учащимся к прочтению рекомендуем разряды 1-4. В Разряде 1 автор дает блестящую характеристику болота и болотной дичи. По классификации С. Т. Аксакова, болота бывают чистые луговые, сухие, мокрые, топкие, камышистые, глухие, зыбкие (трясины), и в каждом болоте свой уникальный растительный и животный мир (с. 38-43). На болотах обитают бекасы, дупельшнепы, гаршнепы, кулики и другие птицы, всего автором дана характеристика 21 вида птиц.
Разряд 2 посвящен водяной, или водоплавающей дичи. В этом разряде С. Т. Аксаков приводит интересную классификацию озер: заливные, или просто небольшие ямы и впадины; озера большой величины; лесные; степные (с. 120-122). О водоплавающей дичи автор замечает следующее: «Водяная птица – ближайшая соседка птице болотной; выводит детей если не в болотах, то всегда в болотистых местах, и потому я немедленно перехожу к ней, хотя она в общем разряде дичи, по своему достоинству, должна бы занимать последнее место. Длинный овал челнообразного стана, устройство всех членов тела, обилие пуха и перьев, покрытых тонким лаком, не пропускающим мокроту, ясно указывают, что назначение этой породы птиц – не только временное плаванье по воде, но даже постоянное на ней пребывание. Походка их медленна, тяжела, неловка, некрасива; лебедь, гусь и утка, когда идут по земле, ступают бережно, скользя и переваливаясь с одной стороны на другую, а утки-рыбалки почти лишены способности ходить; зато вода – их стихия! На воде они дома! Без всякого видимого движения, без всякого усилия, плавно, тихо, спокойно рассекают они поверхность воды во всех направлениях и поворотах, незаметно передвигая в воде свои перепончатые лапы: тут они и ловки и красивы» (с. 114-115). К водоплавающей дичи автор относит лебедя, гуся, уток и лысуху (иначе лысена или водяная курица).
В Разряде 3 С. Т. Аксаков дает подробную характеристику степи и степной дичи: дрофа, журавль, коростель и другие, всего 10 видов. По мнению писателя, «Со временем не останется лоскута нераспаханной степи в Оренбургской губернии. Вопреки землемерным планам и межевым книгам, все ее земли удобны, все должны быть населены, и все, написанное мною о степных местах этого чудного края, сделается преданием, рассказом старины» (с. 193). Практически полностью прогноз С. Т. Аксакова оправдался: от Оренбургской степи сохранились лишь отдельные лоскуты.
Разряд 4 посвящен лесу и лесной дичи. К лесной дичи С. Т. Аксаков относит тетеревов, рябчика, куропатку, голубей, дрозда, вальдшнепа и некоторых мелких птичек. Также в Разряде 4 представлен подробный очерк о зайцах. Хвойный лес автор называет красным, а широколиственный – черным (с. 258). Писатель обращает внимание на жестокую вырубку лесов нередко от пустой прихоти человека (а это вторая половина XIX века, что уж говорить о нынешних временах!) (с. 265-267). Вот, что пишет Сергей Тимофеевич о флоре и фауне русского леса: «На ветвях дерев, в чаще зеленых листьев и вообще в лесу живут пестрые, красивые, разноголосые, бесконечно разнообразные породы птиц: токуют глухие и простые тетерева, пищат рябчики, хрипят на тягах вальдшнепы, воркуют, каждая по-своему, все породы диких голубей, взвизгивают и чокают дрозды, заунывно, мелодически перекликаются иволги, стонут рябые кукушки, постукивают, долбя деревья, разноперые дятлы, трубят желны, трещат сойки; свиристели, лесные жаворонки, дубоноски и все многочисленное крылатое, мелкое певчее племя наполняет воздух разными голосами и оживляет тишину лесов; на сучьях и в дуплах дерев птицы вьют свои гнезда, кладут яйца и выводят детей; для той же цели поселяются в дуплах куницы и белки, враждебные птицам, и шумные рои диких пчел. Трав и цветов мало в большом лесу: густая, постоянная тень неблагоприятна растительности, которой необходимы свет и теплота солнечных лучей; чаще других виднеются зубчатый папоротник, плотные и зеленые листья ландыша, высокие стебли отцветшего лесного левкоя да краснеет кучками зрелая костяника; сырой запах грибов носится в воздухе, но всех слышнее острый и, по-моему, очень приятный запах груздей, потому что они родятся семьями, гнездами и любят моститься (как говорят в народе) в мелком папоротнике, под согнивающими прошлогодними листьями» (с. 261).
Природу Седого Урала воспел в своих произведениях Д. Н. Мамин-Сибиряк. В его охотничьих рассказах пейзажи и описания растительного и животного мира Урала служат фоном для назидательных историй из жизни пореформенной России. Вот какой пейзаж рисует автор в рассказе «Гроза»: «Гора Талая, до самой вершины заросшая молодым сосняком, вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было отчетливо рассмотреть даже отдельные ветви деревьев, вырезывавшиеся на светлом фоне. Туча выползала с левой стороны Талой и пустила вперед себя мутную косую полосу дождя, которая тянулась на нас, точно тучу задергивала какая-то невидимая рука громадной парусиной. А там, на западе, блестело последним светом закатывавшееся солнце, обливая розовым огнем верхушки леса и скалистые гребни гор. Это была настоящая борьба света и мглы, сопровождавшаяся оглушительной канонадой. Гора Востряк, торчавшая своей одинокой верхушкой, как громадный зуб, была в двух шагах, и мы скоро зашагали по громадному ельнику, где было уже совсем темно. Брести по такому лесу, особенно вечером, даже привычному охотнику всегда как-то жутко; вас охватывает мертвая тишина, сырой воздух давит грудь, начинает казаться, что никогда из этой трущобы не выбраться, и невольно прислушиваешься к шуму собственных шагов, который теряется в мягком желтом мхе. Именно в таком ельнике и «блазнит» (кажется – А. Е.) непривычному человеку, который начинает бояться собственной тени и со страхом пробирается вперед через лесную чащу, валежник и папоротники. Глухо, неприятно кругом, точно над головой нет больше неба, а тьма ползет на вас со всех сторон и начинает медленно давить» (Мамин-Сибиряк, Т. 3., с. 347-348). В этом рассказе писатель замечает любопытную деталь: исконно уральский лес хвойный, березу и липу принесли на Урал и в Сибирь в эпоху колонизации переселенцы, которые стали массово вырубать хвойные породы (Мамин-Сибиряк, Т. 3., с. 349).
Уральскую осень Д. Н. Мамин-Сибиряк описал в рассказе «На перевале»: «Первый иней, от которого «закисает» лиственница, служит сигналом для охоты на глухарей. Чуть тронутая холодом мягкая хвоя служит лакомством для птицы, и охотники пользуются этим, чтобы бить по зарям усевшихся на лиственницах глухарей. В Среднем Урале это дерево достигает значительной высоты и над лесом поднимается целой головой. Обыкновенно встречаются отдельные деревья, а целые насаждения – очень редко, дальше к северу. Старинное дерево, эта лиственница: высокое, ветвистое, чуть посыпанное своей бледной и мягкой хвоей. По крепости оно тверже дуба, в воде не гниет и потому служит по преимуществу типом корабельного леса. В Среднем Урале лиственницы имеют такой голый, сиротский вид и широко расстилают свои узловатые коряжистые ветви, похожие на оленьи рога. Южнее эти деревья отличаются стройностью и достигают громадной величины. Так, около Златоуста нашли для телеграфного столба лиственницу, из которой вырубили столб в 36 аршин длины и 12 вершков в верхнем отрубе. Там же молодые лиственные заросли придают характерный отпечаток горной южноуральской растительности» (Мамин-Сибиряк, Т. 5., с. 29). В этом рассказе Д. Н. Мамин-Сибиряк замечает, что близость города приводит к тому, что лучший лес вокруг массово вырубается, а также упоминает смолокуренный промысел: из сосновой древесины в специальных печах и ямах добывали уксус и скипидар (Мамин-Сибиряк, Т. 5., с. 30).
Есть у Дмитрия Наркисовича и описание болота (можно продолжить тему С. Т. Аксакова). В рассказе «В болоте» автор рассказывает о непростой судьбе старушки, которая собирает на болотах лекарственные травы. Когда-то в молодости лечебная трава Петров крест спасла ей жизнь. Растение так называется, потому что корень его напоминает крест апостола Петра, распятого вниз головой (Мамин-Сибиряк, Т. 5., с. 333). Вот что пишет Д. Н. Мамин-Сибиряк об уральских болотах: «На Урале есть целый ряд заросших озер. Если смотреть на них откуда-нибудь с возвышенности, можно отлично видеть сохранившийся уровень воды, линию берега, острова. Замечательно то, что образовавшиеся торфянины и болота сохранили прежний водяной уровень, тогда как обыкновенно он понижается в виде широких ложбин и неправильной формы ям.
Ходить по такому заросшему озеру опасно; почва так и колышется под ногами, точно идешь по натянутому полотну; в других местах нога проваливается совсем, а кое-где еще сохранились полузатянутые осокой и лапушником глубокие озерные «окна», которые даже не замерзают зимой. Растительность на таких мертвых озерах совершенно особенная, тоже какая-то мертвая: жесткая осока, ситник, белоус, мхи и разнообразный кустарник, начиная со смородины по краям и кончая вербой. Особенно замечательны болотные сосны и березы, по которым сразу узнаешь настоящее болото: деревья здесь превращаются в жалких карликов, точно золотушные дети, а между тем таким карликам бывает иногда лет за сто. Болотная дичь любит эти мертвые места и плодится здесь во множестве, тем более что есть такие болота, которые решительно летом недоступны охотникам.
Раз утром в конце июля я долго бродил с собакой по берегу такого болота, еще находившегося в периоде зарастания: торфяной слой залег всего на глубине полуаршина, а поверхность представлялась редким кочкарником, с водяными просветами. Под водой отчетливо можно было рассмотреть пестрый ковер прошлогодних водорослей, точно дно было выложено деревянной коричневой мозаикой» (Мамин-Сибиряк, Т. 5., с. 330). На уроке можно организовать сравнение описания болота у С. Т. Аксакова и у Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Таким образом, охотничьи рассказы и очерки русских писателей содержат подробные описания природы различных регионов России. Эти рассказы и очерки мы рекомендуем читать и анализировать на уроках географии в 8 классе. У автора статьи есть хороший опыт работы с охотничьими рассказами. Материал усваивается лучше, чем параграф учебника, дети активно включаются в работу, анализируют тексты. Чтение русской классики и формирует читательский вкус, и способствует духовно-нравственному, экологическому и эстетическому воспитанию учащихся.
Список использованной литературы
- Аксаков, С. Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах [Текст] / С. Т. Аксаков. – Москва : Правда, 1987. – 464 с.
- Мамин-Сибиряк, Д. Н. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 3. [Текст] / ред. А. И. Груздев. – Москва : Правда, 1958. – 452 с.
- Мамин-Сибиряк, Д. Н. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 5. [Текст] / ред. А. И. Груздев. – Москва : Правда, 1958. – 404 с.
- Соколов-Микитов, И. С. По морям и лесам [Текст] / И. С. Соколов-Микитов. – Москва ; Ленинград : Советский писатель, 1964. – 612 с.