12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сингаевская Наталья Валерьевна21621
Педагог дополнительного образования. Стаж педагогической работы более 25 лет. Люблю детей, музыку, природу, творчество, путешествия...
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

Охрана певческого голоса.

Человек наделен от природы чудесным даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Соответственно разным чувствам по-разному может звучат голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении!

Сравнение звучания скрипки, альта, виолончели, флейты, валторны с красотой пения человеческого голоса является для исполнения особой похвалой. Голос - бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.

Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?

У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук - голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, складки воспаляются и голос получается гру­бым, сиплым.

Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зу­бы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, про­износи протяжно следующие звуки:

А-а-а

Э-э-э

И-и-и

О-о-о

У-у-у

Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды - новый звук. Так ты закаляешь горло - это как об­ливание холодной водой - и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.

Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок или занятие рас­строенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктив­ным не будет. Настроение - эмоциональная настройка - влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.

Что делать, если вы охрипли или совсем потеряли голос?

Для начала нужно молчать. Если нужно что-то сказать – пишите записку.

Заболевания голоса.

Жизненный и профессиональный режим, определенные гигиенические правила включают распорядок труда, отдыха, питание, физические упражнения. Певец должен быть здоровым человеком, с устойчивой психикой, крепкими нервами, хорошим тонусом мышц, здоровыми внутренними органами.

​​Заболевания голосового аппарата часто можно наблюдать у молодых певцов, занимающихся сольным пением и участвующих в самодеятельных коллективах. Как причина появления болезни на первом месте стоит неправильный голосовой режим: чрезмерное использование голоса, перенапряжение, злоупотребление верхними и нижними нотами голосового диапазона, пение в несоответствующей голосу тесситуре, форсированное пение – следствие неправильной постановки голоса. Причиной могут также являться: нервные заболевания, потрясения, заболевания легких и верхнего отдела дыхательных путей, болезни женской половой сферы, пение в менструальном периоде и разные формы заболеваний. Встречаются случаи заболеваний голосового аппарата, ведущие к полной потере голоса у поющих в болезненном состоянии. Однако студенты часто преувеличивают свои недуги и ощущения, мнимые болезни в большинстве случаев исчезают так же быстро, как и появляются.

Жалующиеся на затруднения при пении не учитывают, что заболевания голосового аппарата часто носят характер воспаления различных органов, нередко являются результатом бездумного обращения с голосом. Если выясняется, что жалобы могут быть связаны с предстоящим публичным выступлением (концерт, зачет, экзамен), то есть основание считать, что в болезни главную роль играет нервно-психологическое состояние певца. Практика показывает, что значительный процент больных певцов – неврастеники, голосовой аппарат которых совершенно здоров, и болезнь при условии абсолютного голосового покоя в большинстве случаев проходит без лечения.

Во время работы гортань обнаруживает большую чувствительность к переменам температуры (питье холодной воды, разговор на улице и пр.). Опыт подтверждает прямую зависимость между заболеваниями голосового аппарата и профессиональной нагрузкой голоса. Каков бы ни был механизм происхождения болезней, существует факт влияния воспалительных процессов в носу, глотке и носоглотке на качество голоса, так же, как и склонность певцов к простуде. Способствует ли сама профессия простудам? – с уверенностью сказать трудно. За то, что склонность к простудным заболеваниям голосового аппарата обусловлена пением, говорит, пожалуй, следующее: у многих певцов простудные заболевания учащаются или даже впервые начинают появляться лишь после того, как они начали петь, а с другой стороны – многие певцы, поменявшие профессию, перестают болеть.

Надо отметить, что певцы особенно подвержены простудным заболеваниям, наиболее часто насморку.

Острый насморк вызывается целым рядом факторов. На первом месте стоит так называемая простуда. Сущность простуды до сих пор окончательно не выяснена, известно то, что при простуде в носовую полость непосредственно или через кровь попадает инфекция. Особую склонность к появлению насморка обнаруживают те певцы, у которых организм изнежен, недостаточно закален. Что касается простудных заболеваний верхних дыхательных путей у певцов, то они ничем существенным не отличаются от подобных болезней у лиц других профессий. Сам по себе насморк не является серьезным заболеванием, но для певцов эта болезнь особенно неприятна потому, что насморк имеет свойство «спускаться вниз», т.е. захватывать участки слизистой оболочки дыхательного тракта – носоглотки, глотки, гортани и трахеи. Это обстоятельство и делает певца на некоторый отрезок времени нетрудоспособным в профессиональном смысле. В начальных стадиях насморка усиливается тонус связок, и голос звучит лучше, но при продолжении и усилении насморка возбуждающее действие раздражения слизистой оболочки носа падает, получается ослабление тонуса голосовых связок, и голос певца начинает звучать плохо, а иногда делается хриплым.

Хронический насморк обыкновенно развивается при длительном его течении и частых повторениях. Причинами также могут быть частое раздражение слизистой оболочки носа вредными примесями, содержащимися в воздухе, постоянные резкие перемены температуры воздуха и др. Хронический насморк может быть вызван также заболеванием какой-либо из придаточных полостей носа. Чаще всего он проявляется в непрекращающихся выделениях из носа и в затруднении носового дыхания. Верного и надежного способа лечения острого насморка не существует, хорошее действие оказывают постельный режим, необходим абсолютный покой голоса плюс доктор. Неоднократно приходилось видеть певцов с крайне резкими формами насморка, у которых, тем не менее, хорошо звучал голос.

Физиологическая сущность миндалин или «гланд» до сих пор недостаточно ясна. Являясь органом защиты организма, миндалины в то же время могут служить воротами для разнообразного вида бактерий, способных вызвать ряд заболеваний, неизлечимых и даже смертельных. Хронические и острые заболевания миндалин вызывают поражения очень важных, иногда отдаленных органов. Некоторые тяжелые поражения сердца, почек, суставов, острые и хронические заболевания крови во многих случаях обязаны своим возникновением перенесенной ангине или хроническому воспалению миндалин.

Не менее тяжелую болезнь у певцов представляет трахеит, результатом чего бы он ни являлся – результатом ли нисходящего катара или самостоятельным заболеванием, – эта форма болезни крайне тяжела для певцов, так как приводит к форсированной работе голосовых связок.

Трахеит очень распространен среди певцов. Певцы жалуются либо на обилие выделяющейся мокроты, либо на ощущение сухости в области трахеи.

К профессиональным болезням голоса, сопровождающимся объективными изменениями, должны быть отнесены заболевания самой гортани, которые являются прямым следствием профессиональной работы.

Большая нагрузка в вокальных упражнениях, злоупотребление верхними нотами, всякого рода эксперименты над голосом, пение в высокой тесситуре, взятие ненужных высоких нот (басу петь баритоновую или даже теноровую арию), пение во время простуды, в период менструации, и т.д. ведут к болезням и потере голоса. Примеров много. Учащийся лишился голоса после того, как много раз брал верхнее «до», самую верхнюю ноту своего диапазона, надеясь таким способом отработать плохо поддававшуюся ноту. Студентка ежедневно много часов «тренировала» голос и в результате большой нагрузки продолжительное время совершенно не могла петь. Студент в течение двух лет обучения менял характер голоса: сначала пел басом, потом баритоном, пытался стать тенором, чтобы вновь вернуться к пению басом. Голос потерял свежесть, стал качаться, появилось плохое интонирование – профессия певца для него была потеряна. Эти певцы не использовали богатство голоса, не нашли свое место в вокальном искусстве. Между тем характер голоса можно определить только по тембровой окраске, а обширный диапазон не дает основания решать какой у певца голос – бас или баритон, а может быть тенор. Кстати, ларингологи установили, что у Э.Карузо – тенора, были связки баса. Наличие верхнего регистра, включая теноровое «до», наличие басового «фа» не дает право определять характер голоса, если тембровая окраска голоса (бас, баритон, тенор) не соответствует характеру тембра сомневающегося вокалиста.

Очень вредное влияние на голос учащихся оказывает исполнение трудных в техническом отношении произведений, для них пока недоступных на данном этапе развития голоса. Напряжение голосового аппарата, связанное с исполнением таких произведений, портит голос и ведет к кровоизлиянию связок. Вредными для голоса являются выступления на открытых площадках в сырую погоду и при низкой температуре, пение в холодных и сырых помещениях. Употребление самого минимального количества алкоголя (водки, пива, вина) ведет к немедленным признакам расстройства голосового аппарата в виде охриплости, которая сопровождается покраснением голосовых связок.

Часто приходилось наблюдать вредное влияние на голос – злоупотребление разговорной речью. Певцы в силу тех или иных обстоятельств, вынужденные много разговаривать, жалуются на утомление голоса, что, естественно, отражается на их профессиональной деятельности. Добавим, что даже опытные певцы, владеющие голосом в пении, часто совершенно не умеют правильно пользоваться им в разговорной речи, вследствие чего их голосовой аппарат быстро устает. Приходится убеждаться в том, что при воспалительном состоянии гортани разговорная речь оказывается гораздо более вредной для голоса, нежели пение, а пение в менструальном периоде вредно отражается и на разговорной речи. Певицы, не считающиеся с этим правилом голосовой гигиены, продолжавшие в это время профессиональную работу, злоупотребляя голосовой речью, часто платят длительным заболеванием голоса. 

Вред могут также принести и длительные, не связанные со звуком, дыхательные упражнения, мешающие нормальному развитию голоса. Относительно гортани нужно иметь в виду, что насильственное установление ее в том положении, которое некоторые педагоги считают обязательным для всех учащихся, совершенно недопустимо, так как рабочее положение гортани каждого певца тесно связано с индивидуальным устройством его голосового аппарата. Неестественное (насильственное) положение гортани при пении в большинстве случаев вызывает болезни голоса. При злоупотреблении открытым звуком на тех нотах, которые склонны к прикрытию, гортань не может правильно функционировать, так как нагрузка одной группы мышц должна быть преимущественно передана другой группе, что сказывается на общем состоянии голосового аппарата. Певцы, злоупотребляющие открытым звуком, скоро обнаруживают склонность к изнашиванию голоса. Отмечена предрасположенность к заболеваниям голосового аппарата у учащихся тех педагогов, которые в своей системе преподавания обнаруживают излишнее стремление к разделению постановки голоса на отдельные подготовительные упражнения, а также к работе над отдельными «органами». Между тем работа над голосом должна заключаться в выработке навыков общей координированной работы голосового аппарата в целом, в противном случае нарушается взаимодействие органов голосообразования, голосовым связкам приходится работать в неблагоприятных условиях с усиленной нагрузкой.

К отрицательным моментам в системе формирования голоса, могущим повлечь заболевания голоса, надо отнести и обыкновение некоторых учащихся заниматься одновременно у двух педагогов. Такой способ занятий является бессмысленным и вредным, так как не может быть и речи о правильном развитии голоса. Каждый педагог имеет свой подход, свой метод постановки голоса, а потому навыки пения, накапливаемые во время занятий с одним педагогом, тут же разрушаются другими, результат такой работы получается в большинстве случаев отрицательный. Высказываемая по этому поводу мысль, что «лучше заниматься у одного плохого педагога, нежели одновременно у двух хороших», не лишена смысла и практического значения. По тем же причинам вредна склонность учащихся к частой перемене преподавателей.

Одной из причин заболеваний голосового аппарата являются упражнения, которые учащиеся самостоятельно используют при формировании верхних нот. Но и эта работа должна происходить систематически, планомерно и постепенно с целью усвоения правильных навыков в пении для всего голосового аппарата, а не тренировки одних только голосовых связок, на отдельных нотах, не говоря о том, что надуманные упражнения вредны для голоса. Учащиеся для наиболее быстрого достижения успеха самостоятельно вырабатывают навыки, несоответствующие тем, которые педагог прививал им на уроке. Эти самостоятельные занятия, в особенности на начальных стадиях обучения пению, мешают работе педагога, поскольку во многих случаях являются причиной расстройств голосового аппарата. В Италии педагоги пришли к необходимости ежедневных занятий с начинающими учащимися и полного запрещения самостоятельных занятий на дому в течение первого периода учебы. При таком способе работы удается достигнуть более быстрых и лучших результатов. Было бы целесообразно на начальных стадиях постановки голоса заниматься с учащимся более часто, пока не наступит момент, когда и при длительных перерывах в занятиях привитые навыки не будут забываться.

Голосовой режим

Правильное пользование голосом, рациональный голосовой режим, общий жизненный ритм, систематическая, регулярная тренировка голоса могут предупредить его преждевременное изнашивание. Периодически необходимо давать голосу абсолютный покой до полного восстановления его функций. При необычайно повышенной нервозности певцов и склонности впадать в отчаяние при долго продолжающемся голосовом недомогании – это часто действует положительно. С другой стороны, голосовые упражнения, имеющие целью массаж голосовых связок, осторожно проводимые в пределах одной лишь центральной октавы по 15–20 минут, являются более полезными, нежели применяемые обыкновенно терапевтические мероприятия.

Лечение фонастении сводится к общему укрепляющему лечению организма (главным образом нервной системы), к поднятию общего тонуса, к излечению причины, явившейся источником заболевания голосового аппарата.

Пребывание на юге оказывает на весь дыхательный тракт певцов чрезвычайно благоприятное влияние. Надо сказать, что при болезнях верхнего отдела дыхательного тракта (нос, глотка, носоглотка) хорошее действие оказывает морской воздух, а при заболеваниях нижнего отрезка (гортани, трахеи, бронхов) – смолистый воздух соснового леса. Это естественная ингаляция для больного дыхательного тракта и голосового аппарата. Есть певцы, которые при малейшем заболевании голосового аппарата лишаются способности петь, между тем как другие, даже при сильно выраженных формах болезни, прекрасно справляются с профессиональной работой.

Хочется отметить, некоторые певцы, прожившие большую артистическую жизнь, сопряженную с постоянными переездами, жившие в самых неблагоприятных условиях, ведущие чуть ли не каждодневно сложный ответственный репертуар, в течение профессиональной деятельности никогда не обращались за врачебной помощью. Другие же, работающие гораздо меньше и в лучших условиях, вынуждены посвящать больше внимания и времени лечению голоса нежели профессиональной работе. Именно это обстоятельство и дает основание предполагать, что у некоторых певцов в отношении заболеваний голосового аппарата имеется особая предрасположенность. Некоторые формы болезней верхних дыхательных путей оказывают иногда настолько вредное действие на голос, что при значительной их выраженности могут с известной степенью вероятности рассматриваться как противопоказания против деятельности отдельных певцов как певцов-профессионалов.

Нужно ли говорить о профотборе вокалистов при поступлении в специальные учебные заведения. Считаем, что в отношении певцов это неосуществимо. До сих пор не удалось проникнуть в тайну человеческого голоса как своеобразного музыкального инструмента. Иначе говоря, мы не имеем еще достаточных научных данных для суждения о том, какими физическими, физиологическими или психическими факторами обусловливаются вокальные данные: индивидуальные особенности тембра, сила, диапазон, певучесть и др. Но, с другой стороны, мы не можем путем профотбора также делать и обратные выводы, т.е. говорить о профессиональной пригодности человека, одаренного от природы богатым голосовым материалом и музыкальными данными (ибо только о таких лицах может идти речь). Богатый голосовой материал встречается далеко не так часто. Многие, обладающие от природы хорошим голосом, теряют или не могут сберечь его, а значит, речь может идти не столько о профотборе, сколько о применении соответствующих лечебных, а что еще важнее – профилактических мероприятий. Эти мероприятия способствовали бы даже при наличии дефектов в голосовом аппарате у начинающих певцов использованию для занятий их природных данных. Все это, конечно, относится к вокалистам, имеющим от природы хороший голос, во всяком случае, очень хороший профессиональный голосовой материал, музыкальные способности.

Используемая литература:

Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения: вокальная практика / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов н / Д: Феникс, 2014 – 189.

Далецкий О.В. Школа пения. Из опыта педагога. Москва, 2007.

Экнадиосов, В. С. Постановка голоса: учеб.-метод. пособие / В. С. Экнадиосов. – Минск : Белорус. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 114 с.,













Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 17.11.19 в 07:28 2Ответить Пожаловаться
Много полезной информации! Прочла с интересом, Наталья Валерьевна!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 17.11.19 в 07:29 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Марина Юрьевна!
Варшавская Наталья Владимировна, 17.11.19 в 13:03 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, редкая информация, Наталья Валерьевна! Можно использовать как информацию и для родителей. Многие дети сейчас занимаются вокалом !
Сингаевская Наталья Валерьевна, 17.11.19 в 13:10 2Ответить Пожаловаться
Совершенно верно, Наталья Владимировна! Спасибо Вам большое за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.