12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нина Лисенкова1267
Россия, Нижегородская обл., Перевоз
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН АВТОРСКОГО УРОКА, 9 класс

в системе профориентационной работы

с использованием цифровых ресурсов




1.

Тема авторского урока

Охрана природы и основы природопользования


2.

Место урока:

в системе уроков;

в системе профориентационной работы

- Изучаемая тема: Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Глава: Биосфера и человек

Урок 63. Природные ресурсы и их использование

Урок 64. Охрана природы и основы рационального природопользования

- Привлечение учащихся к профессии эколога как человека заинтересованного на решения различных проблем, возникающих в процессе взаимодействия природы и общества

3.

Профессиональные ориентиры, направленность на приоритеты рынка труда (предприятие, отрасль экономического развития)

 Отрасль экологии - урбоэкология: привлечение учащихся к решению проблем деформации структурных и функциональных свойств природных экосистем

4.

Цель и задачи авторского урока

Учебная задача: вовлечь учащихся в проектную ситуацию по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов

 Цель-предмет (предметный результат): обучающийся получит возможность научиться искать пути и разрабатывать решения в рамках градостроительства и организации территории;

Цель-способ (метапредметный результат): Знать основные принципы защиты окружающей среды от загрязнений, методы мониторинга состояния окружающей среды, значение

экологических факторов и санитарно-гигиеническую роль зеленых насаждений. Уметь применять методы мониторинга для слежения за состоянием

зеленых насаждений учитывая экологические факторы в городе, подбирать

ассортимент растений для того или иного объекта.

Цель- ценность (личностный результат): формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, профессионального самоопределения, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений; Задачи:

привлечь внимание учащихся к актуальным экологическим проблемам страны, края, своей малой родины и расширить представление детей об экологической безопасности;

формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре;

способствовать участию ребят  в природоохранных мероприятиях, к расширению своего кругозора, к повышению экологической сознательности

5.

Ключевые тематические акценты авторского урока



(Подготовительный этап) Отношение к природе наших предков: исследовательская работа по месту жительства (г. Перевоз, сельские поселения района) – сбор информации у старожилов;

(Основной этап) Основы рационального использования природных ресурсов: пути решения экологических проблем: юридические, технологические, архитектурно-планировочные, экономические, воспитательные; нормативно-правовая база; малоотходные и безотходные технологии; тенденция ресурсосбережения; заповедники, Красная книга, Концепция устойчивого развития; экологическая культура;

(итоговый этап) Творческие проекты обучающихся: стихи, буклеты, плакаты, рисунки, презентации, видеоролики

6.

Используемые приемы, методы, образовательные технологии


Приемы: постановка межпредметных вопросов, раскрытие причинно-следственных связей, постановка и решение, смысловое чтение, концептуальная таблица ЗХУ;

Методы:

по характеру учебно-познавательной деятельности: проблемного изложения, частично-поисковый – работа с дополнительным материалом, исследовательский – работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов;

по источнику знаний: словесные – беседа, наглядные, практические, информационно-коммуникационные;

Образовательные технологии: ИКТ, проектная деятельность, технология развития критического мышления


7.

Формирование образовательной среды урока (средства, инструменты,

информационные и методические материалы, инфраструктура,

система управления, способы коммуникации)


Средства обучения: причинно-следственные связи, внутрипредметные и межпредметные связи, Инструменты: компьютер, проектор, интерактивная доска, ноутбуки, бумага, фломастеры;

Основная литература: Биология. Общие закономерности.9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.- .- М.: Дрофа, 2013г-288с.; ил.

Дополнительные источники: сообщения учащихся по этноинформации от старожилов, презентация учащихся «Экологические проблемы Перевозского района», видеосюжет «Экологические проблемы села Вельдеманова»;

Интернет-ресурсы: Биологический словарь.http://bioword.narod.ru/ Охрана природы http://bioword.ru/O/O203.htm, Ландшафтная архитектура. Дизайн. http://www.ladj.ru/, Интернет-портал Bio.fizteh.ru.Ваше мнение об экологических проблемах? http://sbio.info/forums/topics/8 участие в форуме,

Видео «Перевоз мой родной» youtube.comwatch?v=iflO418YOVo


Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная;

Формы контроля: фронтальная и индивидуальная формы оценки знаний, взаимоконтроль, самооценка знаний

8.

Развитие ключевых компетенций учащихся (познавательные, социальные, коммуникативные, информационные и др.)

- Информационные (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации) – расшифровка терминов «охрана природы», «рациональное природопользование», составление алгоритма при решении творческой задачи по озеленению родного города, сбор информации у старожилов поселений городского округа Перевозский; использование ресурсов Интернет при подготовке презентации «Экологические проблемы Перевозского района», информации о профессиях; - Познавательные (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, анализа, рефлексии)- выполнение проекта по благоустройству г.Перевоза; - Коммуникативные (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения цели) – использование информационных ресурсов Интернет при подготовке презентации «Экологические проблемы Перевозского района», получения информации о профессиях, способствующих рациональному природопользованию и охране природы, включение школьников в активную речевую деятельность при работе в группах, совершенствование внешней и внутренней культуры и грамотного общения, создание атмосферы доверия и сотрудничества, учащиеся учатся слушать других; - Социально-трудовые (способы овладения знаниями и опытом в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения)- активность участия в социальных проектах по благоустройству родного города; - Компетенция личностного самосовершенствования (освоение способов саморазвития, саморегуляции и самоподдержки) – внутреняя экологическая культура, культура мышления и поведения

9.

Предполагаемые результаты


Предметные: знакомство с теоретическими положениями,

основными концепциями, понятийным и методическим аппаратом урбоэкологии

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельное планирование путей достижения целей, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: умение получать необходимую информацию, отстаивание своей точки зрения в диалоге и с партнерами, владение письменной и устной речью;

познавательные: умения определять понятия, анализ, сравнение, обобщение, проведение поиска информации, построение логических рассуждений и умение делать выводы

Личностные: принятие социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений, формирование профессионального самоопределения

10.

Содержательная часть


Подготовительный  этап:

Создаём инициативную группу по желанию, проводим обучение и подготовку по заданной теме – сбор этноинформации у старожилов по месту проживания обучающихся (исследовательская работа); выполнение мини-проекта и презентации «Экологические проблемы Перевозского района», видеосюжета «Экологические проблемы села Вельдеманово»

Этап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Этап 1.

 Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, нацеливает на урок

Приветствие учителя, готовятся к уроку

Этап 2. 

Создание проблемной ситуации


На экране слайд с изображением планеты Земля. Звучит набат. Выходят 8 учащихся и читают стихи «Не губите природу, люди!» (автор Лисенкова Н.И. – учитель биологии)

1 ученик.

Бьет набатом колокол планеты,

К людям обращается с мольбой:

«Сохранить природу внукам, детям,

Не черстветь ни сердцем, ни душой!»

2 ученик

Люди поступают безрассудно,

Не щадя богатства естества,

Забывая в гонке беспробудной,

Пониманье меры и добра.

3 ученик

Что же, люди, с вами происходит,

В скоростной и техногенный век?

Неужель инстинкты руководят,

Подавляя званье - Человек?

4 ученик

Разве вы не часть природы нашей,

Разве не поит, не кормит вас она?

Разве не её животворящей,

Называли предков племена?

5 ученик

Почему же матушку-природу,

Так жестоко, грубо предают?

Почему же прихотям в угоду,

Ненасытно губят и берут?

6 ученик

Почему леса пожарами объяты,

В речке не купается луна?

Почему так много чёрных пятен,

Разве на Земле идёт война?

7 ученик

Почему страницы Красной книги

Пухнут словно на дрожжах?

Почему теплеет в Антарктиде,

И мелеют реки на глазах?

8 ученик

Мусорные свалки - опухоль планеты,

Душат Землю, космос - не щадят,

Время для раздумий кануло уж в лету,

Матушку-природу надобно спасать!

Все

Не губите природу, люди,

Не лишайте жизни себя,

Возвращенья назад не будет,

Никогда, никогда, никогда… .


Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Правильно!

Ребята, продолжите предложение

Охрана природы это …



Расшифруйте понятия «Охрана природы» и «рациональное природопользование» пользуясь Интернет-ресурсами: Биологический словарь.http://bioword.narod.ru/

Охрана природы http://bioword.ru/O/O203.htm,





Схема «Природопользование»

https://present5.com/presentation/10127681_174372024/image-15.jpg (Приложение 1)





Каков ваш вклад в дело охраны природы?















Формирование экологических культуры, необходимость знаний для решения практических задач.

Развитие мотивации и интересов своей познавательной деятельности

























Об охране природы и бережном отношении к ней


Учащиеся пишут в тетрадях и зачитывают свои предложения

Учащиеся работают с ноутбуками в парах пользуясь Интернет-ресурсами,

анализируют информацию

Рациональное природопользование – комплексное использование природных богатств при максимальном сохранении ресурсов и минимальном нарушении способности окружающей среды к самовосстановлению.





Учащиеся отвечают:

Участие в природоохранных мероприятиях: сажают деревья, убирают мусор, разбивают цветники, подкармливают бездомных животных, экономно расходуют электроэнергию и т.п.

Этап 3. 

Целеполагание

и планирование

Итак, вы определили тему урока «Охрана природы и рациональное природопользование»

Эпиграф нашего урока «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок
- и сразу же приведи в порядок свою планету."
       
Антуан де Сент -Экзюпери, "Маленький принц"

Как вы понимаете эти слова?

Всегда ли так остро стоял вопрос по охране природы?









Ежегодно весной и осенью мы свами проводим акцию «Чистый берег», по очистке берегов реки Пьяны. Может мусорят только там?

А для того чтобы, узнать мы с вами совершим путешествие по г. Перевозу и его окрестностям.

Количество мусора не убывает. В чем причина?


Учащиеся записывают тему в тетрадь








Учащиеся высказываются.

1-я группа учащихся знакомит с результатами исследования по отношению наших предков к объектам природы (Приложение 2. этноинформация от старожилов)

Учащиеся делают вывод: наши предки были ближе к природе, уважительно и бережно к ней относились.

2-я группа учащихся демонстрирует презентацию «Экологические проблемы Перевозского района», видеосюжет "Экологические проблемы села Вельдеманово».

Учащиеся рассуждают и дают ответ: в низком уровне экологической культуры

Этап 4.

Открытие новых знаний


Какие профессии способствуют заинтересованного решения различных проблем, возникающих в процессе взаимодействия природы и общества?

Заполните таблицу ЗХУ

Я предлагаю вам поработать с учебником п.56, с.281-284 (Смысловое чтение)






Как вы считаете, в нашем городе недостаточно людей данных профессий?

Физкультминутка

У нас сейчас физкультминутка,
Наклонились к травке, ну-ка!
Распрямились, потянулись, Солнцу, ветру улыбнулись,
А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.





Учащиеся заполняют таблицу Приложение3)

и определяют виды профессий (эколог, агроном, ландшафтный дизайнер, архитектор)


Учащиеся работают с учебником (смысловое чтение)

Да, такие профессии нужны не только в больших, но и в малых городах



Ребята выполняют упражнения

Этап 5

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Каким вы хотите видеть наш родной город?



Вот сейчас он такой: Видео «Перевоз мой родной» youtube.comwatch?v=iflO418YOVo



А сейчас каждая группа попробует создать мини-проект «Мой город в будущем»

На слайде указаны Интернет-ресурсы

http://www.ladj.ru/

Ответы учащихся: красивым, благоустроенным, чистым, экологически безопасным.


Просмотр видео



Учащиеся в группах создают свои проекты, используя Интернет-ресурсы: Ландшафтная архитектура. Дизайн. http://www.ladj.ru/, ноутбуки, листы бумаги. фломастеры

Этап 6.

Рефлексивно-оценочный

На основе ваших мини-проектов, составим один общий

На интерактивной доске выполняем графическое изображение мини-проекта «Мой город в будущем»

А теперь как вы понимаете слова эпиграфа урока?




Возьмите на столах оценочные листы и объективно оцените свою работу т работу других в группе

(Приложение 5)

Презентация мини-проектов (рисунки, эссэ и т.п..), (Приложение 4)





Учащиеся дают полные обоснованные ответы:

Природа - это мир, в котором мы живем. И как природа активно влияет на нас, так и человек активно влияет на природу и окружающую среду вокруг нас. От состояния окружающей среды зависит здоровье людей, а также возможность жить на этой планете будущим поколениям. охранять природу- значит Охранять Родину. Охрана природы – долг каждого человека.



Само- и взаимооценка в группах


Этап 7.

Домашнее задание

п.56, вопросы, с.284



Творческое задание по желанию: подготовить мастер-класс «Из отходов в доходы»;

Участие в форуме Ваше мнение об экологических проблемах? http://sbio.info/forums/topics/8

Записывают домашнее задание






















Приложение 1


t1571216711aa.jpg




                                                                                                  Приложение 2


Растения в мире дикой природы


Рубка деревьев в лесу.


«Лес у нас рубили в любое время. Срубят дерево, посмотрят на какие-то кольца и узнают, молодое дерево или нет. Рубили только старые деревья, старше 50 лет. Молодые леса рубить не разрешали. В лесах проходили чистки. Разрешали рубить орешник. Вырубали часть, а на следующий год было много орехов. А сейчас ничего не рубят, вот орехов то и нет».

(Записано от Бердниковой Лидии Ивановны, 1945 г. р., проживающей в г. Перевоз, пенсионерка.)

«Для своих нужд дрова заготавливают осенью, когда лист упадет и сок начнет двигаться.»

(Записано от Ляпиной Нины Аркадьевны, 1943 г. р., проживающей в д. Фатьянково, пенсионерка)


«Нельзя рубить рябину. Если ее срубить будет большой грех. Это дерево называют «христовым деревом». А называют его так потому, что на ягодах рябины с нижней стороны такой рисунок, как крест.»

(Записано от Котковой Татьяны Лазаревны, 1951 г. р., Проживающей в с. Вельдеманово Перевозского района, пансионерка)

«Вот была такая история. Это было очень давно, мне рассказывал мой дедушка, что срубили одну рощицу, там были и березы, и сосны, а также рос один дни на зиму. И на три дома выделили этот дуб с дуплами. К концу зимы эти дома в один день сгорели. И тогда запретили рубить леса, которые росли рядом с этой рощей, они были проклятыми.

(Записано от Гайновой Валентины Павловны, 1943 г. р., родившейся в с. Вельдеманово, проживающей в Нижнем Новгороде, пенсионерка)

«Нельзя рубить рябину, есть поверье, что если женщина или мужчина срубят рябину, то они овдовеют».

(Записано от Ляпиной Нины Аркадьевны, 1943 г. р., проживающей в д. Фатьянково Перевозского района, пенсионерка).


Очевидно, деревья, которые были не такие как все: с дуплом, необычной формы, производили определенное влияние на человека. Их, как правило, не рубили. Таилась в них сила какая-то, которая не позволяла делать этого. Ведь они попадались не часто, значит были «избранными».

Старых деревьев не трогали, молодь тоже. Видимо, к одним уважение было, к другим снисхождение: пусть растут, радуются, жизнь узнают.

На дрова рубили деревья осенью или зимой, когда они без сока, безжизненны - боли меньше.


Приложение 3




t1571216711ab.jpg


Приложение 4




t1571216711ac.jpgt1571216711ad.jpg




t1571216711ae.jpgt1571216711af.jpg




t1571216711ag.jpgt1571216711ah.jpg





Ганюшина Ольга Михайловна,
9 «А» класс
МАОУ «СШ №2 г. Перевоза»

Эссе

Экологическая проблема – это изменение окружающей природной среды в результате воздействия антропогенных факторов, ведущее к нарушению структуры и функционирования деятельности человека. Примерами такой проблемы может быть загрязнение почв и воздуха, образование озоновых дыр, что в будущем повлечет за собой нехватку важных для существования человечества и всего живого ресурсов, того же кислорода для дыхания, и многое другое. Однако, неприятности в экологии могут указывать не только на нарушение внешнего взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой, но и его внутреннего мира.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, публицист и филолог, писал: «В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой». Что же это значит?
По моему мнению, смысл высказывания лежит в том, что в отношении человека к природе лежит его нравственная основа. Например, если некоторый индивид бросит пустую бутылку из-под воды или упаковку от чипсов на землю, а не в урну, мы поймем, что этот человек невоспитан, в нем нет уважения к окружающим людям и природе. Он не соблюдает правила, так называемой, «культурной экологии», чем может в будущем погубить свою планету и себя в том числе. Экология его души тоже страдает от серьезных проблем, без решения которых он никогда не сможет изменить мир вокруг себя в положительном ключе. Если же мы увидим школьников, вышедших на уборку города от мусора, что мы о них скажем? Скорее всего, мы заключим, что эти ребята молодцы, любящие окружающую природу. Их душа чиста и наполнена добрыми помыслами, и они никогда не сойдут с правильного пути – с пути защиты своей планеты.
Природа и человек – единое целое, а значит, уничтожая окружающую среду, человек уничтожает и самого себя. Но облагораживая мир вокруг себя, человек остается чист душой и указывает на свои верные моральные ценности.
Таким образом, я считаю, что решение проблем экологии должно начинаться с устройства внутреннего мира человека, его нравственных ценностей. Мы должны сами научиться и научить других любить, уважать окружающую нас природу.

Приложение 5

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои обязанности

3. Соблюдал культуру общения

++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)


Мы работали слаженно и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя


Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (4)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.