Сценарный план авторского урока по биологии в 9 классе «Охрана природы и рациональное природопользование»
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН АВТОРСКОГО УРОКА, 9 класс
в системе профориентационной работы
с использованием цифровых ресурсов
| |||||||||||||||||||||||||
1. | Тема авторского урока | ||||||||||||||||||||||||
Охрана природы и основы природопользования | |||||||||||||||||||||||||
2. | Место урока: в системе уроков; в системе профориентационной работы | ||||||||||||||||||||||||
- Изучаемая тема: Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии Глава: Биосфера и человек Урок 63. Природные ресурсы и их использование Урок 64. Охрана природы и основы рационального природопользования - Привлечение учащихся к профессии эколога как человека заинтересованного на решения различных проблем, возникающих в процессе взаимодействия природы и общества | |||||||||||||||||||||||||
3. | Профессиональные ориентиры, направленность на приоритеты рынка труда (предприятие, отрасль экономического развития) | ||||||||||||||||||||||||
Отрасль экологии - урбоэкология: привлечение учащихся к решению проблем деформации структурных и функциональных свойств природных экосистем | |||||||||||||||||||||||||
4. | Цель и задачи авторского урока | ||||||||||||||||||||||||
Учебная задача: вовлечь учащихся в проектную ситуацию по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов Цель-предмет (предметный результат): обучающийся получит возможность научиться искать пути и разрабатывать решения в рамках градостроительства и организации территории; Цель-способ (метапредметный результат): Знать основные принципы защиты окружающей среды от загрязнений, методы мониторинга состояния окружающей среды, значение экологических факторов и санитарно-гигиеническую роль зеленых насаждений. Уметь применять методы мониторинга для слежения за состоянием зеленых насаждений учитывая экологические факторы в городе, подбирать ассортимент растений для того или иного объекта. Цель- ценность (личностный результат): формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, профессионального самоопределения, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений; Задачи: привлечь внимание учащихся к актуальным экологическим проблемам страны, края, своей малой родины и расширить представление детей об экологической безопасности; формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре; способствовать участию ребят в природоохранных мероприятиях, к расширению своего кругозора, к повышению экологической сознательности | |||||||||||||||||||||||||
5. | Ключевые тематические акценты авторского урока | ||||||||||||||||||||||||
(Подготовительный этап) Отношение к природе наших предков: исследовательская работа по месту жительства (г. Перевоз, сельские поселения района) – сбор информации у старожилов; (Основной этап) Основы рационального использования природных ресурсов: пути решения экологических проблем: юридические, технологические, архитектурно-планировочные, экономические, воспитательные; нормативно-правовая база; малоотходные и безотходные технологии; тенденция ресурсосбережения; заповедники, Красная книга, Концепция устойчивого развития; экологическая культура; (итоговый этап) Творческие проекты обучающихся: стихи, буклеты, плакаты, рисунки, презентации, видеоролики | |||||||||||||||||||||||||
6. | Используемые приемы, методы, образовательные технологии | ||||||||||||||||||||||||
Приемы: постановка межпредметных вопросов, раскрытие причинно-следственных связей, постановка и решение, смысловое чтение, концептуальная таблица ЗХУ; Методы: по характеру учебно-познавательной деятельности: проблемного изложения, частично-поисковый – работа с дополнительным материалом, исследовательский – работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов; по источнику знаний: словесные – беседа, наглядные, практические, информационно-коммуникационные; Образовательные технологии: ИКТ, проектная деятельность, технология развития критического мышления | |||||||||||||||||||||||||
7. | Формирование образовательной среды урока (средства, инструменты, информационные и методические материалы, инфраструктура, система управления, способы коммуникации) | ||||||||||||||||||||||||
Средства обучения: причинно-следственные связи, внутрипредметные и межпредметные связи, Инструменты: компьютер, проектор, интерактивная доска, ноутбуки, бумага, фломастеры; Основная литература: Биология. Общие закономерности.9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.- .- М.: Дрофа, 2013г-288с.; ил. Дополнительные источники: сообщения учащихся по этноинформации от старожилов, презентация учащихся «Экологические проблемы Перевозского района», видеосюжет «Экологические проблемы села Вельдеманова»; Интернет-ресурсы: Биологический словарь.http://bioword.narod.ru/ Охрана природы http://bioword.ru/O/O203.htm, Ландшафтная архитектура. Дизайн. http://www.ladj.ru/, Интернет-портал Bio.fizteh.ru.Ваше мнение об экологических проблемах? http://sbio.info/forums/topics/8 участие в форуме, Видео «Перевоз мой родной» youtube.com›watch?v=iflO418YOVo Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная; Формы контроля: фронтальная и индивидуальная формы оценки знаний, взаимоконтроль, самооценка знаний | |||||||||||||||||||||||||
8. | Развитие ключевых компетенций учащихся (познавательные, социальные, коммуникативные, информационные и др.) | ||||||||||||||||||||||||
- Информационные (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации) – расшифровка терминов «охрана природы», «рациональное природопользование», составление алгоритма при решении творческой задачи по озеленению родного города, сбор информации у старожилов поселений городского округа Перевозский; использование ресурсов Интернет при подготовке презентации «Экологические проблемы Перевозского района», информации о профессиях; - Познавательные (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, анализа, рефлексии)- выполнение проекта по благоустройству г.Перевоза; - Коммуникативные (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения цели) – использование информационных ресурсов Интернет при подготовке презентации «Экологические проблемы Перевозского района», получения информации о профессиях, способствующих рациональному природопользованию и охране природы, включение школьников в активную речевую деятельность при работе в группах, совершенствование внешней и внутренней культуры и грамотного общения, создание атмосферы доверия и сотрудничества, учащиеся учатся слушать других; - Социально-трудовые (способы овладения знаниями и опытом в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения)- активность участия в социальных проектах по благоустройству родного города; - Компетенция личностного самосовершенствования (освоение способов саморазвития, саморегуляции и самоподдержки) – внутреняя экологическая культура, культура мышления и поведения | |||||||||||||||||||||||||
9. | Предполагаемые результаты | ||||||||||||||||||||||||
Предметные: знакомство с теоретическими положениями, основными концепциями, понятийным и методическим аппаратом урбоэкологии Метапредметные: регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельное планирование путей достижения целей, владение основами самоконтроля и самооценки; коммуникативные: умение получать необходимую информацию, отстаивание своей точки зрения в диалоге и с партнерами, владение письменной и устной речью; познавательные: умения определять понятия, анализ, сравнение, обобщение, проведение поиска информации, построение логических рассуждений и умение делать выводы Личностные: принятие социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений, формирование профессионального самоопределения | |||||||||||||||||||||||||
10. | Содержательная часть | ||||||||||||||||||||||||
Подготовительный этап: Создаём инициативную группу по желанию, проводим обучение и подготовку по заданной теме – сбор этноинформации у старожилов по месту проживания обучающихся (исследовательская работа); выполнение мини-проекта и презентации «Экологические проблемы Перевозского района», видеосюжета «Экологические проблемы села Вельдеманово»
|
Приложение 1
Приложение 2
Растения в мире дикой природы
Рубка деревьев в лесу.
«Лес у нас рубили в любое время. Срубят дерево, посмотрят на какие-то кольца и узнают, молодое дерево или нет. Рубили только старые деревья, старше 50 лет. Молодые леса рубить не разрешали. В лесах проходили чистки. Разрешали рубить орешник. Вырубали часть, а на следующий год было много орехов. А сейчас ничего не рубят, вот орехов то и нет».
(Записано от Бердниковой Лидии Ивановны, 1945 г. р., проживающей в г. Перевоз, пенсионерка.)
«Для своих нужд дрова заготавливают осенью, когда лист упадет и сок начнет двигаться.»
(Записано от Ляпиной Нины Аркадьевны, 1943 г. р., проживающей в д. Фатьянково, пенсионерка)
«Нельзя рубить рябину. Если ее срубить будет большой грех. Это дерево называют «христовым деревом». А называют его так потому, что на ягодах рябины с нижней стороны такой рисунок, как крест.»
(Записано от Котковой Татьяны Лазаревны, 1951 г. р., Проживающей в с. Вельдеманово Перевозского района, пансионерка)
«Вот была такая история. Это было очень давно, мне рассказывал мой дедушка, что срубили одну рощицу, там были и березы, и сосны, а также рос один дни на зиму. И на три дома выделили этот дуб с дуплами. К концу зимы эти дома в один день сгорели. И тогда запретили рубить леса, которые росли рядом с этой рощей, они были проклятыми.
(Записано от Гайновой Валентины Павловны, 1943 г. р., родившейся в с. Вельдеманово, проживающей в Нижнем Новгороде, пенсионерка)
«Нельзя рубить рябину, есть поверье, что если женщина или мужчина срубят рябину, то они овдовеют».
(Записано от Ляпиной Нины Аркадьевны, 1943 г. р., проживающей в д. Фатьянково Перевозского района, пенсионерка).
Очевидно, деревья, которые были не такие как все: с дуплом, необычной формы, производили определенное влияние на человека. Их, как правило, не рубили. Таилась в них сила какая-то, которая не позволяла делать этого. Ведь они попадались не часто, значит были «избранными».
Старых деревьев не трогали, молодь тоже. Видимо, к одним уважение было, к другим снисхождение: пусть растут, радуются, жизнь узнают.
На дрова рубили деревья осенью или зимой, когда они без сока, безжизненны - боли меньше.
Приложение 3
Приложение 4
Ганюшина Ольга Михайловна,
9 «А» класс
МАОУ «СШ №2 г. Перевоза»
Эссе
Экологическая проблема – это изменение окружающей природной среды в результате воздействия антропогенных факторов, ведущее к нарушению структуры и функционирования деятельности человека. Примерами такой проблемы может быть загрязнение почв и воздуха, образование озоновых дыр, что в будущем повлечет за собой нехватку важных для существования человечества и всего живого ресурсов, того же кислорода для дыхания, и многое другое. Однако, неприятности в экологии могут указывать не только на нарушение внешнего взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой, но и его внутреннего мира.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, публицист и филолог, писал: «В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой». Что же это значит?
По моему мнению, смысл высказывания лежит в том, что в отношении человека к природе лежит его нравственная основа. Например, если некоторый индивид бросит пустую бутылку из-под воды или упаковку от чипсов на землю, а не в урну, мы поймем, что этот человек невоспитан, в нем нет уважения к окружающим людям и природе. Он не соблюдает правила, так называемой, «культурной экологии», чем может в будущем погубить свою планету и себя в том числе. Экология его души тоже страдает от серьезных проблем, без решения которых он никогда не сможет изменить мир вокруг себя в положительном ключе. Если же мы увидим школьников, вышедших на уборку города от мусора, что мы о них скажем? Скорее всего, мы заключим, что эти ребята молодцы, любящие окружающую природу. Их душа чиста и наполнена добрыми помыслами, и они никогда не сойдут с правильного пути – с пути защиты своей планеты.
Природа и человек – единое целое, а значит, уничтожая окружающую среду, человек уничтожает и самого себя. Но облагораживая мир вокруг себя, человек остается чист душой и указывает на свои верные моральные ценности.
Таким образом, я считаю, что решение проблем экологии должно начинаться с устройства внутреннего мира человека, его нравственных ценностей. Мы должны сами научиться и научить других любить, уважать окружающую нас природу.
Приложение 5
Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища | |
1. Активно работал в группе |
|
| |
2. Выполнял свои обязанности |
|
| |
3. Соблюдал культуру общения |
|
| |
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе | |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
Хохлова Инна Анатольевна
Нина Лисенкова
Панагушина Елена Аркадьевна
Нина Лисенкова