Технологическая карта урока по географии в 8 классе по теме «Охраняемые объекты Пермского края»
Учитель: Логинова Ольга Ивановна, учитель биологии, химии и географии.
Тип урока: Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами путешествия по охраняемым территориям Пермского края
Цель урока: формирование знаний об охраняемых объектах Пермского края.
Задачи урока:
Расширить и углубить знания об охраняемых территориях Пермского края.
Определить роль охраняемых территорий.
Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
Формировать экогеографическое мировоззрение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная
Формируемые УУД:
Познавательные УУД
1. Ставить познавательную цель.
2.Умение извлекать информацию из текста.
Регулятивные УУД
1. Умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
2. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Умение слушать и понимать речь других.
2. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3. Развитие компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)
Технология: технология с использованием ИКТ
Технологическая карта
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
1.Организация класса |
Проверяет готовность к уроку, отсутствующих и приветствует учащихся, настраивает на урок |
На доске – карта Пермского края, на партах – атласы, тетради, дневники и учебные принадлежности |
1 мин. |
2.Актуализация знаний. |
Организует деятельность по повторению изученного материала. - Написать недостающие слова в тексте (приложение 1) |
Работают самостоятельно над географическим диктантом |
10 мин. |
3.Определение темы и целей урока |
Предлагает определить тему и сформулировать цели урока. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Что значит для вас слово «родина»? У каждого из нас есть малая Родина, а для нас это- Пермский Край, наш район, село в котором мы родились. - На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам Пермского края. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки, природные парки, памятники Всемирного природного наследия. Они предназначены для сохранения редких видов животных и растений. - Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы. Беречь природу, охранять её богатства -обязанность каждого человека. |
Рассуждают, высказывают свои предложения, делают выводы, ставят цель и задачи к уроку.
-Слушают цель урока.
Пишут в тетрадь определения заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы |
4 минуты |
4.Усвоение новых знаний |
Сообщения и презентации учащихся.
|
Слушают выступления одноклассников и составляют таблицу. |
23 мин. |
4. Закрепление материала |
Проводит игру «Верно - неверно». |
Определяют истинность или ложность высказываний |
4 мин. |
Рефлексия |
сегодня я узнала… было интересно… я поняла, что… меня удивило… мне захотелось…
|
Оценивают работу на уроке. |
2 мин. |
6. Домашнее задание. |
Учитель записывает на доске домашнее задание |
Записывают домашнее задание в дневники. |
1 мин |
Карточка № 1
Написать недостающие слова в тексте
Велики просторы России. Почти в ее центре находится наша малая родина, место, где мы живем, - Пермский край. Он входит в _________________ федеральный округ.
Раньше край назывался Пермская область, которая была образована _______ _______________. Пермский край был образован ____________________, в результате объединения области и __________________________________________.
Пермский край расположен на восточной окраине ________________________ и на западных склонах Среднего и ___________________________________, на стыке 2 частей света – Европы и Азии(примерно 99.8% площади расположено в Европе, 0, 2 % - в Азии). Географически он относится к Западному Уралу.
Границы края очень извилисты и имеют протяженность более ___________________.
Край граничит с 2 областями и 3 республиками: на севере - _______________________
__________, на востоке - _________________________, на юге - _____________, на западе ________________________________________.
Наш край очень удобно расположен.
Многоводная красавица ______________ связывает его со многими регионами страны, через систему каналов обеспечивая выход водным путем к 5 европейским морям-
_________________________________________________________________________.
В Прикамье проживает около 80 национальностей. Основная часть жителей - __________
(около 80 %), коренные народы - __________________, поселившиеся здесь в глубокой древности(5, 7 %), ___________________________.
Богат и удивителен наш край. Жители Прикамья по праву гордятся своей родиной - Пермским краем!
Карточка №2
Охраняемые объекты Пермского края
Название |
Мстоположение |
Особенности |
Карточка №3
Какие утверждения верны
Заповедник - это территория, на которой охрана природы сочетается с использованием для массового отдыха и туризма.
На территории Пермского края создано 3 заповедника федерального уровня.
Государственный природный заповедник "Басеги" был организован с целью сохранения и изучения природных комплексов коренных среднетаежных массивов елово-пихтовых лесов, расположенных по склонам хребта Басеги (Западные отроги Уральского хребта).
Кунгурская ледяная пещера - крупнейшая гипсовая пещера Урала, восьмая в мире по протяженности (5600 м) среди пещер гипсового карста.
Озеро Адово – округлый водоем на северо-западе Пермского края (Гайнский р-н, поселок Сейва).
Пещера Темная - загадочная, капризная и очень красивая пещера в Пермском крае, вошла в список глубочайших полостей Урала.
Самая протяженная река заповедника Басеги - Вишера.
Дифференцированное домашнее задание (на выбор учащегося):
Составление кроссворда по теме «Охраняемые объекты Пермского края».
Составление таблицы Охраняемые растения и животные Пермского края
Таблица. Охраняемые растения и животные Пермского края
Охраняемые растения края |
Охраняемые животные края |
Сделайте выводы об экологической ситуации в Пермском крае, вашем районе, селе: _________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
________________________________________________________________
Приложение 2.
Составление таблицы Охраняемые растения и животные Пермского края
Охраняемые растения края |
Охраняемые животные |
Историческая справка развития заповедного дела в России.
Уже на самых ранних этапах своего развития племена, населявшие территорию нашей страны, обращали внимание на необычные явления природы — водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, деревья-патриархи, места концентрации полезных растений и животных. Понимая их значение, они брали их под охрану, объявляя священными.
Позднее, в VI–VII вв., возникла еще одна форма охраны — запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян — «жальниках». Именно в это время приобретает широкое распространение термин «заповедник», т.е. повеление, запрещение, находящееся под запретом, охраной.
Со времен княгини Ольги летописи упоминают о наличии таких угодий на всей территории Киевского княжества, т.е. существовала сеть заповедно-заказных территорий, богатых по видовому и количественному составу, которые послужили основой для создания заповедных территорий в наше время.
Заповедниками в полном смысле сегодняшнего понимания этого термина служили в России XVI–XVIII вв. «засечные полосы» — пограничные леса. По указу 1638 г. следовало «учинить заказ крепкий, чтобы в заповедный засечный лес никакой человек для бортных ухожий (лесное пчеловодство) и для рыбных ловель, и бобровых, и выдряных гонов... не ходил». А нарушителям грозило «быть в смертной казни без всякой пощады».
Несомненный вклад в дальнейшее формирование идей заповедности внес Петр I указом от 19 ноября 1703 г. об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью. И уже тогда были предприняты первые шаги по инвентаризации отдельных биологических объектов этих площадей: учет дичи, описание и картирование заповедных деревьев, дубовых насаждений. Петр I указал «заботиться о сохранении лесов и во всех местах, где возможно, добрые и притом другие потребные веши насаждать и возвращать».
Понятие заповедности в XIX в. главным образом связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира. Указ Сената от 10 ноября 1832 г. повелевал выделять в неприкосновенный запас из лесов казенных крестьян «заказные рощи», получившие название «заповедные». Их охрана возлагалась на волостные правления. Такая практика надежно обеспечивала сохранение лесов для будущих поколений.
Основы современного отечественного заповедного дела были заложены в конце XIX — начале XX вв. идеями выдающихся русских ученых-естествоиспытателей: В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского, А.Н. Формозова и др.
Первый общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках» принят в октябре 1916 г. царским правительством. В декабре того же года «распоряжением, объявленным Правительствующему Сенату Министром Земледелия», на берегу озера Байкал был создан первые государственные заповедники — Баргузинский и Кедровая падь (1916г.), Астраханский и Ильменский (1920г.). Самый большой по площади Арктический заповедник (4 млн. км 2).
В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков общей площадью 33,7 млн. га. Заповедники могут быть специальными и комплексными.
Охраняемые объекты Пермского края.
RAR / 1.62 Мб