12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федулова Лилия Константиновна1288
Учитель высшей квалификационной категории. Увлекаюсь садом и огородом. Люблю читать. Имею чувство юмора
Россия, Пермский край, Березники
Материал размещён в группе «Урок биологии»

  Урок биологии в 7 классе по теме: «Голосеменные Пермского края»

 Автор: Федулова Лилия Константиновна, учитель биологии, МАОУ СОШ № 16 г. Березники

  Тема урока сформулирована с учетом регионального компонента. Соответствует в том числе учебнику биологии Захарова В.Б, Сонина Н.И Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. М.: Дрофа, 2017. - 126 с., утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 31 марта 2014 года.

Цели урока:

Предметные: познакомить учащихся с основными видами голосеменных растений Пермского края.

Метапредметные: развивать интеллектуальные способности (умение обобщать, сравнивать, делать выводы), развивать умение коммуникативного общения, развивать речь.

Личностные: воспитывать бережное отношение к растениям, налаживать контакт с другими людьми.

Планируемые результаты:

Предметные: научится определять виды голосеменных растений, характерные для Пермского края, будет знать понятия: «голосеменные», «шишка», «хвоя».

Личностные: будут сформированы познавательные интересы к изучению природы; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные – научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; работать с информацией.

Коммуникативные – научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; получит возможность научиться: находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним.

Оборудование: кубики с рисунками растений, чек-листы для групп, мультимедийная презентация.

Тип, вид урока - урок-практикум.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Приемы: работа с текстом, комментированное чтение, выделение главного, фиксирование результатов, изложение полученных результатов.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, демонстрация презентации); практические (поиск информации), исследовательский (выполнение практической работы).

Ход урока (45 мин.):

Организационный этап (2 мин.).

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности (учащиеся настраиваются на работу на уроке).

II. Актуализация опорных знаний урока (4 мин.).

Активизирует знания учащихся, необходимые для выполнения практической работы. Опираясь на их жизненный опыт, учащиеся вспоминают, какие голосеменные растения растут в Пермском крае.

III. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока (4 мин.).

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Ребята, смогли бы вы непосредственно в природе узнать виды голосеменных растений? Почему вы так считаете? (учащиеся отвечают)

Какие из растений вам будет узнать проще всего? (ель, сосна обыкновенная)

Какие признаки растений помогут вам это сделать? (с помощью знания особенностей внешнего вида: шишек, хвои)

Зачем человеку необходимо уметь определять голосеменные растения по внешнему виду? (они имеют практическое применение в быту, являются лекарственным сырьем)

Выдвигает проблему:

Какие виды голосеменных растений вам будет сложнее всего определить? (пихту, т.к. она похожа на ель)

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Проведение групповой работы (10 мин.).

- Ребята, сейчас мы с вами разделимся на шесть групп. Каждая группа получит кубик с изображением 6 основных видов голосеменных растений, произрастающих в Пермском крае (см. Приложение 1, 2) Также вы получите чек-лист (см. приложение 4). На чек-листе написана неполная таблица с описанием особенностей внешнего вида одного голосеменного растения Пермского края. Вам следует определить и подписать признаки в таблице, а затем по этим признакам и изображению на кубике определить какому голосеменному растению соответствует данное описание. Не забудьте на листе написать название растения. Время работы 10 минут.

После проделанной работы, каждая команда называет растение, которое они определили, используя чек-лист. Зачитывают описание растения. Учитель оценивает работу учащихся во время урока, комментирует. Примерное затраченное время 18 минут, по 3 минуты на одну группу = одно растение).

V. Рефлексия (5 мин.).

- Ребята, что нового вы открыли сегодня для себя? О чем, могли бы рассказать своим родителям?

- Как вы думаете, достигли ли мы сегодня с вами цели, поставленной в начале урока?

VI. Домашнее задание (2 мин.). Оформить сообщение на формате А4 об одном понравившемся растении, произрастающих в Пермском крае.

Приложение 1

t1640177009aa.jpg





















Приложение 2

Ель

t1640177009ab.jpg

Сосна обыкновенная

t1640177009ac.png

t1640177009ad.png

Пихта

Сосна кедровая

t1640177009ae.png

Можжевельник

t1640177009af.png

Лиственница

t1640177009ag.png

t1640177009ah.jpg

Фотография кубиков

Приложение 3

Название

Форма

Шишки

Листья

Экология

Значение

1

Пихта

Дерево до 30 м

Прямостоячие, продолговатые, 5-10 см длиной

Уплощенные, не колючие, до 3 см длиной

Требовательна к почве и её влажности, чувствительна к загазованности

Пиломатериалы, камфорный спирт, парфюмерная промышленность

2

Ель

Дерево до 30 м (иногда 50 м)

Овально-цилиндрические до 14 см длиной

Четырехгранные, одиночные от 1 до 2,5 см длиной

Не требовательна к почве, тенелюбива, сильный ветер выворачивает с корнем

Производят бумагу, скипидар, древесный уксус. Отвар шишек применяют при бронхиальной астме

3

Можжевельник

Кустарник до 3 м высотой

Напоминают ягоды, до 1 см в диаметре

Жесткие, колючие, до 1-1,5 см длиной

Морозоустойчив, нетребователен к почве

Выделяет много фитонцидов

шишки

обладают мочегонным, желчегонным действием

4

Сосна обыкновенная

Дерево до 25-40 м

До 3-6,5 см длиной

Расположены по 2, сизовато-зеленые

Растет на любой почве, светолюбива

Получают бумагу, масло для ингаляций, строительство домов

5

Сосна сибирская (кедровая)

Дерево до 25-35 м

Коричневые до 13 см длиной с крупными семенами

Темно-зеленые с сизым налетом, мягкие, растут пучками

Теневынослива, морозостойка, требовательна к влажности почвы

Используют в пищу «кедровые орешки», получают кедровое масло

6

Лиственница

Дерево до 80 м

Яйцевидной формы, 3,5 см длиной

Однолетние, мягкие, ярко-зеленые

Светолюбива, не требовательна к теплу, к почве нетребовательна

Декоративное, изготовление мебели, строительство домов














Приложение 4

Чек-лист № 1

Название растения -

Признаки


Характеристика

1


Дерево до 30 м высотой

2


Прямостоячие, продолговатые, 5-10 см длиной

3


Уплощенные, не колючие, до 3 см длиной

4


Требовательна к почве и её влажности, чувствительна к загазованности

5


Пиломатериалы, камфорный спирт, парфюмерная промышленность



Чек лист № 2

Название растения -

Признаки

Характеристика

1


Дерево до 30 м высотой (иногда 50 м)

2


Овально-цилиндрические до 14 см длиной

3


Четырехгранные, одиночные от 1 до 2,5 см длиной

4


Не требовательна к почве, тенелюбива, сильный ветер выворачивает с корнем

5


Производят бумагу, скипидар, древесный уксус. Отвар шишек применяют при бронхиальной астме









Чек лист № 3

Название растения -

Признаки

Характеристика

1


Кустарник до 3 м высотой

2


Напоминают ягоды, до 1 см в диаметре

3


Жесткие, колючие, до 1-1,5 см длиной

4


Морозоустойчив, нетребователен к почве

5


Выделяет много фитонцидов, шишкоягоды обладают мочегонным, желчегонным действием



Чек лист № 4

Название растения -

Признаки

Характеристика

1


Дерево до 25-40 м высотой

2


До 3-6,5 см длиной

3


Расположены по 2, сизовато-зеленые

4


Растет на любой почве, светолюбива

5


Получают бумагу, масло для ингаляций, строительство домов















Чек лист № 5

Название растения -

Признаки

Характеристика

1


Дерево до 25-35 м высотой

2


Коричневые до 13 см длиной с крупными семенами

3


Темно-зеленые с сизым налетом, мягкие, растут пучками

4


Теневынослива, морозостойка, требовательна к влажности почвы

5


Используют в пищу «кедровые орешки», получают кедровое масло



Чек лист № 6

Название растения -

Признаки

Характеристика

1


Дерево до 80 м высотой

2


Яйцевидной формы, 3,5 см длиной

3


Однолетние, мягкие, ярко-зеленые

4


Светолюбива, не требовательна к теплу, к почве нетребовательна

5


Декоративное, изготовление мебели, строительство домов





Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.