12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
наталья35
4

Оказание реабилитационных услуг детям и подросткам с умственными и физическими нарушениями в условиях муниципального района.



Оказание реабилитационных услуг детям и подросткам с умственными и физическими нарушениями в условиях муниципального района.

Комарова Наталья Алексеевна

gluxovskij.81@mail.ru

ОГБУСО ЦСО «Парус надежды» отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями в МО «Базарносызганский район» Ульяновской области.



В Ульяновской области особое внимание уделяется работе по оказанию помощи семьям, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. За последние два года открыто 20 отделений реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями в 18 муниципальных образованиях: 12.09.2019года такое отделение было открыто в том числе и в одном из самых маленьких районов Базарносызганском. Эти учреждения оснащены оборудованием для проведения психологической, педагогической, социально-бытовой, социокультурной реабилитации, занятий по адаптивной физической культуре. В штате каждого центра состоят четыре специалиста: заведующий отделением, педагог-психолог, логопед, специалист по адаптивной физической культуре.Основным направлением психолого-педагогической деятельности является аппеляция к личности детей - инвалидов, построенная на приемах партнерства, активного участия таких детей в собственной реабилитации, разносторонности усилий, единства и поэтапности психосоциального и педагогического воздействия.



Ключевые слова:;Реабилитация, дети и подростки с умственными и физическим нарушениями, индивидуальная программа реабилитационных курсов.



На сегодняшний день в социальной государственной политике тематика адаптации и комплексной реабилитации детей инвалидов занимает одно из приоритетных мест. Во многом это объясняется интеграцией в мировое сообщество, где соблюдение свобод и права людей с ОВЗ давно является признаком цивилизованного общества и нормой. Кроме того, не стоит забывать об увеличении числа больных детей. В любом случае в РФ реабилитационные мероприятия проводятся с опорой на Декларацию о правах ребёнка и Декларацию о правах инвалидов ООН. В обозначенных документах зафиксировано право не достигших совершеннолетия инвалидов на экономическое и социальное обеспечение удовлетворительных условий жизни. Им гарантированы психологическая и медицинская поддержка, возможности учиться, проявлять свои способности и готовиться к трудовой деятельности. Реабилитация и социальная защита детей с ОВЗ базируются на Конституции РФ и Федеральных законах «О социальной защите инвалидов РФ», «Об основных гарантиях прав ребёнка», «Об образовании», «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов в РФ». Дополнительно рассматриваемую тему регулируют специальные указы Президента страны и федеральные целевые программы, созданные для оказания социальной помощи лицам с ОВЗ, улучшения условий их жизни.

Инвалидность подразумевает, что у её обладателя диагностированы хронические проблемы со здоровьем, то есть присутствует травма или сложное заболевание. Причём данные состояния ограничивают жизнедеятельность человека, социальную активность. Что касается детей-инвалидов, они, как правило, не способны контролировать свои реакции и поведение из-за серьёзных умственных, психоневрологических и/или физических отклонений от нормы. Самообслуживание, общение со сверстниками для них тоже затруднительно, а обучение и дальнейшая работа порой даже неосуществимы. Учитывая всё это, государство создаёт различные возможности для реабилитации детей с инвалидностью. По оценкам специалистов в РФ зарегистрировано более 600 000 несовершеннолетних с рассматриваемым статусом. При этом ежегодно цифра увеличивается из-за нездоровья молодых родителей, социально-бытовых проблем, плохой экологической обстановки и по иным причинам. Поэтому для обеспечения условий, в которых дети-инвалиды смогут жить максимально полноценно с учётом своих особенностей и ограничений, создана система по реабилитации. Реабилитация, фактически, это комплекс мер, призванных помочь травмированным или больным гражданам с ограниченными возможностями здоровья, чтобы у них появилась возможность учиться, быть занятыми на работе, нормально жить и полноценно участвовать в жизни социума. Условно реабилитация делится на: - медицинскую — здесь речь идёт о мероприятиях, которые должны уменьшить влияние патологии-провокатора инвалидности на организм; - физическую — подразумевается исправление, восстановление или компенсация утраченных физ. возможностей организма за счёт адаптивной и лечебной физкультуры; - психологическая — состоит в комплексе особых мер, с помощью которых создаётся психологическая среда, чтобы инвалиду было комфортно жить в обществе и в целом; - социальная — элемент психологической направленности, способствующий самостоятельности человека с ОВЗ, его адаптации в социальном плане; - профессиональная — в данном случае имеется ввиду обеспечение лицам с инвалидностью конкурентоспособного образования и развитие навыков проф. деятельности для трудоустройства. Перечисленные действия для ребёнка-инвалида в полной мере могут быть реализованы только на основании индивидуальной программы реабилитации и плана со всеми актуальными направлениями в них.

Ульяновской области особое внимание уделяется работе по оказанию помощи семьям, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. За последние два года открыто 20 отделений реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями в 18 муниципальных образованиях: 12.09.2019года такое отделение было открыто в том числе и в одном из самых маленьких районов Базарносызганском. Эти учреждения оснащены оборудованием для проведения психологической, педагогической, социально-бытовой, социокультурной реабилитации, занятий по адаптивной физической культуре. В штате каждого центра состоят четыре специалиста: заведующий отделением, педагог-психолог, логопед, специалист по адаптивной физической культуре.Основным направлением психолого-педагогической деятельности является аппеляция к личности детей - инвалидов, построенная на приемах партнерства, активного участия таких детей в собственной реабилитации, разносторонности усилий, единства и поэтапности психосоциального и педагогического воздействия.

Технология выбора и предоставления реабилитационных услуг включает следующие этапы:

- проведение реабилитационно-экспертной диагностики для определения и оценки реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и социального статуса ребенка/подростка с ограниченными возможностями и его семьи для выявления необходимости конкретных реабилитационных мероприятий индивидуально для каждого ребенка/подростка с ограниченными возможностями по всем направлениям реабилитации с учетом рекомендации ИПРА;

- составление плана реабилитационных мероприятий исходя из результатов диагностики и рекомендаций, содержащихся в ИПРА или рекомендаций ПМПК по оказанию психолого- педагогической помощи;

- реализация плана мероприятий;

- мониторинг (наблюдение) хода предоставления реабилитационных услуг;

- оценка эффективности реабилитационных воздействий.

  В зависимости от инвалидности ребёнка подготовлена индивидуальная программа реабилитационных курсов , а родители обучаются приемам оказания помощи. Чтобы ребёнок с инвалидностью имел представления об обществе, его ценностях, культуре, принятых нормах поведения, в целом развился, получил образование, был воспитан правильно, умел взаимодействовать с окружающими, разработан комплекс мер по социальной реабилитации. Благодаря различным мероприятиям дети с ОВЗ также должны стать более самостоятельными, освоить бытовую ориентацию и самообслуживание. А так как дети-инвалиды в основном изолированы от сверстников, не могут или с большими трудностями посещают объекты исторического и культурного наследия, главной задачей социальной реабилитации становится организация среды и пространства, где ребёнок сумеет развить и проявить заложенные умения, окажется вовлечённым в общение с другими детьми, с окружающим миром. Особое внимание уделено реализации мероприятий, направленных на обучение «жизни с инвалидностью». Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам жизнедеятельности проводится в рамках коррекционно-развивающей программы “Социально-бытовая адаптация для детей с ограниченными возможностями”.Индивидуальная и групповая работа с детьми и родителями, проводимая социальным педагогом , логопедом и инструктором по физкультуре проходит в форме бесед, консультаций, информационных часов, экскурсий (в том числе и заочных), тестирования, анкетирования, викторин познавательного характера, игровых, развлекательных и конкурсных программ.В отделении проводятся культурно-просветительские, культурные, спортивные и другие мероприятия с учётом особенностей учащихся. Нередко к участию приглашаем родителей и здоровых детей, что позволяет всем вовлечённым в процесс обрести уникальный опыт общения и не только.

Для родителей детей-инвалидов создана коммуникативная площадка, где родители смогут знакомиться, общаться, обмениваться опытом. В работе кабинета активной поддержки родителей принимают участие заведующий отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор физической культуры Здесь родители могут расширить круг общения, узнать о жизни других семей с аналогичными проблемами, найти не жалость, а поддержку и понимание. Мероприятия, проведенные в отделении, призваны укрепить семейные ценности, поднять престиж материнства, создать положительные семейные традиции, организовать обмен положительным опытом семейного воспитания ребенка-инвалида. Совместные занятия помогут родителю и ребенку научиться адекватно взаимодействовать друг с другом, повысить результативность процесса коррекции и реабилитации. Для родителей детей с особенностями развития создана специализированная библиотека, где родители смогут брать книги о воспитании, обучении и реабилитации детей-инвалидов, и группа в социальной сети «ВКонтакте» , где регулярно выкладываются материалы по проблдемам , волнующим ролителей. Большинство родителей отмечают недостаток знаний в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Родители должны знать, что дети с ограниченными возможностями могут обучаться в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода. Коммуникационная площадка для родителей помогает восполнить эти недостатки в знаниях и умениях контактировать со своим ребенком.

Предоставление полустационарного социального обслуживания в Учреждении включает в себяследующие социальные услуги (объем которых определяется индивидуальной программой предоставления социальных услуг):

- социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий;

- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга,

-услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Общее количество обращений в отделение за 9 месяцев составило 71 человек.

За отчетный период специалистами Центра было оказано 2641услуга.Курс реабилитации составляет 4 месяца. Каждый ребенок может заниматься в отделении по желанию родителей до 4 часов.

Цель деятельности отделения - восстановление связи между детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями и окружающей средой, компенсацию их психофизических и соматических недостатков, развития их личности, формирование психологической готовности к саморазвитию, профилактику инвалидности.

Данная цель достигается предоставлением следующих видов услуг:

1) Социально-медицинская реабилитация – осуществляется силами инструктора по ФК.

Основными принципами реабилитации являются непрерывность, преемственность, последовательность и поэтапность в организации и проведении восстановительных мероприятий.

Социально - медицинская реабилитация

2 раза в месяц проводятся консультации «ЗОЖ и дети»» ,1 раз в месяц День здоровья.

Социально-педагогические услуги

Большое внимание в своей работе специалисты (логопед, социальный педагог) уделяют развитию мелкой моторики — основе интеллектуального развития ребёнка. Ребята работают с пластилином, постигают технику алмазной мозаики, работают с бумагой разной фактуры, учатся технике вышивания крестиком . Ребята занимаются по программам, направленным на педагогическую коррекцию личности .

Наиболее востребованными, по-прежнему, остаются услуги логопеда, примерно 94% обслуживаемых детей имеют нарушения устной и письменной речи. Логопедом успешно реализуется корекционно-развивающие программы, направленные на повышение уровня диалогической, связной речи, расширение словарного запаса, повышение уровня коммуникативных навыков. Разработаны реабилитационные курсы по нейрогимнастике, фонетической ритмике, подготовку детей к школе , коррекции дисграфии.

Инструктор по ФК проводит занятия по развитию моторики , двигательных навыков , координации движений.

Отделение активно сотрудничает с образовательными организациями района ,музыкальной школой , библиотекой им. К.Паустовского, РДК.Сотрудники отделения-частые гости в школах и детских садах района , они проводят консультации для педагогов и родителей .

В отделении начала реализовываться новая программа: «Игры народов России», направленная на развитие патриотизма и уважения к различным национальностям нашей страны.

 Наши дети имеют право быть счастливыми, учиться и радоваться жизни. Мы хотим создать свой центр, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли активно развиваться и учиться жить в обществе.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.