12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
штырхунова татьяна александровна111

Тема урока. Оксиды, их классификация , свойства и применение.

Цель: Формирование целостного представления об оксидах, как классе неорганических соединений.

Задачи. Образовательная: - обеспечить усвоение понятий « оксиды», « классификация оксидов», «свойства оксидов»; познакомить со значением оксидов в природе и жизни человека.

Развивающая:  - продолжить формирование умений определять степень окисления элемента по формуле, составлять формулы сложных веществ по степени окисления, составлять уравнения химических реакций; развитие умений самостоятельно приобретать знания.

Воспитательная:  - воспитание интереса к предмету, к процессу познания, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире. 

Оборудование: коллекция оксидов, компьютер, проектор, газированная вода.

Ход урока.

1. Организация класса

Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок. Тема нашего урока « Оксиды, их классификация и свойства». Итак, что это за соединения — оксиды. Что мы знаем об оксидах? А что ещё надо знать об оксидах? (классификацию, свойства, применение).

Приведите примеры оксидов и назовите их. Перед вами перечень веществ, выберите оксиды, согласно определению и общей формуле, запишите их .

Перечень веществ: H2S, CaO, HCl, CO2, H2O, NH3, CuO, H2SO4, NaOH, Fe2O3, P2O5, SiO2, Na2CO3 . По каким признакам вы выписали оксиды?

2.Новый материал.

Учитель. Все оксиды можно разделить на две группы: солеобразующие (основные, кислотные) и несолеобразующие или безразличные.

Что значит несолеобразующие оксиды? (даёт определение, приводит примеры, учащиеся записывают в тетрадь).

Знакомство с некоторыми оксидами.

1ученик: А вы знаете, что…Окись углерода называют угарным газом. Он не имеет ни цвета ни вкуса ни запаха…..Определить наличие СО в воздухе можно с помощью бумажки , смоченной раствором хлорида палладия. Если содержание СО в воздухе превысит допустимое ,бумажка чернеет. И еще интересный факт. Канарейка падает в обморок от присутствия в воздухе СО.Шахтеры брали в шахту клетки с канарейкой для обнаружения СО. Оксид углерода (II)применяется для обработки мяса животных и рыбы, придает им ярко красный цвет и вид свежести, не изменяя вкусовых качеств. Является хорошим восстановителем в металлургическом производстве.

2 ученик. Один из распространенных оксидов – диоксид углерода CO2. Он содержится в составе вулканических газов. Сухой лед – тоже CO2. Горящий бензин можно быстро потушить, бросив в пламя несколько кусочков сухого льда. Главное применение сухого льда — хранение и перевозка продуктов: рыбы, мяса, мороженого. Ценность сухого льда заключается не только в его охлаждающем действии, но и в том, что продукты в углекислом газе не плесневеют, не гниют. Газ, необходимый растениям для фотосинтеза. Растения благодаря фотосинтезу усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические —глюкозу, крахмал.

3 ученик. Оксид кремния (IV) SiO2 .Кварц, кремень, горный хрусталь, аметист, яшма, опал — все это оксид кремния (IV). Диоксид кремния применяют в производстве стекла, керамики, бетонных изделий, для получения кремния, как наполнитель в производстве резин, в хроматографии и др. В народной медицине и ветеринарии часто обычная роса При анализе ее химического состава было найдено большое количество кремнезема в ней. Именно поэтому так полезно ходить босиком по росе: и закаливаешься и излечиваешь болезни кожи и суставы ног.

Какие оксиды называют солеобразующими? (даёт определение, приводит примеры ,учащиеся повторяют).

Физические свойства оксидов.
Выберите основные оксиды, находящиеся на столах. Обратите внимание на их агрегатное состояние.

А как вы думаете ,оксиды неметаллов в большинстве своем находятся в каком агрегатном состоянии?
Открываем бутылку газированной воды. Что наблюдаем?

Сделайте выводы о физических свойствах оксидов. 

Оксиды металлов МехОу

Оксиды неметаллов неМехОу

Основные

Кислотные


Кислотные

Безразличные

I, II

Ме

V-VII

Me


 II

неМе

I, II

неМе

CO, NO, N2O

 Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам относятся оксиды металлов 1 и 2 групп, а также металлов побочных подгрупп с валентностью I и II (кроме ZnO - оксид цинка и  BeO – оксид бериллия.

Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов (кроме несолеобразующих – безразличных), а также оксиды металлов побочных подгрупп  с валентностью от V до VII (Например, CrO3-оксид хрома (VI), Mn 2O7 - оксид марганца (VII).





ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ 

1. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль          (р. соединения)

CaO + SO2 = CaSO3

2. Основной оксид + Кислота = Соль + Н2О               (р. обмена)

3K2O + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O

3. Основной оксид + Вода = Щёлочь                            (р. соединения)

Na2O + H2O = 2NaOH

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ 

1. Кислотный оксид + Вода = Кислота                      (р. соединения)

СO+ H2O = H2CO3,      SiO2 – не реагирует

2. Кислотный оксид + Основание = Соль + Н2О      (р. обмена)

P2O5 + 6KOH = 2K3PO4 + 3H2O

3. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль          (р. соединения)

CaO + SO2 = CaSO3

4. Менее летучие вытесняют более летучие из их солей

CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 +CO2


3.Закрепление изученного материала. 

Что мы узнали об оксидах? Отвечают на ряд вопросов.

1. Определите лишнее вещество. Ответ мотивируйте.

СаО, СН4, N2О, SiО2, О2, Н2О, КОН, РbО, СО2, Al2О3, ZnО, СО.

2. Найди соответствие. С какими из перечисленных веществ, формулы которых приведены ниже, будет вступать в реакцию оксид серы (VI): НСl, NaOH, H2O, Ca(OH)2, KCl ? Составьте уравнения возможных реакций.

Вот и подошёл к концу наш урок. Посмотрите ваши записи в тетради и поделитесь своими впечатлениями о том, что вы узнали на уроке.

Домашнее задание: пар. 40 ,упр .1 стр .252.










   














































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.