Опыт использования образовательных технологий «Навыки и компетенции XXI века» на уроках английского языка.
Опыт использования образовательных технологий «Навыки и компетенции XXI века» на уроках английского языка.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования предъявляет современные требования к выпускнику школы:
«формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.»1
Перед образовательными организациями ставится задача создания Модели выпускника - Человека мира, который:
Осознает себя гражданином России, признает ценность данного качества;
Способен к продолжению образования;
Способен к самостоятельному творчеству;
Способен к самоопределению в разного вида культурах и государственно-политических формах, толерантен;
Способен к коммуникации и взаимодействию;
Способен к саморегуляции и ответственен за свои поступки.
Государственный заказ ставит перед преподавателями школы новые задачи. Вопрос «Как обучать?» очень актуален в настоящее время. Дидактика новой педагогики должна строится не на традиционной системе классов, курсов, расписания и оценок, а на гибких, ориентированных на запрос учащихся формах обучения. Такими формами могут стать образовательных технологий «Навыки и компетенции XXI века».
За основу берутся принципы кооперативного обучения. Это метод обучения учащихся, предполагающий сотрудничество учащихся в группах. При таком подходе учащиеся достигают успехов в учении, лишь взаимодействуя друг с другом.
Цель кооперативного обучения – сделать каждого члена команды успешнее и сильнее как личность, чтобы пассивные ученики стали заинтересованными обучающимися. Четыре принципа кооперативного обучения называют аббревиатурой PIES:
Positive Interdependence- Позитивная взаимозависимость. Это значит, что результаты всей группы зависят от каждого. Успех одного означает успех других, и он не может быть достигнут без участия каждого. У учащихся появляются новые идеи, благодаря идеям других учеников. Ученики нуждаются друг в друге. Как себя чувствуют ученики? У них появляется чувство единения - «Мы вместе».
Individual Accountability – Индивидуальная ответственность, так как каждый ученик должен выступить перед другими участниками группы. Как себя чувствует ученик? Он понимает - «Меня видят».
Equal Participation – Равное участие. Участие приблизительно равное: каждому даётся одинаковое время, одинаковое задание. Ученики чувствуют свой равный статус.
Simultaneous Interaction – Одновременное взаимодействие. Все вовлечены – один говорит- все слушают; в паре- один говорит, второй слушает. Как чувствуют ученики? – Вовлечёнными.2
Чтобы чётко организовать работу в классе применяется метод управления классом:
Весь класс делится на группы по 4 человека, каждые 2 стола соединяются и выстраиваются обычно в форме ёлочки, когда место учителя и доска находятся в верхушке. Каждый ученик должен находиться вполоборота к учителю.
Сигнал тишины для привлечения внимания учащихся. – «High Five». Ученики должны поднять руку, сфокусироваться на учителе (не разговаривать, остановить работу), просигналить другим. Или учитель говорит “Class”, ученики отвечают “Yes”. “Class, class” – “Yes, yes”. “Class, class, class”. – Yes, yes, yes”. Детям это очень нравится.
На стол в центр кладётся Manage Mat –карточка, на которой есть номера от 1 до 4 для каждого ученика, указаны роли учащихся – партнёр по плечу, партнёр по лицу, буквы А и Б, чтобы определить кто начинает беседу в паре. Сторона с цифрами 2-3 всегда обращена к учителю. Ученики знают, кто начинает беседу, в каком порядке – по кругу.
Использование различных обучающих структур при обучении, чтобы сформировать навыки и компетенции 21 века: коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Учителю нужно научить учеников этим структурам. Каждая структура имеет свои этапы и должна выполняться правильно, не нарушая последовательность.
Использование часов на уроке, для того, чтобы учащиеся знали, сколько у них времени на выполнение каждого задания, на обдумывание вопроса и сколько времени у них на ответ. Включаются электронные часы, и время точно фиксируется –звучит сигнал. www.online_stopwatch.com
Учителю необходимо договориться с учениками, что они принимают правила. В общем, дети не отказываются. Это им интересно, необычно, весело.
Некоторые обучающие структуры, которые можно использовать при обучении английскому языку и на других уроках.
Round -Robin – обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на предложенный вопрос по кругу один раз: 1. Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать. 2. Четыре ученика в команде по очереди по кругу отвечают на вопрос.
После этого учитель спрашивает одного ученика из группы по принципу случайного выбора, например, ученик под номером 2. В середине стола находится карточка Manage Mat, поэтому каждый ученик знает свой номер. Принцип случайного выбора хорош тем, что учащиеся знают, что выбрать могут любого, поэтому им приходиться слушать и отвечать за всю группу. Когда все ученики под номером 2 встали, тоже спрашиваем случайным выбором – Отвечать начинает, тот, кто ближе к потолку (не тот, кто выше – это может обидеть), или у кого день рождения ближе к 8 марта. Детям это нравится – разряжает обстановку, они начинают сравнивать, задавать вопросы – когда у тебя день рождения?
Think-Write-Round-Robin (Подумай – Запиши - Проговори по очереди) – 1.Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать. 2. Ученики думают и записывают ответы на свой листочек. 3. Ученики по очереди отвечают, опираясь на свои записи.
Эту структуру можно использовать, когда нужно дать более развёрнутый ответ, пересказать текст, рассказать, что ты знаешь по данной теме. У учеников есть немного времени подумать, записать план, нужную лексику. Слабые ученики могут хотя бы что-то написать и потом прочитать. Чтобы проверить, также вызывается один ученик.
Mix-Pair-Share (Перемешайтесь – Поделись мнением в паре) – 1.Все ученики под музыку перемешиваются в классе. 2. Учитель останавливает музыку и объявляет: «В пары!» 3. Ученики встают в пары с ближайшими к ним учениками. 4. Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать. 5. Ученики отвечают. 6. Учитель включает музыку и процесс повторяется.
Чтобы проверить, как отвечают учащиеся, можно спросить любого. Можно использовать эту структуру, чтобы проверить, как поняли текст (аудирование, чтение, домашнее задание). Детям нравится двигаться по классу, общаться.
A/R Guide (Anticipation-Reaction Guide) (Предположение – Обобщение) – 1 Учитель готовит утверждения, относящиеся к материалу для чтения, аудирования, фильма и т.д. 2. Прежде чем познакомиться с материалом, ученики определяют, считают ли они утверждения верными или неверными, согласны или не согласны они с данными утверждениями. 3. Ученики знакомятся с материалом. 4. После ознакомления с материалом ученики снова отвечают на те же вопросы. 5. Ученики обсуждают, где они столкнулись с информацией, которая изменила их мнение.
до | Утверждения | после |
| 1. | |
| 2. | |
| 3. | |
Frayer Model (Модель Фрэйера)– обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Ученики рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).
Берётся лист, сгибается пополам, сгибается ещё раз, загибаем уголок в центре листа, разворачиваем лист. В середине пишется понятие, в верхней левой части – обязательные характеристики, в верхней правой – необязательные характеристики, в нижней левой части – примеры, в нижней правой – антипримеры.
Данная модель подходит для работы с грамматикой. Ученики в группах работают с определённой грамматической темой или несколькими подразделами темы (например, сравнение всех настоящих времён). Готовят рассказ об этом грамматическом явлении в группе. Затем вызывается любой ученик (например, ученики под номером 1). Они переходят к другим столам и рассказывают свою тему по модели Фрэйера. Задача учителя проконтролировать, переходя от одной группы к другой, что модели составлены правильно, и ученики поняли свою тему. Оценивают говорящего сами учащиеся. Данная структура помогает упорядочить мышление. Сами модели вывешиваются в классе, в дальнейшем ученики могут ими пользоваться, если что-то забыли.
Jot Thoughts («Запиши мысли») – обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очерёдности, каждый ученик должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
Можно использовать эту структуру при повторении темы, повторяя слова. Потом можно попросить учеников разложить слова по каким-то категориям. Можно продолжить работу и попросить составить предложения или рассказ с данными словами. Можно использовать данную структуру как «мозговой штурм» при подготовке рассказа по какой-то теме.
Tic-Tac-Toe («крестики-нолики») - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Карточки со словами готовят учитель или ученики с одним словом на каждом листочке. Перемешивают листочки и раскладывают 9 листочков в формате 3/3.
Эту структуру тоже можно использовать при работе с лексикой.
Clock buddies («друзья по часам»).
Чтобы организовать обмен партнёрами при организации парной работы учитель просит нарисовать часы и отметить на них 3, 6, 9 и 12 часов, найти 4 человека и договориться о встрече на это время (для каждого своё), записать эти имена на своих часах. В дальнейшем, учитель может сказать, что сегодня мы будем работать с «другом на 6 часов», в другой день- с «другом на 3 часа» и т.д. Ученики меняются партнёрами, а не работают всё время с одним.
Quiz-Quiz-Trade («опроси-опроси-обменяйся карточками») - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
Эта структура очень хорошо помогает повторить пройденный материал, подготовиться к тесту. Учащиеся пишут на карточках по 1 вопросу, пишут внизу ответ и загибают, скрывая ответ.
1. Ученики встают, поднимают руку и находят себе пару (ближайшую). 2.Ученик А задаёт вопрос, ученик Б отвечает. 3.Ученик хвалит при правильном ответе или обучает, если ответ неправильный. 4. Ученик Б задаёт вопрос и хвалит ученика А при правильном ответе или обучает, если ответ неправильный. 5. Партнёры обмениваются карточками. 6.Ученики повторяют шаги 1-5, пока учитель не остановит процесс.
Можно спросить, со сколькими партнёрами поработал каждый ученик, на сколько вопросов он сумел ответить. Когда дети задают вопросы, они лучше обучаются.
Four-Box Synectics (Аналогии по рисункам) – обучающая структура, помогающая рассмотреть какую-нибудь тему с разных сторон путём составления аналогий: 1. Сложите листок бумаги вдвое и ещё раз вдвое. 2. Нарисуйте квадратик в центре. 3.Запишите и зарисуйте по одному неодушевлённому предмету в каждый квадрат, один из которых должен уметь двигаться. 4. Учитель просит записать понятие в центр листочка. 5. Составьте предложения – Мой предмет похож на (понятие), потому что…
Данная структура удобна для определения темы урока, речевой зарядки, подведения итогов урока. Она нравится детям, заставляет их сравнивать казалось бы совсем непохожие вещи, получается весело.
Connect-Extend-Challenge – обучающая структура, помогающая расширить знания по теме, связывая их с предыдущим опытом и продумывая возможные трудности.
Эта структура помогает сделать мысли видимыми. Можно использовать в конце урока, чтобы понять, как работал ученик, что понял, а что нет.
Connect | Extend | Challenge |
То, что знал | Что расширило знания | То, в чем вы не уверены, какие остались вопросы |
В классе вывешивается «Парковка» - место для приклеивания стикеров с вопросами, которые остались у учеников.
В заключении, можно сделать некоторые выводы:
Образовательные технологии «Навыки и компетенции XXI века» помогают пересмотреть свои взгляды на организацию урока, сделать урок более динамичным, интересным. Помогают вовлечь всех учащихся в процесс обучения: и продвинутых и отстающих, дать возможность слабым учащимся научиться от более сильных, когда дети сами обучают друг друга. Обучающие структуры предоставляют учителю необычные методы работы с классом, которые заставляют учащихся проявлять свою активность. Они позволяют сформировать навыки и компетенции XXI века: коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и способность решения сложных комплексных задач, креативность, мотивация к труду, лидерство и ответственность. Повышается мотивация к изучению английского языка, успеваемость по предмету.
Список литературы
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
«Навыки и компетенции XXI века», EDUCARE, International Consultancy, A Company of the Singapore Teachers’ Union’s Co-operative.
1 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
2 «Навыки и компетенции XXI века», EDUCARE, International Consultancy, A Company of the Singapore Teachers’ Union’s Co-operative.