12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мулюкина Ольга Николаевна490
Россия, Челябинская обл., Златоуст



Эффективная организация работы с родителями: личный опыт использования программы профилактики насилия



В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования системе психологического сопровождения образовательного процесса отводится важная роль.

Среди задач психологического сопровождения образовательного процесса можно выделить:

- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.);

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

В этой статье я хочу поделиться опытом эффективной работы с родителями по программе профилактики насилия.

Насилие в современном мире – распространенное явление. За последние годы в обществе произошел всплеск различных видов насилия, имеющий множественные виды и последствия. Сегодняшний подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше, чем знали в свое время его родители. Подросток может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации – в образовательном учреждении, на отдыхе, в общественном месте.Выходом из сложившейся ситуации может стать создание профилактических программ и применение нетрадиционных подходов в системе профилактических мероприятий.

В нашей школе уже несколько лет подряд ведётся работа с учащимися и их родителями по программе «Песчинка».

Авторы программы, французы Патрик Овюи и Амели Кук, разработали эту практику в рамках работы с детьми и подростками в 1998 году. В 2009 метод был адаптирован к современным российским реалиям в рамках международного проекта «Право на детство» при содействии организации «Бисе» Франция.

«Песчинка» - это комплексная программа по предотвращению насилия в отношении детей и подростков. Цель – выявление опасных ситуаций, преодоление одиночества подростков, оставшихся один на один со своей проблемой, повышение их способности к самостоятельности, активным действиям и выявление в окружении каждого ребёнка «референтных» взрослых.

Название программы ассоциируется с крупинкой песка, которая попав в хорошо отлаженный механизм насилия, способна застопорить и остановить его.

Песчинкой может стать каждый человек, который способен предвидеть ситуацию насилия и остановить ее. Это призыв к каждому делать всё возможное, чтобы предотвратить совершение насилия по отношению к детям и подросткам.

Профилактическая программа «Песчинка» несет в себе довольно простую мысль: нужно дать понять каждому ребёнку и каждому взрослому, участвующему в программе, что существует альтернатива насилию.

Работа по программе проводится в несколько этапов. Я расскажу о работе с родителями.

Сначала с родителями учащихся проводятся беседы по теме «Профилактика насилия».

На беседах рассматриваются следующие вопросы:

-что такое насилие;

-виды насилия (физическое, психологическое, сексуальное, пренебрежение нуждами ребенка);

-развитие механизма насилия;

-цикл насилия;

-особенности поведения жертвы;

-признаки перенесенного насилия;

-последствия насилия (ближайшие и отдаленные);

- профилактика насилия.

С родителями проводится анкетирование до начала бесед и после. Анкетирование показывает, какой уровень информированности взрослых по теме насилия был до и после занятий.

Затем проводятся занятия с использованием видеоматериала по данной теме.

Фильм состоит из десятка небольших сценок, представляющих подростков в рискованных ситуациях, таких как давление со стороны более сильного, рэкет, неблагополучие в семье, сексуальное насилие и т.д., когда их неприкосновенность и их способность дать отпор подвергаются опасности. Сценки этого игрового фильма «происходят» в школе и в семье.

Первый раз фильм показывается целиком, а затем сценка за сценкой. Мы видим на экране лишь эпизоды, порождающие насилие, но нам не показывают, как разрешилась ситуация, и каковы возможные варианты ее разрешения. После просмотра фильма родителям предлагается обсудить увиденное и предложить свои решения выхода из ситуаций, которые их не устраивают, найти альтернативу ситуации, когда человек остается один на один со своей проблемой. Родители высказываются по поводу увиденного, и предлагают, как изменить ситуацию, разыгранную в фильме, с тем, чтобы найти положительный выход из нее.

В ходе занятий родители учатся предвидеть ситуацию насилия, знать способы ее предотвращения и к кому обратиться за помощью и поддержкой. Они должны осознать, что каждый из них призван стать песчинкой, которая сможет разорвать замкнутый круг насилия, в котором оказались их близкие.

По окончанию тренинга все участники получают брошюры с информацией об организациях, где можно получить помощь, если подросток оказался вовлеченным в ситуацию насилия.

Показ фильма и обсуждение тем, затронутых в фильме, составляют важную часть программы, но, в отличие от разовых мероприятий, не являются ее конечной целью. Сила и оригинальность программы «Песчинка» в ее длительном воздействии, что достигается благодаря: «референтным» взрослым, которые проявляют постоянную готовность выслушать ребят; самим молодым людям, которые смогут использовать ответы на вопросы, обсуждавшиеся на занятии по «Песчинке», спустя длительное время после участия в программе.

Методика «Песчинка» при всей ее простоте и доступности дает информационный толчок к пониманию проблемы насилия, помогает видеть проявления насилия в повседневной жизни, предлагает задуматься о путях его преодоления. В процессе участия в программе у многих подростков и взрослых формировалось новое отношение к насилию и его проявлениям и, как следствие, иное поведение в ситуациях возможного насилия.

«Песчинка» является эффективной и инновационной программой профилактики насилия.





Педагог-психолог МАОУ СОШ №38 Мулюкина О.Н.

г.Златоуст





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.