Опыт использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками.

Опыт использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками.
В один из зимних дней состоялось заседание районного методического объединения психологов дошкольных организаций. Тема заинтересовала всех психологов, ведь здоровьесберегающих технологий большое разнообразие. Каждый смог поделиться опытом использования какой-то технологии в коррекционной работе с малышами. А это: массаж и самомассаж, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия.
Ребенок только родился, а уже использует хватательные движения. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, любой человек с лёгкостью может определить, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.
Все педагоги и многие родители понимают, что мало вырастить ребенка, надо его еще и правильно воспитать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику. Но большие нагрузки даже в дошкольном возрасте, могут привести к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей. А вот, кинезиологические упражнения помогают решить многие проблемы. Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения! Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения эти нужно делать ежедневно, по 5-10 минут, желательно в спокойной обстановке. Главное – движения должны усложняться, и частота их выполнения должна расти! Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе.
Несколько лет назад мне посчастливилось побывать на мастер-классе известного психолога Т.П. Трясоруковой по использованию кинезиологических упражнений. Эта встреча оставила неизгладимый след в моей памяти. С тех пор я стараюсь приобретать книги, методички и программы, которые составлены Татьяной Петровной. Она предлагает в работе с дошкольниками использовать короткие стихотворения.
Пейзаж.
Нарисую я сейчас
Вам, друзья, такой пейзаж.
Луг. На нём растут цветы
Небывалой красоты.
В небе светло голубом
Светит солнышко.
Потом, налетели облака,
Вдалеке течёт река.
По дороге не спеша
Бежит рыжая лиса.
В работе с дошкольниками можно использовать многие кинезиологические упражнения:
«Кулак – ребро - ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.
«Зайчик – кольцо» Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
«Цепочка» Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики.
«Гусь» Ладонь согнута под прямым углом, пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой.
«Курица» Ладонь немного согнуть. Указательный палец опирается на большой. Остальные прижаты друг к другу в полусогнутом положении.
«Петух»
Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы подняты вверх – это «гребень»
«Заяц» вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).
«Коза» вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).
«Вилка» вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
Используемый материал
- Т.П. Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»
Кияйкина Наталья Федоровна
Болтова Елена Ильинична