Тренинг актерской психотехники как инструмент формирования и развития «Я — образа»
Тренинг актерской психотехники
как инструмент формирования и развития «Я — образа»
Процесс формирования и развития «Я — образа» берет свое начало с самого первого – вводного – занятия. Целью вводного занятия в театральной студии является знакомство педагога с воспитанниками и знакомство их друг с другом, введение воспитанников в мир театра, получение первого представления о театральном творчестве, начало формирования и развития «Я — образа».
Тренинг актерской психотехники является неотъемлемой частью любого театрального занятия. Задачами тренинга, в зависимости от темы занятия, становятся развитие воображения, коммуникативных умений, получение навыков передавать телом заданные, в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами, движения, сценическая речь. Помимо активизации и подачи позитивного настроя на занятие, тренинг актерской психотехники в полной мере работает на достижение цели занятия, его упражнения подобраны таким образом, чтобы отвечать реализации цели максимально.
Для построения и осознания «Я— образа», воспитаннику требуется осознать и проанализировать, какой он, как он смотрит на окружающих, как окружающие воспринимают его, осмыслить эмоции, испытываемые по поводу мнения окружающих о себе. В соответствии с этим, театральные задания, составляющие данный тренинг, направлены на активизацию самоанализа. Результатом должно явиться сформированные чувство собственного достоинства, уважения к окружающим, адекватная самооценка. С этой целью на занятии царит теплая, доброжелательная атмосфера, задания тренинга выполняются без давления, в начале занятия воспитанникам дается четкий настрой на позитив.
Настрой на позитив. Работа в круге. Воспитанники встают в круг. После того, как педагогом озвучивается, что в волшебном мире театра постоянно происходят самые необычные превращения, воспитанники берутся за руки и произносят хором:
В нашей студии ребята,
Заниматься очень рады!
Превращаемся мы быстро
Из детей – в больших артистов!
(руки победно поднимаются вверх)
Театральная игра «Я - знаю, умею».
Воспитанники стоят в круге, педагог бросает мяч одному из них, называет свое имя.
- Меня зовут…. А как зовут тебя?
Воспитанник ловит мяч, возвращает его педагогу, называя свое имя.
- А что ты знаешь? Что умеешь?
Затем бросает мяч другому воспитаннику. Через некоторое время заменить педагога в роли ведущего игры может любой воспитанник.
Игра способствует быстрому запоминанию имен друг друга, способствует знакомству и сближению воспитанников. Педагогу дает большие возможности для первичной диагностики творческого потенциала воспитанников, коммуникативных способностей, степени зажатости – раскрепощенности, уровня готовности к театральной деятельности.
Театральное упражнение «Автопортрет».
Воспитанники стоят в круге, им озвучиваются заданные предлагаемые обстоятельства.
- Вы встречаетесь с незнакомцем и вам необходимо, чтобы незнакомец узнал вас. Как вам описать себя? Что выделяют вас из толпы? Может быть, ваш внешний вид, может быть, походка, манера говорить или вы как - то необычно одеваетесь? А, может быть, как - то необычно жестикулируете?
Театральное упражнение «Походка».
Воспитанники идут по кругу, слушают и воплощают заданные предлагаемые обстоятельства.
- Давайте попробуем примерить на себя разные образы. Например, вы – старички. Покажите мне походку старичков, у которых ножки слабенькие, на палочку опираются, головка трясется, спинка согнулась. Ой, какие старички и старушки пришли ко мне в студию заниматься!
- А теперь покажите мне походку человека, который только что съел пять кастрюль пельменей, запил тремя кастрюлями киселя, съел восемь арбузов и идет еле-еле.
-А теперь вы – легкокрылый, бесшумный спортивный самолет. Вы легко и тихо парите над землей.
-
- А теперь вы - разноцветный воздушный шарик. Шарик тихо стелется по земле, отлетит и снова об землю – тюк, тюк, тюк…
- А теперь – внимание: воздушный шарик…сдулся! (произносится звук, схожий со свистом и шипеньем). Воспитанникам необходимо осмыслить, что происходит со сдувающимся шариком и воспроизвести это в пластике.
В ходе рефлексии педагогом выясняются чувства и эмоции при выполнении заданий тренинга, упражнения, показавшиеся сложными. Воспитанники задаются вопросом, легко ли презентовать себя?
Данные упражнения - первые шаги к формированию и развитию «Я — образа». Данные упражнения – мостик к работе над формированием и развитием сценического образа в дальнейшем.
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна