Опыт нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ (в контексте взаимодействия с родителями воспитанников)
«Опыт нравственно-патриотического воспитания
детей дошкольного возраста с ОВЗ (в контексте взаимодействия с родителями воспитанников)».
В нашем детском саду осуществляется воспитание детей не только с нормативным развитием, но и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, с нарушениями речи и детей с нарушениями зрения. Работа с такими детьми требует особого подхода, в том числе активного включения родителей в образовательно-воспитательный процесс. Специфика воспитания детей с ОВЗ, на наш взгляд, состоит в том, чтобы одновременно осуществлять нравственное воспитание и коррекцию нарушений здоровья. Мы применяем такие формы работы, которые помогают решать сразу две эти задачи, а также укреплять семейные связи.
Одним из важных направлений нашей работы является нравственно-патриотическое воспитание детей – расширение представлений о России, родном крае, традициях, истории и культуре нашей страны, воспитание любви к Родине. Рассмотрим некоторые применяемые нами формы работы с родителями в этом направлении.
Организуем знакомство детей с русскими народными сказками как частью народной культуры. Например, мы организовали театрализацию по сказке «Репка». Коррекция речевых нарушений при этом осуществлялась посредством проговаривания реплик, ключевых слов из сказки, нравственных бесед с детьми по сказке, а также в ходе репетиций. Мы подключили к данной работе родителей воспитанников. Родители не только выполняли рекомендованными нами по сказке речевые упражнения с детьми дома, но и инсценировали сказку «Репка» на новый лад. Родители показали представление перед своими детьми в группе. Такой подход позволил объединить детей и родителей – дети показали театрализацию родителям, а родители – детям. Родители помогли подготовить маски, костюмы, атрибуты.
Активно работаем с родителями по информационно-просветительскому направлению. В настоящее время нами осуществляется работа в качестве учителя-логопеда и тифлопедагога. Поэтому проводим родительские собрания, оказываем родителям групповые консультации на темы «Речевые дидактические игры как способ коррекции речевых нарушений у детей», «Как помочь ребенку с нарушениями зрения?», «Особенности эмоционального развития детей с ОВЗ», «Способы нравственного воспитания дошкольников». Также оказываем родителям индивидуальные консультации. Кроме того, нами разработаны буклеты для родителей на актуальные темы нравственного воспитания детей, а также коррекции речевых нарушений.
В ходе воспитательной работы мы знакомим детей с русскими былинами, образами русских богатырей. Объясняем детям, что любовь к Родине издавна проявлялась в готовности ее защищать. Для этого важно быть физически сильными. В связи с этим, у детей формируется интерес к спортивным состязаниям. Мы привлекаем к участию в эстафетах и спортивных играх детей и их родителей. Такие спортивные соревнования мы проводим в физкультурном зале после родительских собраний. Так, на одном из таких мероприятий папы продемонстрировали силу и выносливость, а мамы – меткость и владение мячом. Но самое главное – такие мероприятия помогают сплотить семьи, повысить авторитет родителей в глазах детей.
Наш опыт показывает, что семья является основой нравственного воспитания детей, именно в семье у детей закрепляются те ценностные нравственно-патриотические установки, которые мы даем детям на занятиях. Кроме того, в семье родители проводят с детьми коррекционные упражнения, которые мы начинаем в группе для коррекции речевых и зрительных нарушений. Совместные усилия родителей и педагогов более эффективны, чем только деятельность педагогов. В связи с этим, мы проводим мероприятия, которые укрепляют отношения в семье. Так, например, был проведен с родителями круглый стол на тему «Семья – начало всех начал». Родителям показали примеры нравственного воспитания детей. В ходе игры «Ассоциации» пришли к выводу, что крепкая семья такая, в которой есть семейные правила и традиции. Упражнение «Чаша» помогло родителям увидеть, какими хорошими качествами обладают их дети. Также во время круглого стола родители творчески продемонстрировали свои семейные правила, что стало заключительным этапом годового семейного проекта.
В целях нравственно-патриотического воспитания детей мы также проводим дидактические игры на занятиях, рассматриваем исторические и современные фотографии города Самары, знакомим с событиями Великой Отечественной войны. Во время таких занятий также проводим с детьми дидактические игры и упражнения на коррекцию речевых нарушений.
Нами успешно применяется технология «Говорящая среда». Стены оформлены декоративными народными узорами, изображениями народных костюмов, русской печи. Родители тоже принимали участие в этой работе. Также в группе создан мини-музей «Чудо росписи», применяем альбомы на липучках с дидактическими играми. Данные технологии способствуют нравственно-патриотическому воспитанию детей в детском саду и в семье.
В ходе нашего опыта работы мы выявили следующие организационно-педагогические условия взаимодействия с родителями по нравственному воспитанию детей с ОВЗ. Среди них информирование родителей о пользе взаимодействия, применение разнообразных форм сотрудничества, учет интересов родителей, а также учет состояния здоровья и нарушений у детей.
Результативность нашей деятельности подтверждается наличием положительной динамики развития детей и отзывами родителей – у детей сформировалась внутренняя потребность в изучении культуры России, сформированы нравственно-патриотические чувства, а родители высоко оценивают качество взаимодействия.