Опыт применения современных методик и инноваций в психологии и педагогике

2
0
Материал опубликован 7 February 2022 в группе

Опыт применения современных методик и инноваций в психологии и педагогике

Стремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Применение инновационных технологий помогает воспитанникам эффективнее усваивать материал, развивает их творческий потенциал.

В школьном образовании применяются самые разнообразные педагогические инновационные методики. Наиболее распространенные из них:

- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

- проектная и исследовательская деятельность;

- личностно-ориентированное обучение;

- игровые технологии.

Я считаю, что одной из основных задач в работе школы и в моей работе является активизация познавательной деятельности учащихся, так как сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Приемы активизации познавательной деятельности, которые я использую в работе, разнообразны.

Работая учителем начальных классов, активизацию познавательной деятельности учащихся осуществляю посредством применения информационно-коммуникационных технологий на своих уроках.

Использование ИКТ  помогает мне проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Наблюдения показывают, что применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся, повышает  объем выполняемой работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Составляю презентации к урокам, использую мультимедийные диски.

Считаю важным также научить школьников правильно использовать интернет, поисковые системы и социальные сети. При грамотном подходе они становятся неисчерпаемым источником информации и способом коммуникации школьников с учителем и между собой. Делюсь ссылками из интернета на нужный дополнительный материал к изученной на уроке теме через электронный дневник.

В настоящее время в рамках ФГОС НОО наиболее актуальным становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока.
Именно в начальной школе необходимо обучить младших школьников проведению учебных исследований, развивать творческую исследовательскую активность детей. Главное для учителя — увлечь и «заразить» детей, вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Нужно дать им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа станет для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми сделают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогут подобрать информацию, помогут ребенку готовить защиту своей работы. Работы получатся очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Уже с первого класса учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, при этом повышаются и навыки работы в команде, коммуникации, умения прислушиваться к чужому мнению, критиковать и принимать критику. Применение этой технологии в школе развивает способности познавать мир, анализировать факты, делать выводы.

При личностно-ориентированном подходе главным действующим лицом в обучении признается ребенок. Целью является развитие личности школьника с учетом его индивидуальных качеств. Соответственно, не учащиеся подстраиваются под образовательную систему и стиль педагога, а учитель, используя свои умения и знания, организовывает обучение согласно особенностям класса.

Планируя занятия, подбираю методы и способы изложения материала с учётом психологических, эмоциональных и познавательных особенностей учащихся. Стараюсь суметь пробудить интерес ученика к излагаемому материалу и желание работать коллективно.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника помогают мне нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. Рифмованное начало урока, начало урока с элементами театрализации («Сосчитайка», «Повторяйка», «Соображайка» и др.) уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии позволяют детям лучше усваивать материал. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям. Могу сказать, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемых мною на уроках, является занимательность, дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление детей. Форма занимательных упражнений, которые я применяю на уроках, различная: ребусы, кроссворды, викторины, загадки и т.д. Большой интерес, например, на уроках окружающего мира вызывает подслушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Включаю в урок игровые моменты на разных этапах урока. Игровые технологии делают процесс обучения более интересным и занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, способствуют активизации мыслительной деятельности. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто вернее и быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу!», и т.д. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний. Дифференцированное обучение – одно из главных направлений моей работы, так как, считаю, оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Зная, что разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом, дифференцированный подход осуществляю в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы и на всех этапах обучения, на всех этапах усвоения знаний, умений.

С целью преодоления механического усвоения знаний в обучении, важное место на уроке отвожу проблемным ситуациям. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация.

Таким образом, инновационные технологии, различные приёмы и методы, используемые в работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов обучения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации