12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Киселева Елена Владимировна103

«Опыт применения современных методик и инноваций в психологии и педагогике»

Ориентируюсь в работе на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов каждого ребенка и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании. Методы, применяемые в данных технологиях, – это методы убеждения, упражнений, оценки и самооценки. Работа с детьми строится на доверии. Так как работа в детском саду в основном подразумевает игровую деятельность, то стараюсь искать инновационные методы именно в этой сфере. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре. Дети уникальны и впитывают информацию как губка. Эта деятельность мотивирует их на самостоятельное исследование, открытия. Так же делает ребенка более активным, развивает память, мышление и внимание. Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Я в своей деятельности часто использую театральную деятельность .Дети приходят в восторг от театра .В более старшем возрасте они сами могут заменять героев ,говорить на разные голоса ,разными интонациями .Например очень популярен и необычен театр теней .Дети завороженно смотрят и не пропускают ни слова .Можно обыграть таким образом много поучительных и воспитательных моментов .Так они крепче войдут в жизнь ребенка .Ребенок на примере сказки может понять что такое добро и зло ,смелость и трусость .Уважительное отношение к старшим тоже можно привить через театр .Если ребята становятся актерами ,то они проявляют свое воображение ,смекалку ,артистичность .Они отлично входят в роль со временем .Особенно это эффективно в работе со стеснительными и робкими детьми . Так же вместо того, чтобы дать готовый ответ на вопрос, воспитатель предлагает ребятам сыграть в увлекательную игру и найти ответ самим. Это конечно уже детям постарше после 4-х лет.

Есть много интересных дидактических игр, которые я с удовольствием использую в своей работе. Например, игра «Дорисуй вторую половинку». У детей есть раздаточный материал, на котором у каждого предмета нарисована только его половина, а дошкольникам нужно закончить рисунок. Игры можно так же использовать для диагностики не только знаний и умений, но и различных реакций и психических функций. Например, музыкальные и подвижные игры («Море волнуется раз») помогают отследить уровень двигательной координации и развития внимания у детей. Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

Немаловажно использование игровых компьютерных технологий в обучающих целях. Мир не стоит на месте, и сегодня очень популярно использование информационно-технологических инноваций в образовательных (хотя многое здесь зависит от финансовых возможностей организации). Разработано много компьютерных игр и онлайн-сервисов по обучению детей навыкам письма, счёта, решению логических задач и многому другому.

Так же в своей работе я использую песочную сказкотерапию. Дети в восторге и с удовольствием занимаются. Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку. Это также отличное средство для развития мелкой моторики пальцев. На их подушечках сосредоточено множество рецепторов. Песочные крупицы стимулируют их работу, развивают тактильные ощущения. Кроме того, занятия с песком развивают воображение и креативность ребенка. Цель песочной терапии – не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения. Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным. Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо. Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Игр может быть великое множество. Расскажу о некоторых из них:

«Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

"Отпечатки наших рук".

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: "Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте: поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);

выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

"пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);

"пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);

"поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;

сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?)

Так же можно просто рисовать на песке как на листе бумаги при этом сочиняя какой рассказ, историю или необычную сказку. Когда ребенок маленький, то сочинять может взрослый или совместно с ребенком. Ребенку же постарше будет интересно самому сочинить, нарисовать и рассказать свою историю. Тут включается множество процессов мыслительных и налаживается связь между ребенком и взрослым, поэтому хорошо заниматься песочной терапией не только педагогу с ребенком, но и родителям с малышом.

Так же очень интересна проектная деятельность в работе с детьми. Проекты бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Это зависит от длительности проекта и от его масштабности. В своей работе я очень часто использую проекты, и дети тоже с удовольствием участвуют. Совсем недавно я проводила долгосрочный проект «Традиции моей семьи». Были задействованы и дети, и родители. Родители с удовольствием участвовали и даже вносили свои идеи. Проведено множество совместных выставок.

Творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать особенно интересны ребятам. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; - развитие коммуникативных навыков. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Мы проводили проекты с экспериментами свойств бумаги, воды. Дети с удовольствием замораживали, мяли, окрашивали и т.д. Такая деятельность интересна и разнообразна. Родители тоже смогли поучаствовать и выкладывали свои результаты.

Любые инновации в детском саду проходят в виде игры, тк дети мало усидчивы, и чтобы их интерес не угасал.

Есть такое понятие как буккроссинг, и мы с удовольствием применяем эту технологию в нашем саду. Что же это такое? Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку).
Наша книжная библиотека, которая находится в холле детского сада, доступна для всех участников образовательного процесса.
Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.
Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к чтению и литературе. Мы вывешиваем портреты писателей в день их памяти или дни рождения. Рассказываем интересные факты из их биографии, творческой жизни. Проводим тематические вечера, выставки. Так же у нас была экскурсия в ближайшую детскую библиотеку, где дети с удовольствием слушали о работе библиотеки, о том как книга передается от одного читателя к другому. Рассказали нам о том, как надо беречь и ухаживать за книгой, ремонтировать ее при необходимости. Дети увидели огромное количество книг, большие стеллажи и разнообразные темы книг. Прослушали лекцию о том какие бывают книги и из чего и как их делают. Дети, конечно, были в восторге.

Так же мы проводили творческие конкурсы: «Любимая книга, прочитанная дома», «Мой любимый герой книги» и подобные. Родители принимают активное участие.

Так же есть интересная технология «Мнемотехника».

Информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст.

Цель этой технологии в развитие основных психических процессов: памяти, внимания, речи, образного мышления. Что же мы делаем? Разработка мнемотаблиц, ассоциативных цепочек, мнемодорожек, мнемоквадратов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

- проведение викторины по мнемотехнике;

- подготовка заданий по мнемотехнике для родителей в сценарии праздника;

- показ открытого занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники;

- размещение материалов по мнемотехнике на «Говорящих стенах»;

- проведение досугов «Реши кроссворды», «Найди ошибки у художника», «Отгадай загадку и назови героя», «Может быть – не может быть».  Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой.  Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого.

Так же в работе с детьми есть интересные инновационные методы в физкультурно-оздоровительном развитии. Дыхательная гимнастика, закаливание, пальчиковая гимнастика, точечный массаж и самомассаж и различных релаксаций. Для таких методов очень часто не нужно дополнительных финансовых вложений, все можно провести с помощью подручных средств и изобретательности педагога. Дети с удовольствием повторяют стишки из пальчиковых игр, ходят после сна по неровным поверхностям, берут пальчиками ног карандаши и перекладывают из одной емкости в другую. Умываются с потешками и прохладной водой. Дети подражают взрослым, поэтому важно показать пример.

Так же сейчас много проводятся акций социальных, в которых детский сад, дети и родители могут принять активное участие. Например, сбор макулатуры — это акция известна давно и широко используется даже в детских садах. Можно ввести приз за первые три места, тогда будет ещё интереснее. Призы могут быть чисто символическими- это не главное. И можно проводить награждение в торжественной обстановке и это будет стимулом для активного участие в следующий раз. Так же можно за участие выдать грамоты — это будет приятным бонусом для детей и их родителей.

В наш век современных технологий есть очень много вариаций на тему развития детей во всех сферах деятельности. Главное грамотно и обдуманно подойти к добавлению их в педагогический процесс. Дети очень развиты в современных технологиях и с легкостью усваивают их. Педагог и родители должны правильно подобрать каждому ребенку варианты развития в соответствии с имеющимися возможностями. Игры различного уровня сложности и разные по оснащению вполне доступны сейчас каждому взрослому. Так же доступна информация через интернет и различные социальные группы, где можно найти кладезь всего нужного и развивающего.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.