Опорные схемы для составления предложений с использованием ТРИЗ технологии (имен признаков) для детей с ТНР
Опорные схемы для составления предложений с использованием ТРИЗ технологии (имен признаков) для детей с ТНР.
Пояснительная записка
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Основная синтаксическая единица - предложение, являясь моделью конечного продукта процесса продуцирования речевого высказывания, играет важную роль в формировании языковой способности и процессов вербально-логического мышления.
Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в построении простых распространенных предложений. Логопедическая работа может быть более эффективной за счет внедрения новых методов и приемов, направленных на: анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений с опорой на схемы.
Дисциплина: логопедия.
Возраст детей: 3-7 лет
Карточки предназначены как для индивидуальных занятий, так и для групповых.
Цель: Формирование умений строить простое распространенное предложение у детей дошкольного возраста с ТНР.
Задачи:
- Расширить и обогатить словарный запас по теме "Дикие животные":
- освоить названия животных и их детенышей;
- закрепить названия их мест обитания.
Словарь: лиса, лисенок, медведь, медвежонок, волк, волчонок, белка, бельчонок, ёж, ежонок, заяц, зайчонок; нора, логово, дупло, берлога.
- Совершенствовать грамматический строй речи:
- согласование числительных с существительными (один медведь, пять бельчат и т. д.);
- согласование существительных с прилагательными (бурый медведь, рыжая лиса, маленький волчонок, большой волк и т. д.);
- употребление простых предлогов (волк живет в логове, лиса живет в норе и т. д.)
3. Развитие внимания и памяти.
Ожидаемые результаты
- у детей расширится и обогатится словарный запас по лексической теме: «Дикие животные»;
- дети научатся составлять предложения о животных с опорой на схему;
- у детей сформируется умение согласовывать числительные с существительными;
- дети научатся правильно употреблять в речи простые предлоги;
- дети научатся согласовывать существительных с прилагательными.
Ход игры.
Перед ребенком схема. В верхней строчке обозначены имена признаков: количество, размер, цвет, место. Буквой О обозначается объект. В нижней строчке – значения имен признаков.
Например: количество – пять, размер – маленький, цвет – коричневый (или бурый), место – берлога. Ребёнок ищет объект согласно заданным признакам и называет место обитания:
Пять маленьких коричневых медвежат живут в берлоге.
Пять карточек с изображением медвежат ребёнок кладет на большую картину с изображением леса, определяя при этом место (ищет берлогу).
За каждое верно выполненное задание ребенку даём фишку или камешек марблс.
А если играет несколько детей, то фишку получает тот, кто правильно и быстро справляется с заданием.
Все карточки можно посмотреть здесь
Картинки животных
DOCX / 5.14 Мб