Урок биологии в 6 классе «Опорные системы животных»
Тема урока: Опорные системы животных.
Цель урока: сформировать представление об опорной системе животных организмов и ее значение в их жизни; показать изменение и усложнение опорных систем животных в ходе эволюции; продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, классифицировать, анализировать, работать с различными источниками информации.
Планируемые результаты:
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.
Метапредметные: Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.
Предметные: Знать отличительных признаков разных опорных систем у животных.
Ход урока:
1. Орг.момент.
2.Проверка знаний учащихся о значении опорных систем у растений. Вопросы учебника – устно.
3. Новый материал.
Любой живой организм, будь то растение или животное, представляет собой целостную единую систему, где все взаимосвязано.
Взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем в ходе обмена веществ мы доказали на прошлых уроках. Но помимо этих систем органов в организме тех, же позвоночных животных есть и другие системы. Одна из них система опоры и движения. Опорные системы или скелеты образованы чрезвычайно многообразно. В ходе эволюции они совершенствовались и усложнялись. Различают два основных типа скелета: наружный и внутренний. Одноклеточные организмы имеют как внутренний, так и наружный скелеты.
С особенностями строения и состава наружного скелета моллюсков и членистоногих связаны процессы их роста.
? Что такое линька? (Линька это процесс смены старого панциря на новый хитиновый покров. Происходит у членистоногих.)
? Какое значение в жизни речного рака имеет линька?
Ответ: (Когда происходит смены хитинового покрова, животное растет и новый панцирь больше предыдущего. Во время линьки животное беззащитно и вынуждено прятаться.)
Дополнение учителя: в первые годы жизни, рак линяет и быстро растет, а с 5-летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15 – 20 лет и достигают величины 20 – 25 см.
? Как происходит рост моллюсков? (В отличии от членистоногих, моллюски по мере роста достраивают раковины.)
? Используя материалы слайда и используя текст учебника на стр.93. сравните состав скелета членистоногих и состав раковины моллюсков. (Скелет членистоногих состоит из хитина и минеральных солей, поэтому он прочный и легкий. За счет этого членистоногие ведут подвижный образ жизни. У моллюсков раковина прочная и тяжелая состоит из извести и рогоподобного вещества, которые защищают животное от хищников, но тяжести раковины они ведут неподвижный и малоподвижный образ жизни.)
Усовершенствование и усложнение организации животных в ходе эволюции отразилось на строении опорных систем. Так наружный скелет постепенно сменяется внутренним. Уже у головоногих моллюсков, как у более эволюционно продвинутого класса появляется внутренний хрящевой скелет.
Первые позвоночные животные, такие как рыбы, имеют три типа внутреннего скелета: хрящевой эволюционно более древний, остался лишь у акул и скатов. Переходная форма костно-хрящевой у осетровых и эволюционно наиболее молодой класс костные рыбы – костный. Причем чем эволюционно более молодой вид рыб, тем большая дифференциация костей скелета и уменьшение его массы.
У позвоночных животных внутренний скелет состоит из 3-х отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей.
Актуализация знаний.
? В чем преимущества и недостатки внутреннего и наружного скелета?
Ответ: наружный скелет дает большую защиту, чем внутренний, но вместе с тем малую подвижность организма, что сказывается на жизнедеятельности организма и его обменных процессах.
Скелет человека состоит из тех же отделов, что и скелет позвоночных животных. Скелет позвоночных образован костями, сухожильями и связками.
Актуализация знаний.
? Какими типами тканей образованы кости, связки и сухожилья. (кости состоят из соединительной костной ткани. Связки и сухожилья из соединительной волокнистой ткани.)
Соединения костей скелета | ||
Голова (Тип соединения) | Туловище (Тип соединения, какой тканью образовано?) | Конечности (Тип соединения) |
Какая функция? | Какая функция? | Какая функция? |
Свойство кости определяется ее химическим составом. В состав кости входят органические и неорганические вещества.
Органические вещества придают кости гибкость и упругость (если кость выдержать в растворе кислоты).
Неорганические вещества делают кость твердой. Если прокалить кость на огне (вспомните какие вещества при этом сгорят), она станет хрупкой – рассыплется на мелкие, но очень твердые части.
С возрастом количество органических веществ в костях уменьшается, а количество неорганических возрастает.
4. Обобщение и закрепление пройденного материала. Лабораторная работа.
Вставьте пропущенные слова.
Твердость кости придают…………вещества, а упругость………………. С возрастом количество органических веществ в костях…………. Поэтому искривления позвоночника обычно формируются в ……….. возрасте, а переломы чаще бывают у……………..
Выбери правильный ответ.
1. Функция, которую не выполняет скелет
а) защитная б) двигательная в) опорная г) выделительная
2. Скелета нет:
а) у волка б) у карася в) у обыкновенной амебы г) у сверчка
3. Скелет есть:
а) у паука – крестовика б) у слизня в) у пиявки г) у гриба лисички
4. Наружный скелет имеет:
а) гусь б) крокодил в) речной рак г) бурый медведь
5. Внутренний скелет имеет:
а) таракан б) сверчок в) медоносная пчела г) крот
6. Ткань, образующая скелет растения:
а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая.
Ответы. 1г, 2в, 3 а, 4в, 5г, 6в
5. Рефлексивно-оценочный этап: Преподаватель подводит итог и оценивает работу учеников на уроке.
6. Домашнее задание. Стр. 92-97.