12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пришлецова Оксана Владимировна75

Тема урока: Опорные системы животных.

Цель урока: сформировать представление об опорной системе животных организмов и ее значение в их жизни; показать изменение и усложнение опорных систем животных в ходе эволюции; продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, классифицировать, анализировать, работать с различными источниками информации.

Планируемые результаты:

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.

Метапредметные: Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Предметные: Знать отличительных признаков разных опорных систем у животных.

Ход урока:

1. Орг.момент.

2.Проверка знаний учащихся о значении опорных систем у растений. Вопросы учебника – устно.

3. Новый материал.

Любой живой организм, будь то растение или животное, представляет собой целостную единую систему, где все взаимосвязано.

Взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем в ходе обмена веществ мы доказали на прошлых уроках. Но помимо этих систем органов в организме тех, же позвоночных животных есть и другие системы. Одна из них система опоры и движения. Опорные системы или скелеты образованы чрезвычайно многообразно. В ходе эволюции они совершенствовались и усложнялись. Различают два основных типа скелета: наружный и внутренний. Одноклеточные организмы имеют как внутренний, так и наружный скелеты.

С особенностями строения и состава наружного скелета моллюсков и членистоногих связаны процессы их роста.


? Что такое линька? (Линька это процесс смены старого панциря на новый хитиновый покров. Происходит у членистоногих.)


? Какое значение в жизни речного рака имеет линька?

Ответ: (Когда происходит смены хитинового покрова, животное растет и новый панцирь больше предыдущего. Во время линьки животное беззащитно и вынуждено прятаться.)

Дополнение учителя: в первые годы жизни, рак линяет и быстро растет, а с 5-летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15 – 20 лет и достигают величины 20 – 25 см.


? Как происходит рост моллюсков? (В отличии от членистоногих, моллюски по мере роста достраивают раковины.)


? Используя материалы слайда и используя текст учебника на стр.93. сравните состав скелета членистоногих и состав раковины моллюсков. (Скелет членистоногих состоит из хитина и минеральных солей, поэтому он прочный и легкий. За счет этого членистоногие ведут подвижный образ жизни. У моллюсков раковина прочная и тяжелая состоит из извести и рогоподобного вещества, которые защищают животное от хищников, но тяжести раковины они ведут неподвижный и малоподвижный образ жизни.)


Усовершенствование и усложнение организации животных в ходе эволюции отразилось на строении опорных систем. Так наружный скелет постепенно сменяется внутренним. Уже у головоногих моллюсков, как у более эволюционно продвинутого класса появляется внутренний хрящевой скелет.

Первые позвоночные животные, такие как рыбы, имеют три типа внутреннего скелета: хрящевой эволюционно более древний, остался лишь у акул и скатов. Переходная форма костно-хрящевой у осетровых и эволюционно наиболее молодой класс костные рыбы – костный. Причем чем эволюционно более молодой вид рыб, тем большая дифференциация костей скелета и уменьшение его массы.

У позвоночных животных внутренний скелет состоит из 3-х отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей.

Актуализация знаний.

? В чем преимущества и недостатки внутреннего и наружного скелета?

Ответ: наружный скелет дает большую защиту, чем внутренний, но вместе с тем малую подвижность организма, что сказывается на жизнедеятельности организма и его обменных процессах.

Скелет человека состоит из тех же отделов, что и скелет позвоночных животных. Скелет позвоночных образован костями, сухожильями и связками.

Актуализация знаний.

? Какими типами тканей образованы кости, связки и сухожилья. (кости состоят из соединительной костной ткани. Связки и сухожилья из соединительной волокнистой ткани.)


Соединения костей скелета

Голова

(Тип соединения)

Туловище

(Тип соединения, какой тканью образовано?)

Конечности

(Тип соединения)


Какая функция?


Какая функция?


Какая функция?








Свойство кости определяется ее химическим составом. В состав кости входят органические и неорганические вещества.

Органические вещества придают кости гибкость и упругость (если кость выдержать в растворе кислоты).

Неорганические вещества делают кость твердой. Если прокалить кость на огне (вспомните какие вещества при этом сгорят), она станет хрупкой – рассыплется на мелкие, но очень твердые части.

С возрастом количество органических веществ в костях уменьшается, а количество неорганических возрастает.


4. Обобщение и закрепление пройденного материала. Лабораторная работа.


Вставьте пропущенные слова.

Твердость кости придают…………вещества, а упругость………………. С возрастом количество органических веществ в костях…………. Поэтому искривления позвоночника обычно формируются в ……….. возрасте, а переломы чаще бывают у……………..


Выбери правильный ответ.

1. Функция, которую не выполняет скелет

а) защитная б) двигательная в) опорная г) выделительная

2. Скелета нет:

а) у волка б) у карася в) у обыкновенной амебы г) у сверчка

3. Скелет есть:

а) у паука – крестовика б) у слизня в) у пиявки г) у гриба лисички

4. Наружный скелет имеет:

а) гусь б) крокодил в) речной рак г) бурый медведь

5. Внутренний скелет имеет:

а) таракан б) сверчок в) медоносная пчела г) крот

6. Ткань, образующая скелет растения:

а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая.

Ответы. 1г, 2в, 3 а, 4в, 5г, 6в


5. Рефлексивно-оценочный этап: Преподаватель подводит итог и оценивает работу учеников на уроке.

6. Домашнее задание. Стр. 92-97.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.