12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горячковская Эсмира Сафтаровна17
4

Организация экологического воспитания детей с ОВЗ в условиях школы-интернат

ФИО Горячковская Эсмира САфтаровна

Должность воспитатель, I квалификационная категория

Название образовательной организации

Государственное автономное учреждение Амурской области

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9

с. Ивановка Ивановского района Амурской области


Организация экологического воспитания детей с ОВЗ в условиях школы-интернат.

С выходом в свет закона РФ «Об охране окружающей природной среды» экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в работе образовательных учреждений. Созданы различные программы по экологическому воспитанию детей, однако они предназначены для реализации исключительно в общеобразовательной школе. У детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых характерен дефицит любознательности и потребности в новых впечатлениях, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, малый запас представлений, незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи. Поэтому в образовательные воспитательные программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида необходимо вносить изменения с учетом психофизических особенностей воспитанников данной категории. Перед нами не раз становилась проблема как более эффективно организовать экологическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы.

Цель- привитие школьникам с ограниченными возможностями здоровья бережного отношения к природе, раскрытия эстетического, оздоровительного и практического значения природы в жизни человека.

Система экологического воспитания, осуществляемая в школе-интернате, решает следующие задачи:

1. Формирование основ экологической культуры, системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

2. Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, как показателя духовного развития личности.

3. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

4. Развитие практических умений по изучению, оценки состояния и улучшению окружающей среды своей местности, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

5. Способствовать коррекции эмоционально – волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья

6. Поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через экологическое воспитание, включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;

Содержание направления в воспитательном процессе заключается в том, что её реализация не только даст возможность детям с ограниченными возможностями здоровья наблюдать, сравнивать, изучать взаимосвязь природных явлений, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе, но и при использовании на занятиях личностно-ориентированного подхода, позволит корректировать недостатки психофизического развития, познавательных возможностей и интересов детей с проблемами в развитии. Содержание программы направлено на расширение и углубление знаний о животных, птицах, растениях, неживой природе. Учитывая особенности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, информационный материал дается в упрощенной форме, избирательно.

 Я остановилась на организации и планировании работы по экологическому воспитанию таким образом, чтобы вся совокупность воспитательных средств была направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

В основу всей воспитательной работы по экологическому воспитанию были положены следующие моменты:

- мотивы, как один из ведущих видов деятельности,

-учитывались возрастные и психофизические особенности детей.

Учитывая вышесказанное, я выделила приоритетные задачи в каждом звене:

Начальное звено:

Экологическое воспитание.

1. Воспитывать любовь к природе, интерес к окружающему миру.

2. Научить детей понимать цель наблюдений и производить их, делая доступные данному возрасту простейшие выводы.

3. Научить детей в процессе изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности простейшими способами изображать народные игрушки, выполнять поделки из природного материала

Среднее звено:

Основы жизнеобеспечения и экологическое воспитание.

1. Сформировать представления о том, что люди, растения и животные обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе.

2. Ознакомить детей с основными законами природы.

3. Воспитывать экологическую культуру, основывающуюся на современных научных сведениях, на изучении литературных произведений, на практических умениях, направленных на охрану окружающей природы.

Старшее звено:

Основы социализации личности и экологическое воспитание.

1. Показать значение стихий природы в жизни человека и всего окружающего мира.

2. Сформировать представления детей об экологических катастрофах.

3. Научить детей выполнять законы природы, показать, что это необходимо как для здоровья человека, так и для здоровья природы.

Определяя сущность воспитания экологического мировоззрения можно выделить, во-первых, особенности этого процесса:

I. Ступенчатый характер:

1.Формирование экологических представлений;

2.Развитие экологического сознания и чувств;

3.Формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

4.Выработка навыков и привычек поведения в природе;

5.Преодоление в характере учащихся потребительского отношения к

природе;

II. Длительность;

III. Сложность;

IV. Активность;

во- вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1.Развитие экологического сознания;

2.Формирование соответствующих (природ сообразных) потребностей,

мотивов и установок личности;

3.Выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4.Воспитание устойчивой воли;

5.Формирование значимых целей экологической деятельности.

Весь воспитательный процесс построен с учётом выделенных задач и основан на разнообразной деятельности детей (природоохранительная, учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). За воспитателями остаётся право варьировать темы занятий и проводимых мероприятий, учитывая контингент группы, её типологические и индивидуальные особенности, разновозрастной состав воспитанников.

Содержание воспитательного процесса по вопросам экологического воспитания направлено на расширение и углубление знаний о животных, птицах, растениях, неживой природе. Учитывая особенности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, информационный материал дается в упрощенной форме, избирательно. Для лучшего усвоения детьми экологических представлений на занятиях используется метод вариативного повторения (постоянного возвращения к темам), разнообразная наглядность, чередование разных видов деятельности, индивидуальная работа с учётом индивидуальный особенностей воспитанников.   

Данный раздел реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в области экологической грамотности.

Экологию я преподношу воспитанникам как науку о доме, «месте обитания». Дом –это природа. Дом, живущий по своим законам, но зависящий от поведения самого человека. Только человек может выявить, изучить и сформулировать (и использовать во благо) эти законы.

Экология –наука об отношениях растительного и животного мира с окружающей средой.

Существуют законы природы:

1.Все взаимосвязано.

2.Все должно куда– нибудь деваться.

3.Все что– нибудь да стоит.

4.Природа знает лучше нас.

Основная цель –формирование и обобщение социального опыта учащихся, подготовка к правильному взаимодействию со средой обитания, безопасному для обеих сторон, осознание ребенком своего места в системе «человек –природа –общество», понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей

Доминирование игровых форм, использование сюжетно-ролевых, подвижных, самостоятельных игр экологического и природоведческого содержания стимулируют не только познавательную и общую активность детей с ограниченными возможностями здоровья, но и высшие психические функции воспитанников (мышление, память, воображение, речь). Например, игры-превращения «Угадай, какой ты зверь?», «Покажи животное», «С какого дерева листочки» и пр. направлены на возникновение у воспитанников эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Экологические игры помогают увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы в целом (игры «Кто, где живёт», «Птицы, рыбы, звери», «Летает - не летает» и пр.). Все занятия проходят в игровой форме.

Игра взывает эмоциональную и творческую активность даже у самых закомплексованных детей.

Нельзя привить эмоциональное отношение к природе только по книгам и рисункам. При планировании деятельности обращала внимание на межпредметные связи: занятия старалась связать с программой по биологии, географии. При организации занятий использую реальные предметы, с которыми дети активно знакомятся, выявляя характерные для них качества и свойства. Труд создаёт особенные благоприятные условия в развитии мышления и воспитания любви к природе. Практическая деятельность служит для человека одним из основных источников познания и развития.

При уходе за комнатными растениями ребята часто оказываются равнодушными к зеленым друзьям, поливают автоматически, не задумываясь, полезно это или вредно для растений. Нужно заинтересовать детей. Дать им задание, например, выявить родину определенного растения. В ходе поисковой деятельности воспитанники встречаются с лекарственными свойствами растений, выявляют экологическую цепочку: растения –среда –человек, тем самым приобретают экологические знания и убеждения.

Перед собой я ставлю важную задачу: научить детей чувствовать специфику природного материала, увидеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это развивает мелкую моторику, способствует коррекции воображения, эстетических чувств, творческих способностей.

Большую роль в формировании познавательного интереса к природе играет исследовательская деятельность. Опыты, наблюдения требуют от детей с нарушением здоровья сосредоточенности, внимания. Я стараюсь задавать четкие, конкретные вопросы, мотивирующих, направляющих детей на поиск информации, выслушивая их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное - хвалю за правильный ответ, похвалой стимулирую дальнейший поиск информации. Наблюдения развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Работа по воспитанию экологического сознания у детей ведется мною ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.

Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо ощутить запах травы, услышать пение птиц и в этом активно помогают ежедневные прогулки на свежем воздухе в березовой роще на пришкольной территории.

Я стараюсь организовать прогулку таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры. Каждая прогулка включает в себя тематические беседы взрослого, чтение стихов, отгадывание загадок, игровые задания, дети учатся сосредотачивать внимание на предметах окружающего мира и явлениях природы, анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи во время наблюдения за сезонными изменениями природы, птицами, насекомыми, растениями. Совместно с детьми делаем кормушки, подкармливаем зимующих птиц, наблюдаем, какие птицы остались, какие улетели, чем кормятся зимой. Осенью собираем разноцветные листья, шишки, семена деревьев, сушим цветы, тем самым, приобщая детей с ограниченными возможностями здоровья к работе с природным материалом, поделки из которого дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту. Весь материал стараюсь распределять по принципу: "От простого к сложному".

Большое внимание уделяю ежедневному наблюдению за изменениями в природе. Мы не просто идём на прогулку , мы наблюдаем за сезонными изменениями в природе. Когда я только начала работать, меня удивляло, как дети смотрят, но не видят очевидных явлений природы, не могут назвать их. Сейчас радуюсь, когда дети показывают мне первый лёд в лужах, первый желтый лист, сообщают, что уже какие птицы прилетели, что видели две радуги. Так мои воспитанники научились видеть красоту родной природы и захотели поделиться своими впечатлениями с другими людьми.

Наблюдения за природой проводятся ежедневно, на дневной и вечерней прогулках. Привлекаю внимание детей к изменениям, происходящим в природе. Наблюдения провожу исходя из деления природы на живую и неживую, в соответствии со временем года. Совершенно недостаточно просто заметить какие-либо изменения, необходимо задавать вопрос «почему», с целью добиться от воспитанников понимания происходящих процессов в природе. В ход беседы включаю моменты коррекционной работы, носящей характер повторения знакомого материала. Воспитанникам предлагается вспомнить стихотворения о времени года, когда ведется наблюдение, поговорки, пословицы, загадки, описать красивый пейзаж, вспомнить названия перелетных и зимующих птиц, узнать птицу по голосу, вспомнить, чем питаются увиденные птицы, какую пользу они приносят, почему улетают или остаются на зиму и т.д. Данный вид работы расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья, развивает память, речь, мышление, логику, закрепляет имеющиеся знания.

Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, я стараюсь привить им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не». Предлагаю так составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация.

Такие беседы призваны сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развить понимание процессов, происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе, носят коррекционный характер.

Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.

Групповое вечернее занятие проводится ежедневно в соответствии с тематическим планированием и планом воспитательной работы школы-интерната. На групповом занятии проводится работа по воспитанию экологической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов и форм работы, описанных выше. Я стараюсь максимально проводить работу, опираясь на сохранные функции детей, одновременно корректируя имеющиеся недостатки психической деятельности. Работая в данном направлении очень важно применять индивидуальный подход к воспитанникам.

Большое значение для воспитания экологической культуры имеют такие мероприятия, как субботники по уборке школы-интерната, встречи с интересными людьми; тематические экскурсии; ролевые игры; разнообразные конкурсы; экскурсии в природу.

На территории школы имеются клумбы. Здесь необходимо сказать о тесном сотрудничестве учитель-воспитатель. В весенне-осенний период труд на школьном дворе помогает научить ребят элементарным навыкам работы на земле, дети видят результаты своего труда. Учащиеся, овладевшие большим количеством приёмов труда, могут лучше спланировать работу по сравнению с теми, которые не имеют такого запаса приёмов. Таким образом, овладение приёмами сельскохозяйственного труда является не только средством расширения трудового опыта детей с ограниченными возможностями здоровья, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности.

Одной из наиболее крупных форм моей работы является проведение тематических праздников экологической направленности.

Так, мы провели открытые занятия по темам: «Витаминия»,"Берегите воду", «Морские глубины», «День птиц»", «В царстве грибов…»

Цели и задачи проведения тематических праздников:

Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение, чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Корректировать процесс становления личности, формировать духовные запросы личности каждого воспитанника.

Способствовать усвоению норм социального общения и опыта воспитанников.

Вырабатывать ответственное отношение к порученному делу.

Развивать и корректировать мышление, внимание, память учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности; развивать речь, словарный запас и кругозор школьников;

Вырабатывать навыки самостоятельной работы (в доступных пределах);

Достижение этих целей может быть осложнено факторами, которые упоминались выше, но при правильном подходе и хорошем мотивационном стимуле можно добиться оптимальных результатов и избежать проявления отрицательных наслоений в личности ребенка.

Воспитание социально-правового (экологического) поведения детей с ограниченными возможностями здоровья может быть успешным только в том случае, если поведение окружающих не вступает в противоречие с нравственными нормами. В условиях жизни детей в школе-интернате при известной степени изолированности воспитанников от окружающего мира, личный пример взрослых, учитывая склонность детей к подражанию, является одним из наиболее действенных условий формирования социального поведения. Природа полна чудесных состояний красоты – естественно-гармоничных, безупречных, разнообразно богатых. Поэтому я стараюсь направлять внимание детей на самые красивые формы, явления природы, чтобы они осознавали их таинственную целесообразность. Не забываю напоминать о хрупкости всего живого на земле. Очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья почувствовали реальность чужого страдания, и сопереживали ему, чтобы умели любить, жалеть, беречь, ценить и помогать.

Только при полноценном использовании наблюдений, бесед, опытов, разнообразных экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, при включении трудовой деятельности в повседневную жизнь, можно сформировать экологическую культуру у детей с ограниченными возможностями здоровья, что позитивно отразится на коррекции недостатков их психофизического развития

Перечень критериев навыков сформированности экологического воспитания.

В результате проделанной работы у воспитанников школы-интерната должны быть сформированы следующие умения и навыки:

Начальное звено:

1. Владеют навыками (т.е. автоматически, аккуратно и качественно) производить наблюдения за природой, делать простейшее выводы.

2. Сформирована система овладения элементарными экологическими знаниями и представлениями о природе.

3. Выработаны навыки по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Среднее звено:

1. Владеют основными экологическими знаниями.

2. Имеют представления об особенности климата, растительного и животного мира родного края.

3.Участвуют в озеленении школы и её территории, различных экологических акциях по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц,),имеют представление об уходе за растениями ( поливка комнатных растений, протирание крупных листьев, способ рыхления земли) .

Старшее звено:

1. Имеют представления об экологических проблемах в стране.

2. Принимают участие в озеленении школы и её территории, в уборки территорий школы и ближайших к ней окраин, принимают участие в различных экологических мероприятиях, по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет).

3. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

Подведя итоги диагностики я вижу, что дети приходят плохо владея знаниями, умениями и навыками которые необходимы чтобы успешно социализироваться вливаясь в общество регулирующими поведение человека в макро –и микро социуме. Это происходит из недостатка внимания родителей т.к. основная масса детей из неблагополучных семей. Находясь в школе, у учащихся начинают формироваться трудовые знания, умения и навыки необходимые в самостоятельной жизни. В начальном звене отрабатываются навыки учебного поведения, овладевают навыками самообслуживания, формируются навыки трудовой коллективной деятельности, закладываются основы соблюдения личного поведения на природе. В среднем звене начинают ориентироваться в различных жизненных ситуациях, развивается алгоритм решение решения различных житейских проблем, отрабатываются трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем, формируются навыки направлен на предотвращение негативных последствий в природном окружении в результате поступков других людей . Из положительной динамики которую мы наблюдаем в диагностики - ДЕЛАЮ ВЫВОД: своей цели по формированию знаний, умений и навыков экологического сознания необходимых в самостоятельной жизни на данном возрастном (4-6кл.) этапе достигла.

Проделанная мною работа по экологическому воспитанию позволяет сделать следующие выводы:

Экологическое воспитание-необходимое направление в работе, как один из компонентов разностороннего развития личности.

Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, осуществляя различные воспитательные функции.

В процессе занятий удаётся не заметно для воспитанников решать не только образовательные и воспитательные задачи, но и строить коррекционную работу.

Введение планомерной и целенаправленной работы по экологическому воспитанию воспитанников в условиях школы-интерната помогает решению проблем социализации в обществе.

Необходимо помнить о необходимости постоянного контакта ребёнка с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но и из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже главного не замечают. А если я, мы воспитатели, мои коллеги, будим их учить ни только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать всё больше и больше. Любовь и интерес детей к природе это один из ключей их всестороннего развития. Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребёнка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждать природой.























































Литература

1. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010 – 135с.

2. Новолодская, Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.Г.Новолодская; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012 – 248 с.

3. Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009 – 189 с.

5 Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/ Л.И. Грехова. –М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001 – 288 с.

6. Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2001 – 80 с.

7. Бобылева Л.Д., Мягких Т.П., Бобылева О.В. Экологические игры в школе.– Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2002 – 92 с. 10 Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно- методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003 – 128 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.