Требования к организации занятий с ребенком с ЗПР при дистанционном обучении
Конспект по теме: Требования к организации занятий с ребенком с ЗПР при дистанционном обучении
Высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий и, в первую очередь, глобальной сети Интернет открывают детям с особыми потребностями множество новых возможностей в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм здесь является дистанционное обучение. Именно такая форма образования, позволяющая обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения особенно актуальна. Основной особенностью дистанционного обучения детей с ОВЗ является акцент на самостоятельную работу обучающихся. Особые трудности возникают у детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые в силу своеобразия познавательной речевой деятельности, эмоционально-волевой сферы, недостаточной сформированности саморегуляции испытывают трудности в освоении образовательной программы. Поэтому родители должны хорошо знать психологические особенности своего ребенка, понимать причины трудностей в обучении, ориентироваться в требованиях школьной программы, осваивать некоторые методические приемы, чтоб эффективно помогать ребенку преодолевать эти трудности. В соответствии с рекомендациями ПМПК, дети с ЗПР обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе, и учитель подбирает для них соответствующий учебный материал и конкретные задания, использует специальные методы, приемы и средства обучения. Такому ребенку чрезвычайно тяжело включиться в дистанционные формы обучения. Чтобы дистанционное обучение младшего школьника с ЗПР привело к положительным результатам родителям необходимо понимать психологические особенности детей с ЗПР. Под термином «задержка психического развития» понимается негрубое отставание в развитии мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, незрелость эмоционально-волевой сферы и личности. Причины отставания связаны либо с минимальной органической недостаточностью центральной нервной системы, либо с ее функциональной незрелостью. Ограничение познавательных возможностей не позволяет ребенку с ЗПР успешно справиться с задачами и требованиями общеобразовательной школы без специального коррекционно-развивающего подхода. Вместе с тем, при создании специальных образовательных условий, включающих адаптацию образовательной программы, дополнительных занятий с учителем, а также с логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом такие дети могут обучаться в общеобразовательной школе. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Одни дети могут быть чрезмерно возбудимы, агрессивны, раздражительны, что приводит к постоянным конфликтам с одноклассниками и взрослыми. Другие, наоборот, могут быть скованными, заторможенными, пугливыми, плаксивыми. Положительным моментом является то, что в условиях сотрудничества со взрослым дети с ЗПР способны значительно улучшать результаты выполнения учебных заданий, продуктивно воспринимать помощь, осуществлять перенос показанных способов и приемов выполнения задания на новое, аналогичное задание. В условиях дистанционного обучения основная работа ложится на родителей – именно они должны помочь ребенку не только в освоении школьной программы, но и в преодолении недостатков познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, которые затрудняют ее освоение.
Рекомендация по организации занятий с ребенком с ЗПР 1. Для младшего школьника очень важен стабильный режим дня, полноценный ночной сон и желательно дневной. Время занятий должно быть закреплено в режиме дня, что дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Уроки и занятия должны быть регулярными. 2. Проветривание помещения, в котором занимается ученик. 3. Важно создать комфортную среду, не допускать посторонних шумов, затрудняющих концентрацию на учебном материале (например, не включать во время занятий телевизор). 4. Важнейшее условие – удобное рабочее место. Необходимо достаточное пространство за письменным столом или компьютером. 5. Конечно, важно следить за правильной посадкой и осанкой на протяжении всей работы. Высота сиденья должна соответствовать росту ребенка. 5. Требуется правильное и достаточное освещение. Если ребенок пользуется клавиатурой, то свет на нее должен падать сверху. При этом нежелательно пользоваться люминесцентной лампой. Монитор следует располагать не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки. 6. Согласно санитарным нормам и правилам, время непрерывной работы за компьютером для обучающихся с ОВЗ составляет: 10 мин. – 15 минут. 7. Важно оберегать ребенка от переутомления, важно дозировать нагрузки и чередовать виды деятельности. Через каждые 15–20 минут занятий. 8. Полезна пальчиковая гимнастика, для глаз. 9. Следует заранее определить, кто будет заниматься с ребенком, помогать ему выполнять задания учителя, логопеда, дефектолога, психолога и контролировать его работу. Лучше, чтобы этим постоянно занимался один и тот же человек. 10. Безусловно, необходимо работать в контакте со специалистами образовательной организации. 11. Во время выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом с ребенком, чтобы не давать ему отвлекаться. 12. Если ребенок с ЗПР участвует в коллективном онлайн-уроке, он может не успевать выполнять задания вместе со всеми. В таком случае требуется воспроизвести урок в записи. Очень важно сохранять при этом спокойствие, не раздражаться и не нервировать ребенка. Необходимо помнить, что утомление накапливается.
Советуют выполнять рекомендации методического характера: 1. Любая деятельность начинается с мотива, который определяется потребностью. У детей с ЗПР познавательные интересы, а значит – и потребности познавательного характера не сформированы (особенно на начальных этапах обучения). Как правило, преобладают игровые интересы и игровая мотивация. Такой ребенок приносит в школу игрушки, ищет себе партнера по игре, а учебная деятельность его не привлекает. Дома включить его в учебный процесс еще труднее. Поэтому важно вызвать у ребенка интерес к делу, желание его осуществить. Родителям следует поддерживать ребенка, внушать ему уверенность в успехе, оказывать необходимую помощь. 2. Яркие наглядные и интерактивные материалы стимулируют интерес ученика. 3. Необходимо придерживаться единых требований, не позволять ребенку уклоняться от работы, лениться. Родители должны быть терпеливы, доброжелательны, но достаточно требовательны. 4. У детей с ЗПР не сформирован комплекс умений, связанных с осознанной саморегуляцией познавательной деятельности. Поэтому взрослому, сначала самому нужно разобраться в задании, определить способ его выполнения и только затем познакомить с заданием ребенка. 5. Важно определить вместе с ребенком способ и основные этапы выполнения задания. 6. Для подкрепления устных инструкций полезно использовать наглядные опоры: картинки, схемы, образцы, слайды и т. д. 7. Недостаточное развитие памяти. Разобрать стихотворение и учить по частям. 8. Развивать внимание и память ребенка нужно и в повседневной жизни. Для развития внимания можно предложить детям разные упражнения, например: выкладывание узора из мозаики и нахождение ошибки в узоре; 9. На успешность обучения влияет и уровень речевого развития. Конечно, таким детям требуется помощь логопеда, который также при необходимости может работать с ребенком дистанционно, но при активном участии родителей. Педагогам и родителям следует уделять особое внимание развитию логического мышления ребенка, формированию пространственных представлений, развитию всех видов восприятия. Родители могут найти систематизированные упражнения и задания на развитие познавательных способностей в комплектах рабочих и развивающих тетрадей Н.В. Бабкиной, А.Д. Вильшанской, Р.Д. Тригер и Ю.А. Костенковой. Существует и немало онлайн-ресурсов, где можно найти как виртуальные уроки, так и комплексы развивающих упражнений и занятий. Интерактивные уроки лучших учителей страны по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс предоставляет «Российская электронная школа», «Московская электронная школа» – это широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков.
Голдина Лилия Вильевна