Организация исследовательской деятельности на основе использования этнокультурного компонента в обучении географии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа имени И. Е. Кулакова» с. Приуральское
Организация исследовательской деятельности на основе использования этнокультурного компонента в обучении географии
Автор- Чапина В.И., учитель географии.
с. Приуральское
2024 г.
Аннотация
В работе содержится теоретический и практический материал об основных этапах урока при организации исследовательской деятельности на основе использования этнокультурного компонента и конспект урока, разработанный по данной технологии.
Методические рекомендации адресованы начинающему учителю географии и учителям, реализующим предметы этнокультурного компонента учебных планов.
Содержание:
Введение………………………………………………...
Основная часть………………………………………….
Заключение……………………………………………...
Список использованной литературы………………….
Приложения……………………………………………...
Введение
Главная особенность ФГОС нового поколения- закрепление системно-деятельностного подхода, требующего постановки в центр учебного процесса организацию деятельности учащихся по усвоению универсальных учебных действий. Это значит, что учитель организует деятельность учащихся в таких видах и формах, в которых усвоенные знания и учебные умения (действия) могут функционировать.
Системно-деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность;предполагает формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.В современном понимании «знать» – означает не только помнить определенные знания, а с помощью знаний осуществлять определенную деятельность.
Для жизненного успеха в современном мире требуется социальная мобильность, успешная самореализация, способность находить выход из кризисных ситуаций, умение применять полученные знания.
Оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно развиваются и проявляются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Возникает вопрос: «Как на практике создать творческую среду, побуждающую ребенка к активному познавательному процессу способствующую вовлечению его в исследовательскую деятельность?»
Решить эту задачу возможно, только используя разнообразные методы, лежащие в основе проблемного и развивающего обучения и включая содержание этнокультурного компонента в обучение географии. Использование местного краеведческого материала значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным.
При этом у учащихся повышается активность, самостоятельность на уроках, приобретается особая эмоциональная окраска занятий, что способствует творческому усвоению основных географических понятий и закономерностей, формируется понятие об огромном многообразии природных и экономических объектов нашей республики. Уроки, построенные с учетом местного материала, вызывают особый интерес учащихся и держат их в состоянии познавательной активности.
Именно развитие познавательного интереса школьников оказывает влияние на развитие всех компетентностей. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности способствует развитию коммуникативных качеств личности, формированию умений работать с разными источниками информации, приобретению опыта деятельности, возникновению потребности постоянно развиваться.
Цель методической разработки:
представление опыта организации исследовательской деятельности на основе использования этнокультурного компонента в обучении географии.
Ожидаемые результаты:
самостоятельный поиск новых знаний, открытие закономерностей и взаимосвязей в окружающей среде;
формирование навыков исследовательской деятельности;
достижение личностного результата -воспитание патриотизма.
Основная часть
Анализ работ, посвященных организационно-педагогическим вопросам исследовательской деятельности учащихся, показывает, что в настоящее время в педагогике исследовательская деятельность понимается не только в конкретно-организационных рамках работы над заданной проблемой, а значительно шире.
По мнению психолога А.С. Савичева, творческая активность учащихся напрямую связана с используемыми на занятиях средствами, методами и формами обучения. Таким образом, использование инновационных форм и методов обучения, направленных на создание особой образовательной среды, будет способствовать развитию интереса к предмету и мотивации к исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность формируетсяпо следующим направлениям:
Выделение ряда уроков, содержанием которых является обучение учащихся исследовательским приемам. К сожалению, это требует значительных затрат учебного времени, которым мы часто не располагаем.
Включение в учебное занятие таких приемов исследовательской деятельности, которые вытекают из темы урока и являются его составной частью, образуя необходимое единство содержания и деятельности. Используемые в учебных исследованиях задания чаще всего имеют проблемный характер.
Участие школьников во внеурочное время в олимпиадах, конкурсах, конференциях, работа учащихся в клубах интеллектуальной направленности.
Такая работа способствует созданию условий по формированию у учащихся потребности в постоянном приобретении и обновлении знаний; формированию у них потребности в поисковой активности, в осуществлении исследовательского взаимодействия с окружающим миром, ценностного отношения к исследовательской деятельности.Методика обучения исследовательской деятельности в географии, да и в других предметах, в большой мере зависит от организации процесса обучения. На основе многолетнего опыта учителей географии сегодня уже сформировалась общая точка зрения на организацию исследовательской деятельности.
Представленный опыт основан на реализации системно-деятельностного подхода к организации образовательно-воспитательного процесса и отражает современные взгляды сообщества учителей географии.
На уроках использую применение исследовательских приемов и методов обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера:
1.Самостоятельное открытие законов природы. В ходе учебной задачи, изменяя температуру и давление воздуха на разных высотах по фотографии Уральских гор, ученики самостоятельно открывают закон изменения с высотой температуры и давления в тропосфере – тема «Атмосфера».
2.Поиск закономерностей между параметрами погоды, практическая работа с доступными приборами. Ребята могут измерить температуру, давление, влажность воздуха, направление ветра, виды осадков за 30 дней одного реального месяца в своем населённом пункте, составить графики. Сравнивая графики температуры и влажности, шестиклассники делают вывод о зависимости содержания влаги в воздухе от его температуры, что в учебниках дается в готовом виде. Сравнивая температуру и давление воздуха, убеждаются, что холодный воздух давит сильнее. Сравнивая графики влажности и давления, ребята открывают основной климатический закон: «Чем выше давление – тем ниже влажность»-тема «Атмосфера».
3. Свободное моделирование. При изучении темы «План местности» предлагаю ученикам самостоятельно собирать из предложенных условных знаков разнообразные планы окружающей местности. Возникают самые невероятные сочетания условных знаков и природных ситуаций, в которых приходится разбираться совместно с учениками, вызывая процесс рефлексии- тема«План местности.
4. Исследование различных карт, фотографий Республики Коми, созданных в разный период. Раздел «Накопление знаний о Земле».
5.Прогноз вмешательства в природу. На территории микрорайона школы - заболоченный участок. Предлагается изменить природный комплекс: создать пруд, построить стадион, парк с зонами отдыха, учащиеся анализируют вновь предложенное состояние местности и дают свою оценку- тема «Биосфера».
6.Прогноз развития природных комплексов при изменении некоторых его компонентов (при вмешательстве человека). Основой анализа является исследование связей в пищевых цепях на примере окружающей тайги. Формируется понимание тесной взаимосвязи компонентов в природном комплексе- тема «Географическая оболочка».
7.Комплексное исследование и описание природного объекта. Учащиеся проводят исследование неизвестного острова путем анализа его рельефа, с наиболее характерными природными стихийными явлениями и популярным «брендом» этого острова. Раздел «Биосфера». (Приложение 2).
8.Ретроспективный анализ геологического прошлого. Учащиеся могут реконструировать по предложенным разрезам горных пород палеоклиматическую ситуацию далекого прошлого Республики Коми. Раздел «Литосфера».
9.Решение проблем выживания в экстремальных полевых условиях. Учащиеся проверяют умения находить стороны горизонта по самым различным ориентирам – Полярной звезде, часам, Солнцу и Луне, муравейникам, снеговым остаткам, ветвям деревьев, мху, крестам куполов. Такое занятие лучше проводить на уроке-экскурсии- тема «Географическая карта».
10.Построение круговых диаграмм разнообразия растений и животных в океане и на суше по табличным данным -тема «Биосфера».
11.При выполнении практических работ в 6 классе в темах «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера» рассматриваются природные комплексы своей местности: река, лес, озеро, луг. Задания такого характера способствуют развитию наблюдательности. На этом этапе учащиеся получают дополнительное задание исследовательского характера: выяснить, какие взаимосвязи существуют между природными компонентами каждого комплекса, предлагается их описать. Это задание выполняется по принципу добровольности. Таким образом, создаются условия для самореализации личности ребенка, соблюдая принцип демократизации.
Урок географии, разработанный с применением исследовательской деятельности, может включать следующие этапы:
1.Мотивация (создание проблемной ситуации).
2.Исследование (может быть в малых группах) – это поиск решения; у каждой группы – свой материал для исследования.
3.Обмен информацией (учитель обеспечивает условия для свободного обмена мнениями).
4.Организация информации – это этап классификации.
5.Связывание информации.
6.Подведение итогов, рефлексия.
7.Постановка новых вопросов.
8.Применение.
Приёмы создания ситуаций исследовательской деятельности с использованием этнокультурного компонента
Урок в 6 классе по теме «Рельеф суши. Горы. Равнины» с использованием регионального компонента.
Приёмы создания ситуаций исследовательской деятельности | Анализ | Учитель | Учащиеся |
Создание проблемной ситуации (погружение в проблему) | При изучении форм рельефа, формулирую проблему: как связаны такие определения как «парма», «чугра», мусюр» с рельефом? Побуждение к исследованию. | Организация информации А теперь выскажите предположения: как эти слова связаны с темой урока? | Обмен информацией: (предположения): |
Гипотезы выдвинуты. Как их проверить?Связывание информации | 1)В коми- русском словаре. 2)Спросить у учителя коми языка. 3) Спросить у родителей. 4)Изучить карты Республики Коми. | ||
Подведение итогов. Рефлексия. Применение. | Находят в словаре дополнительные значения слов «парма»,«мусюр», «возвыш Другие значения этих слов- «мусюр»- гористое место; «парма»-лесистый кряж. | ||
Как вы думаете есть ли связь между названием деревни Аранец, расположенной в нашем сельском поселении, и рельефом? | Рефлексия. Применение. | Думаем, что-да. Но затрудняются объяснить. Обращаются к топонимическому словарю РК: Аранец- происходит от сибирского «аранцы», «оранцы»- «каменистые, скалистые горы». Учащиеся подтверждают это следующими доказательствами: Аранец находится на высоких берегах рек Печоры и Большой Аранец, у которой скалистые берега. | |
Урок в 6 классе по теме «Равнины суши»
Приёмы создания ситуаций исследовательской деятельности | Анализ | Учитель | Учащиеся |
Ключевые слова. Предъявление противоречивых фактов и мнений | При изучении изменения рельефа равнин под действием внешних сил обращаю внимание на работу текучих вод и образование оврагов Побуждение к размышлению Побуждение к исследованию Осознание проблемной ситуации | 1)На крутых склонах холмистых равнин и берегах рек В нашей местности есть овраги? Почему? Весной в период обильного таяния снега на левом берегу р. Белой на дороге бурные потоки текучих вод образуют рытвины. Но овраг не образуется.Выскажите своё мнение. По этой дороге ездят, растительности нет. Что надо предпринимать, если дорога необходима для транспорта?Подведение итогов. | Оврагов нет. 1)Оврагов в нашей местности никогда не было Там есть растительность Следить за ней: |
Урок в 6 классе по теме «Реки»
Приёмы создания проблемной ситуации | Анализ | Учитель | Учащиеся |
Выявление житейского представления учащихся практическим заданием
Домашнее задание: что означает Вой вож и Лун(ь) вож ? | Как связать тему урока и данную геометрическую фигуру (шар)? Побуждение к размышлению Подведение итогов. Рефлексия. | Уточнение Обмен информацией. Шар (топоним)- пролив, протока Какие виды внутренних вод вам известны? Вспомните, что означают «Кос шар», «Горддi шар»? ….Чукля, Осиновка?
| 1)Это земной шар
Значит, это связано с водой. Реки, озёра, болота, подземные воды и т.д. Заливы. Протоки. Реки. |
Заключение
Применение исследовательской деятельности в качестве основы при построении образовательных технологий даёт возможность развития у школьников важного инструмента - методов освоения новых знаний.
Развитие исследовательской деятельности учащихся создает основу для достижения метапредметных образовательных результатов, то есть формирования «инструментальных» знаний, которые, в свою очередь, рассматриваются как наиболее важный личностный результат. Формирование исследовательской деятельности учащегося возможно только через системное применение инновационных педагогических средств и методов.
Организация исследовательской деятельности на основе использования этнокультурного компонента в обучении географии формирует у учащихся самостоятельный поиск новых знаний, открытие закономерностей и взаимосвязей в окружающей среде; навыки исследовательской деятельности.
При системном использовании этнокультурного компонента на уроках географии происходит достижение личностного результата - воспитание патриотизма.
Представленный опыт работы легко транслируется, может быть успешно использован на уроках географии в школах Республики Коми начинающими учителями географии и учителями, реализующим предметы этнокультурного компонента учебных планов.
Список использованной литературы:
1.Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева.
М.: Вербум М, 2001.
2.Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч ,2001.
3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособ. – М., 2006.
4.Савичев, А.С. Проектно-исследовательская позиция или содержательная компетентность в естественнонаучном образовании [Текст] / А.С. Савичев // Научно-методический сборник в двух томах «Исследовательская деятельность учащихся: теория, методика, практика организации» / под общ. ред. А.С. Обухова. - Т.1.: Теория и методика организации исследовательской деятельности учащихся. — М.: Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2007. -Режим доступа: http://www.redu.ru/свободный.
Приложение 1
Конспект урока в технологии исследовательской деятельности
УМК | И.И. Баринова |
Предмет | География |
Класс | 8 |
Выполнила | Чапина В.И. учитель географии МОУ» Средняя общеобразовательная школа имени И. Е. Кулакова» с. Приуральское |
Тема урока | Урал- каменный пояс России |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цели урока | Обучающие: -формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; Развивающие: -развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся; -развивать коммуникативные способности учащихся. Воспитательные: -развитие эмоционального восприятия мира, -воспитывать положительное отношение к процессу познания; -интерес к географии. |
Оборудование | Мультимедиа, презентация, атласы, туристские карты, ЦОР |
Планируемые результаты | 1Личностные: 3. Метапредметные: Регулятивные: |
Технологии | личностно-ориентированная; исследовательская технология, ИКТ. |
Форма организации | фронтальная, индивидуальная, парная. |
Методы обучения | проблемно-поисковый, практический |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Организационный момент. | -Здравствуйте. Садитесь. Что вам известно про данный природный комплекс? | Выполняют просьбу учителя. Да, Урал. |
Актуализация изученного. | Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Изйыслы, тыдало, унасюрснэм: | Урал- это горы, расположенные напротив нашего села. В солнечные дни мы можем видеть их. Они сформировались в герцинскую эпоху складчатости. |
Создание проблемной ситуации (№1) Открытие нового знания. | Какое место займёт Урал в этой системе соподчинённости горного рельефа: горный пояс – система – страна – цепь – хребет – кряж – массив – отдельная вершина или гора.
Анализ. Обобщение фактов и явлений. Горная система — горы (или их крупная часть), объединённые территориально, имеющие общую причину происхождения и обладающие морфологическим единством[. Горная система состоит из совокупности горных хребтов, горных массивов, нагорий, межгорныхдолин.Го́рная страна́ — обширный участок земной поверхности большой протяжённости (до нескольких тысяч километров) и сложной конфигурации со складчатой и складчато-глыбовой структурой земной коры | Испытывают затруднение. Найти необходимую информацию; Используют ЦОР по ссылке:http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RDuwt:l!xywgt: Изучают соответствующие статьи в «Историко-культурном атласе РК», в «Атласе Республики Коми», в энциклопедии РК и др. |
Открытие нового
Изучение топонимики Урала. История освоения Урала. Домашнее задание |
По геологическому строению — это молодые горы альпийской складчатости, для которых характерны крутые склоны, узкие ущелья, остроконечные вершины, при этом высота гор зависит от континентальности климата, географической широты и экспозиции склонов. Альпийский тип рельефа впервые описан в Альпах Демонстрация фото троговой долины, кара, массива Сабля Работая с топонимическим словарем, учащиеся находят примеры самых древних названий Урала и их объяснения; как разные народы называют Урал
п. 37. Подготовить сообщение об экологической ситуации на Урале. | Урал можно отнести к горной системе и горной стране,так как Урал представляет собой совокупность горных хребтов :убеждаемся в этом, работая по туристской карте «Приполярный Урал», где находят примеры многочисленных хребтов Приполярного Урала. 3)Для гор альпийской складчатости характерны крутые склоны, узкие ущелья, остроконечные вершины На туристской карте «Приполярный Урал» В подтверждение названий вершин и хребтов на коми языке приводят примеры, работая с картой Приполярного Урала: Сана-Из, Сара- Из, Малдыиз, Обеиз. Учащиеся находят вершины, названные в честь выдающихся исследователей: г. Карпинского, г. Баркова, г. Варсанофьевой, г. Алешкова, г.Колокольня Чернова. Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу. Записывают домашнее задание. |