«Организация коррекционно-развивающей работы по формированию телесного опыта с помощью игр с детьми раннего возраста с ЗПР»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
Доклад
«Организация коррекционно-развивающей работы по формированию телесного опыта с помощью игр
с детьми раннего возраста с ЗПР»
Составила: Старший воспитатель Оболдина Н. С. |
г. Сыктывкар, 2024
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Физическое воспитание направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон - физическое образование, под которым понимается системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков и связанных с ними знаний.
Одним из основных условий хорошего физического развития ребенка раннего возраста с ЗПР является своевременное и всестороннее развитие его движений. Растить детей здоровыми и сильными – задача каждого общеобразовательного учреждения. Одной из основных образовательных задач по физическому воспитанию детей раннего возраста с ЗПР является формирование у них двигательных навыков.
Двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
Верное выполнение физических упражнений детьми раннего возраста с ЗПР эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной и нервной систем. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
Помимо этого ребенок с самого рождения испытывают потребность в общении с окружающими людьми. С 2-3 лет ребёнок стремится играть с другими детьми.
Во взаимодействии со сверстниками ребёнок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми. Во время общих игр происходит развитие эмоционально – волевой, познавательной, двигательной сферы, ребёнок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличивается активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребёнка.
При нарушениях психического развития мы видим у детей трудности в регуляции поведения, угнетение в когнитивной и эмоциональный сферах. У таких детей не хватает воли, что бы регулировать свое поведение, внимание, память и пр. Ребенок сам с этими проблемами справится, не может. Такие дети, как правило неусидчивы, либо на оборот гиперактивны.
Психологи ( Елисеев И. Р. и др.), отмечают, что нехватка телесно – сенсорного опыта вытекает у детей в яктации и т. п. вредные привычки.
Ученые В.М. Бехтерев, П.Н. Анохин, И.М. Сеченов доказали, что двигательные упражнения способствуют стимуляции интеллектуального развития. Особое внимание они уделяли влиянию на функции ВНД манипуляции с руками. Развитие интеллектуальных и мыслительных способностей, движений нужно начинать с развития движения пальцев рук и тела.
Игры и упражнения на правленые на осознание своего тела и эмоциональное реагирование помогают ребёнку обрести телесно – сенсорный опыт.
Такие игры можно проводить с детьми в группе, на коврике. Если учитывать такие принципы, как систематичность, последовательность и единство требований, то при регулярном использовании дети привыкают и с интересом участвуют в играх.
В проведение таких игр вам поможет активное использование фольклорного жанра ( потешки, прибаутки, стишки, песенки и т. п.).
Игры на развитие телесного опыта:
Парная работа в игре: «Большие- маленькие ноги».
Дети встают на ноги взрослому и взрослый идет. При этом можно ритмично читать потешку, стих. Например:
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.
Топ – топ
Большие ноги шли по дороге
Топ – топ
Маленькие ножки шли по дорожке
Топ – топ.
« Наступалки» Взрослый становится напротив ребенка, и осторожно наступают друг другу на ноги. Когда дети научаться, то можно организовать игру меду детьми.
« Туннель» Взрослые встают на корточки делая туннель через который проползают дети. Туннель может быть широкий, а может сужаться. И дети пролазят сквозь него.
«Тянем репу» дети садятся друг за другом и обхватывают впереди сидящего руками за живот. Воспитатель говорит, что будет тянуть самую сладкую большую реку и под строчки из сказки: « Тянем- потянем» старается вытянуть репки, но дети не дают. (Важно не травмировать ребенка. Тянуть осторожно держа за кисти рук). Вытянутые репки встают вместе с ведущим и помогают тянуть следующую репу.
«Ворота» Взрослые встают против друга берутся вверху за руки:
«Золотые ворота проходите детвора
На первый раз прощается,
Второй раз разрешается,
А на третий раз не пропустим вас.
Ворота опускаются и обнимают попавшего ребёнка.
Ритмизированные игры
1. Ребёнок сидит на коленях взрослого:
Еду, еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
В лапаточках,
По кочкам, по кочкам,
В ямку - бух!
2. Ребенок лежит на коленях взрослого:
« Рисуем истории, сказки на теле (спина, ноги, живот);
«Пошел человек гулять»
3. «Играем на пианино ( гитаре ит. п.)
Цель ритмизированной игры – эмоциональное единение ребенка и взрослого, заражение эмоциями.
Внешние ритм созданный педагогом помогает ребёнку организовать собственную активность, многим легче хлопать в ладоши, качать головой в ритме звучащего стихотворения, песни.
Ритмичные игры помогают объединить детей, организовать эмоционально насыщенную паузу.
Если дети участвуют в простых ритмических играх, им предлагают игры на подражание.
1.«Свинка Ненила»
Свинка Ненила сыночка хвалила:
«Ты, мой хорошенький,
ты мой пригоженький,
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком».
Каждый из участников сначала гладит соседа, потом ставит руки в боки, показывает, какие у свинки ушки (руки на голове), хвостик (выставить согнутый указательный пальчик) и нос (кулачок возле носа).
2. «Шла большая черепаха»
Шла большая черепаха
И кусала всех со страха.
За плечи (ножки / бока / спинку...).
Кусь-кусь-кусь-кусь -
Никого я не боюсь!
Педагог рассказывает стихотворение и вместе с детьми одновременно стучат руками по коленкам или по полу. Когда ведущий называет часть тела, которую «кусает» черепаха (например, ножки), все прячут свои ножки от черепахи. Со словами «Кусь-кусь-кусь-кусь — никого я не боюсь!» педагог щипает за ножки тех детей, которые их не спрятали, привлекая внимание к соответствующей части тела, дожидаясь эмоциональной реакции. Игра повторяется, называются другие части тела
3. «Мы топаем ногами»
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками.
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки отпускаем,
Мы руки подаем,
И бегаем кругом,
И бегаем кругом
3. «Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница
И вся королевская рать
Не могут Шалтая,
Не могут Болтая,
Шлатая-Болтая собрать.
Педагог вместе с детьми садятся поплотнее (обычно для этого делают круг поменьше), берутся за руки и педагог читает стихотворение «Шалтай-Болтай», раскачиваясь из стороны в сторону и подталкивая при этом соседей плечами или локтями. Со словами «свалился во сне» наклоняются вперед, а со словом «собрать» — сначала поднимают руки вверх, а потом снова наклоняются.
Вариант: если участники сидят на полу на подушках, то в конце стихотворения можно «падать» назад.
4.Старый пень
Воспитатель качает ребёнка на мяче и приговаривает:
На болоте старый пень, шевелится ему лень
Ты пенёк вставай из болота вылезай,
Кого хочешь, выбирай!
Вариант игры: участвовать в раскачивании мяча могу и другие дети. Дети по очереди ложатся, садятся на пень.
5.Сижу – сижу на камушке»
Любой ребёнок из круга может подойти, обнять, пожалеть, и сменить ведущего
6.В поле гуляли трое гуляк»
В поле гуляли трое гуляк
После прогулки делали так:
«Апчхи, апчхи, апчхи!»
«Два кота»
Та-та - два кота.
Два оранжевых хвоста,
Один кот в стакане,
Весь живот в сметане.
Педагог рассказывает стихотворение и одновременно хлопают в ладоши или по коленям. На последнюю строчку гладят (отряхивают) живот. Игра повторяется для других частей тела.
«Мама, папа, жаба, цап»
Мама,
Папа,
Жаба,
ЦАП!
Ведущий протягивает руку с открытой ладонью, и все участники кладут свои руки на эту ладонь «башенкой» одна на другую. Когда все руки собраны, ведущий изображает жабу—медленно опускает на «башенку» свою свободную руку и поднимает ее, при этом «страшным» голосом говорит стишок. Со словом «Цап» он опускает руку последний раз, зажимая руки участников между своими. Задача играющих — в последний момент успеть убрать свои руки. Тех, кто не успел, «жаба съела».
«Дует ветер»
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает,
Парус /Андрюшу / накрывает.
Затем накрываем голову ребенка платком и поизносим «Куку»(Ау), побуждаем ребенка стянуть платок с головы. Сразу после того как ребёнок сделает это, поём
А где наш Андрюша?
Там, там, там (воспитатель показывает на ребенка)
А где наш Андрюша?
Здесь, здесь, здесь (воспитатель прижимает руку ребенка к его груди)
Использованная литература:
Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., Медицина, 1977. Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ / Зарубина Ю.Г. М.: Теревинф, 2009. – 56с.(Лечебная педагогика: метдические разработки)
. Елецкая О.В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растём. Пособие по развитию речи детей. М., 2010.
Севостьянова Е. О. Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ. М.,2007.
Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам [Текст] // Программа и программные требования. Пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: ВЛАДОС, 2001. – 120 с.
Голубева Л.Г. Проблемы физического воспитания детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. – М.: Просвещение, 2007. – 301 с.
Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1995. - С.165-206.
Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания [Текст] / А.Г. Ковалев. – Мн.: Нар. асвета, 1980. – 256 с.
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М: Гном-Пресс, 1997 С. 21-25.
Теплюк С. Будем играть. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №5. - С.99-107.
Приложение 1
Хороводные и подвижные игры
«По ровненькой дорожке» Поровненькой дорожке, Поровненькой дорожке, Шагают наши ножки. Раз, два. Раз, два. По камешкам, по камешкам В яму – бух! | «Мы топаем ногами» Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками. Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки отпускаем, Мы руки подаем, И бегаем кругом, И бегаем кругом. |
«Пузырь» Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся. Хлоп! | «Карусель» Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели, А потом кругом, кругом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите Карусель остановите Раз, два, раз, два Вот и кончилась игра. |
«Зайка» Зайка беленький сидит. он ушами шевелит, Вот так, вот так, Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть, Хлоп. Хлоп. Хлоп, хлоп. Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать. Кто - то зайку испугал Зайка прыг, и убежал. | «Кошка и мыши» Ходит Васька серенький, Хвост пушистый беленький, Ходит Васька кот. Сядет умывается, Лапкой вытирается, Песенки поет. Дом неслышно обойдет При Сторож мышек ходит! |
«Зайцы и волк» Зайцы скачут скок, скок, скок, На зеленый на лужок, на лужок, Травку щиплют слушают, не идет ли волк ( бегут от волка). | «У медведя во бору» У медведя во бору грибы ягоды беру, А медведь, не спит А на нас рычит. |
«Ровным кругом» Ровным кругом друг за другом, Мы идем за шагом шаг Стой на месте, Дружно вместе Сделаем … вот так ( Воспитатель показывает движение – дети делают вместе) | «Зайка серый умывается» Зайка серый умывается Видно в гости собирается. Вымыл носик, Вымыл ротик Вымыл ухо, Вытер сухо. В гости поскакал! |
«Кони» или «Лошадки» Гоп, гоп, гоп! Ты скачи в галоп Ты скачи, конь скоро, скоро Через реки, через горы Все в галоп! Гоп, Гоп, Гоп! ( скачут друг за другом. «домой» дети бегут на места) | «Лягушка» Половина детей стоят вдоль круга и скачут, перепрыгивают в момент чтения стиха. Затем другая половина хлопают в ладоши, лягушки прыгают в болото и приседают на корточки и меняются местами. Вот лягушки по дорожке Скачут вытянувши ножки Ква, ква, ква, ква, ква Скачут вытянувши ножки |
«Лохматый пес» Вот лежит лохматый пес В лапы свой уткнувши нос Тихо, смирно он сидит Не то дремлет, не то спит Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что же будет? | «Курочка – хохлатка» Вышла курочка – хохлатка С нею желтые цыплятки Квохчет курочка: ко – ко Не ходите далеко На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет. |
«Кот и мыши» Кошка мышек сторожит Притворилась словно спит. Тише мышки не шумите Кошку вы не разбудите (после «мяу!» Мыши бегут в норки. Мыши ходят на носочках тихо) |