Организация начального этапа работы с глухими детьми после кохлеарной имплантации

3
0
Материал опубликован 23 December 2021

Авторы: Котюхова Татьяна Петровна-учитель-дефектолог

Сячинова Наталья Викторовна-учитель-логопед


Организация начального этапа работы

с глухими детьми после кохлеарной имплантации.

 Применение традиционных, научно-обоснованных методик обучения глухих и слабослышащих (Е.П.Кузьмичевой, Т.В.Пелымской, Н.Д.Шматко и др.), доказавших свою высокую эффективность на практике, не может быть зеркально перенесено в процесс реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации (далее КИ). Это обусловлено тем, что ребенок с индивидуальным слуховым аппаратом приобретает навыки на слухо-зрительной основе, а ребенок с речевым процессором – на слуховой основе, что соответствует естественному развитию малыша.

    Снижение слуха вызывает отклонения в речи и оставляет отпечаток на психическом статусе личности, влечет за собой ограничение возможности познания окружающего мира, овладения знаниями, умениями, навыками, препятствует полноценному словесному общению с окружающими людьми. Такого мнения придерживаются В.И. Бельтюков, P.M. Боскис, Л.С. Выготский, Г.Л. Выгодская, А.И. Дьячков, С.А. Зыков и др.

  В последние годы кохлеарная имплантация все шире внедряется в России, как высокоэффективный метод реабилитации глухих детей и взрослых. При этом увеличивается количество  детей раннего возраста, что связано с особой важностью первых 3-х лет жизни ребенка для развития слухоречевых и  речедвигательных центров мозга.

     Современные модели кохлеарных имплантов обеспечивают хорошее восприятие речи, тем самым облегчая социализацию. Всем детям после операции требуется продолжительная  слухоречевая реабилитация, результаты  которой зависят от
возраста пациента в момент проведения операции и индивидуальных особенностей ребенка.

      Глухой от рождения человек не может овладеть языком слов без специального обучения его сурдопедагогом-дефектологом. Имея сохранный интеллект, он развивается на основе жестовой речи. Однако, жестовая речь не способна заменить словесную. Поэтому мышление глухого, необученного языку слов, остается на уровне отражения реальной действительности и носит конкретный, наглядно-образный характер.

     Развитие компенсаторных сил организма глухого без обучения языку слов очень и очень ограничено. Глухой без языка остается немым. Здоровые силы организма: интеллектуальные, духовные, эмоционально-волевая и практическая сферы его личности не получают должного развития. Поэтому социальный статус глухого без реабилитации можно определить так: оставаясь человеком по своей природе (биологически) он остается в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находится практически в социальной изоляции.

     Кохлеарноимплантированные дети – это особая категория детей с недостатками слуха, так как они начинают слышать после операции, причём пороги их слуха приближаются к нормальным, но при этом по уровню речевого и слухового развития они соответствуют глухим детям. Цель сурдопедагогической помощи детям с КИ – научить их воспринимать новые звуковые ощущения, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Поэтому основным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта, причем желательно в короткие сроки.

      На начальном этапе у ребёнка формируется двигательная реакция на  звук, они учатся реагировать на все окружающие звуки, но при этом не понимают речь, хотя многие из них могут повторить слово, услышав его.

      Процесс психолого-педагогической реабилитации, в которую включены как родители, так и специалисты, очень важен для имплантированного ребенка раннего возраста, т.к. он помогает начать новую, полноценную жизнь.

       Основная цель, стоящая перед специалистами и родителями в первоначальный период после подключения КИ- восстановление и развитие слухоречевой системы (неречевой и речевой слух) глухого малыша.

      Подготовительный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ направлен на формирование у ребёнка умения обнаруживать звук и выполнять определённое действие. Для достижения этого необходимо выработать у него условно-рефлекторную двигательную реакцию (далее УДР) на звук. Это умение важно для правильной настройки процессора КИ или слухового аппарата.

    Необходимо помнить, что первое время в занятия вводятся громкие звуки, т.к. тихие ребенок может не воспринимать. Чаще включать в игры длительные звучания, т.к. дети с КИ лучше воспринимают их. После предъявления звука обязательно надо выдержать паузу, длительность пауз между сигналами менять, чтобы ребенок не ориентировался на них.

     Сначала УДР вырабатывается слухозрительно (ребёнок видит действие, которое образует звук).

     Если ребенок старше 3-х лет, то взрослый ставит ребёнка лицом к себе на расстоянии 1 метр, бьёт в барабан, шагает на месте, произносит: «Па-па-па», побуждая малыша к подражанию. Когда ребёнок начнёт сам шагать при ударах в барабан, произнося, как может: «Па-па-па», взрослый встает за спиной малыша на расстоянии 0,5 – 1 м и ударяет в барабан. Педагог, равномерно удаляясь от малыша, определяет наибольшее расстояние, на котором он реагирует на данный звук.

    Если ребенок младше 3-х лет, то в ответ на звучание игруш­ки его учат нанизывать кольца пирамиды, кидать пуговицы в бутылочку и т. п. сначала с опорой на зрение и слух, после того, как малыш поймёт задание, только на слух (используя ширму).

      У детей с нарушенным слухом младшего дошкольного возраста полноценная игровая деятельность без обучения не формируется. В период знакомства педагога и ребёнка, обучение игре имеет подражательный характер. Игры для развития общего подражания способствуют формированию правильного речевого дыхания, голосообразования, артикуляции, общей и мелкой моторики. Длительность этого периода зависит от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка. Важно вызвать у него интерес к окружающим звукам и активизировать голосовую активность.

                  Основной этап развития слуха и речи у детей после КИ.

     На основном этапе ведётся работа по вызыванию речи (следует рассматривать, прежде всего, как процесс развития активизации  голосовой и артикуляторной деятельности) и развитию слуха (выработке УДР). Направление деятельности взрослых - организация игровой среды для вызывания спонтанной речи через развитие слухового восприятия у ребёнка с КИ. Психологи рекомендуют проводить занятия с ребёнком младшего дошкольного возраста ежедневно по одной и той же схеме с определённой структурой и в игровой форме.

Например: 1.Организационный момент.

Цель: вызвать у ребёнка положительный эмоциональный настрой и желание находиться на занятии, развитие общей моторики, слуховое внимание, память, понимание речи.

2. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, ориентация частей тела в пространстве, слуховое внимание, память, понимание речи.

3. Дыхательные упражнения.

Цель: формирование речевого дыхания, укрепление организма, координации действий.

4. Артикуляционные упражнения.

Цель: активизировать работу органов артикуляции, развитие мышц челюстно-лицевого и плечевого отделов.

5. Формирование звукопроизношения.

Цель: вызывание речевого поведения, звуков речи и автоматизация их в лепете, звукоподражаниях, простых словах и фразах.

6. Развитие слухового восприятия.

Цель: формирование условно – двигательной реакции на звук, различение речевых и неречевых звучаний, звуков окружающего мира при открытом и закрытом выборе.

7. Итог занятия.

Цель: оценка деятельности ребёнка, закрепление основных моментов занятия.

Речевое развитие малыша с КИ имеет такие же этапы, что и у обычного слышащего ребёнка:

лепет,

многократное повторение слогов, лепетных звуков;

передача ритмико-интонационной структуры слова, фразы.

    Как и нормально слышащие дети, ребёнок с нарушенным слухом сначала произносит слово приближённо, чтобы совершенствуя артикуляционные движения, произнести его точно.

    После того, как ребёнок с КИ получил первые навыки слухового восприятия, научился понимать наличие и отсутствие звука («слышу – не слышу»), выполнять УДР на звуковой раздражитель (музыкальные инструменты, голос, звуки речи [у, м, а, ш, и, с]), можно начинать работу по вызыванию звуков в лепетной речи (аа,ау,уа, ба-ба-ба и др), в звукоподражаниях (ав-ав, мяу, му, тук-тук, кап-кап и т.п), в односложных словах (на, вот, тут, там, дай и др), коротких фразах (из 2-х слов: Дай ам-ам, Мяу топ-топ, Ля-ля бах, Ав-ав бо-бо). Параллельно продолжается работа по развитию интереса у ребёнка с КИ к любым звукам (звуки музыкальных инструментов; звуки речи; звуки транспорта, животных и т.п).

    Обучение произношению ведётся на основе подражания речи взрослого, воспринимаемой на слуховой основе. Речь взрослого должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, не многословной. Последовательность звуков определяется индивидуальными особенностями речевого дыхания, голоса, строения и развития артикуляционного аппарата ребёнка. Обучение произношению состоит из следующих разделов: речевое дыхание, голос, артикуляция, звукопроизношение.

   В этот период важно продолжать работу по формированию навыков обнаружения, различения и воспроизведения звуков по акустическим признакам (громко-тихо, долго-кратко, высоко-низко). В дальнейшем - связывать звуки с вызывающими их предметами, действиями, признаками, а слова с обозначаемыми предметами («бом-бом-барабан; Ав-ав топ-топ – собака идёт; ляля бай-бай –кукла спит).

    При вызывание лепета (лепетных слов) результативны методы работы с неговорящими детьми (Новиковой-Иванцовой О.А,). Использование карточек-символов звуков (слов) активизирует компенсаторные возможности зрительного анализатора. Формирование модуляции голоса и умения передавать интонационно-ритмическую структуру слова удачно сочетается с пропеванием гласных.

   Важно помнить, что развитие неречевого слуха, формирование и обогащение представлений ребёнка с КИ о звуках окружающей среды (звуки музыкальных инструментов; транспорта; животных и др) должно проходить постоянно.

     Сначала звук активно освоится в вокализах, звукоподражаниях ребёнка. Затем у него сформируется кинетический контроль за произношением, так как внимание малыша всегда фиксируется на ощущениях различных органов артикуляции. Полученные в результате занятий артикуляционные навыки будут способствовать развитию произносительных навыков, появлению лепета и звукоподражаний, а затем, слов и простых фраз (Это мама. Дай пить. Вот дом. И др.). Он будет с радостью здороваться и прощаться (привет, пока), обращаться и выполнять простые просьбы и поручения (дай, возьми, покажи). ​​​​​​​

Литературные источники

1. Бардышева Т.Ю. Речевые и пальчиковые игры. - М.: «РОСМЭН», 2014.

2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Ершова Н.В.. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. - М: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.

4. Зонтова О.В.. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. Спб.: Умная Маша, 2010.

5. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия.- СПб, КАРО, 2008.
6. Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребёнка с ОВЗ. - М: «ТЦ СФЕРА», 2015.

7. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация и дети. - СПб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2010.

8. Королева И.В. Развитие слухоречевого восприятия у глухих школьников и взрослых после кохлеарной имплантации. - Санкт-Петербург, 2008.
9.Леве А. Развитие слуха у глухих детей: История. Методы. Возможности / Пер. с нем. Л.Н.Родченко, Н.М.Назаровой. - М.: изд. Центр «Академия», 2003.

10. Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. - М., 2003.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.