Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

1
0
Материал опубликован 25 May

Организация обучения детей с ОВЗ

в общеобразовательной школе

Принцип инклюзивности

В российском образовании действует принцип инклюзивности — дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками. Главное — дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования.

Основная цель инклюзивного образования – реализация прав детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования в соответствии с познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

Минпросвещения предлагает такой алгоритм освоения образовательных стандартов:

t1748175910aa.png

Группы детей с ОВЗ

В нашей школе количество таких детей составляет 3,66% от общего количества.

Педагогические работники обязаны: учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.



Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации обеспечивает педагогический коллектив – администрация, учителя и специалисты сопровождения: педагоги-психологи, учителя-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учителя-логопеды, тьюторы, ассистенты, медицинские работники.

Специальный персонал

Для обучения детей с особенными потребностями нужен специальный персонал: ассистент (помощник) и тьютор. Их функции и зоны ответственности иногда путают.

Тьютор — педагогическая должность. Специалист организует процесс индивидуальной работы с обучающимся, участвует в педагогическом процессе. Тьютор назначает ПМПК и только некоторым группам детей.

К должности предъявляют серьезные требования: минимальный стаж педагогической работы два года, а также диплом о высшем образовании по направлению «Образование и педагогика».

Ассистент (помощник) оказывает техническую помощь. В обязанности входит сопровождение ребенка с ОЗВ в школу, содействие ему в ориентации и передвижении по школе, ведении записей и пр.

К ассистенту для работы с детьми с ОВЗ предъявляют не такие строгие требования. Чтобы претендовать на должность, достаточно среднего общего образования и курсов, соответствующих стандарту Минтруда.

Режим дня обучающихся в школе по АООП для обучающихся с ОВЗ определяет СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15). Обычные школы, которые обучают по АООП и АОП, используют рекомендации к режиму дня в части учебных занятий, приема пищи, прогулок, физкультурных пауз, дневного сна (для детей первого года обучения, которые посещают группы продленного дня). Школа осуществляет присмотр и уход в группах продленного дня, если организует согласно п. 8.2 СанПиН 2.4.2.3286-15 питание (полдник), прогулки, дневной сон – для учащихся первого года обучения. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливает ОО и учитывает особые образовательные потребности ребенка, его готовность к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок дня обучающихся с ОВЗ должен учитывать их повышенную утомляемость, быть здоровьесберегающим.

Общие принципы и правила работы с детьми с ОВЗ

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Рекомендации учителю:

 ​​​​​​​Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".

Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления.

Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.

Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.












































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.