ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Система музыкального образования в России имеет свой исторический путь развития и во многом отличается от других сфер отечественного образования. Московская и Санкт- Петербургская консерватории сочетали в себе начальный, средний и высший уровни музыкального образования.
Музыкальные классы и училище Императорского Русского музыкального общества, Синодальное училище церковного пения в Москве, регентские и инструментальные классы Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге, готовившие профессиональных музыкантов, также объединяли различные уровни музыкального образования.
Подготовка специалистов включала три последовательно связанных звена: школу, училище и консерваторию. Подготовка основывалась на преемственности содержания обучения и непрерывности освоения учащимися музыкальных знаний, получения навыков, накопление опыта и мастерства на разных уровнях образования [6].
Кардинальные преобразования в экономической и социальной сфере России, современные условия развития общества, реформы в образовании, выход в мировое образовательное пространство в современном мире требуют качественно нового подхода в подготовке педагогических кадров. Существенные изменения, осуществляемые в профессиональном образовании, связаны с вхождением Российской Федерации в единое европейское образовательное пространство.
Образование в современном мире призвано сформировать у обучающихся способность к проектированию будущего и ответственность за него. В концепции высшего и среднего профессионального образования, ориентированного на результат, цели обучения формулируются как проекция профессиональных требований, предъявляемых работодателями. Перед образовательными учреждениями встает задача формирования у выпускников новых компетенций, соответствующих мобильности рынка труда.
Существующие в настоящее время образовательные программы, в большей мере направлены на формирование у студентов академических знаний. В мире востребованным результатом образования становится компетентность, понимаемая не как сумма усвоенных знаний, а как способность выпускника вуза действовать в различных проблемных ситуациях, применять умения и личностные качества, знания для успешной деятельности в определенной области. Это обеспечивает признание результатов, даваемых той или иной системой образования. В конце двадцатого столетия в Россиипоявляется понятие «компетентность» как научная категория.
Компетентностьв общенаучном плане трактуется в разных аспектах. Перевод слова competentia (лат. – принадлежность по праву), компетенцию можно понимать как характеристику обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области. А перевод слова competens (лат. – принадлежащий, соответствующий, способный) позволяет сформулировать следующее определение: «Компетентный – это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы как подведомственные» [2].
Компетентностный поход делает студента главной фигурой образовательного процесса, а его образовательные потребности и интересы являются основой для формирования профессионально-образовательных программ.
Педагогическая практика (от греч. prakticos– деятельный, активный) форма профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, ведущее звено практической подготовки будущих учителей. Проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности [1].
Учебная практика в высших учебных заведениях имеет целью углубить и закрепить научно—теоретические знания студентов, выработать навыки практической, а во многих случаях исследовательской работы, ознакомить с современным оборудованием [5].
В истории педагогического образования сложились два подхода к организации педагогической практики. Первый подход предусматривал организацию практики в течение всех лет обучения в вузе (непрерывная педагогическая практика), с приобретением теоретических занятий.
Поиск наиболее рациональных форм организации педагогической практикой в отечественной высшей школе привёл к разработке для разных вузов программ, в которых содержание определялось через систему теоретических знаний и профессиональных умений студентов, формируемых на разных ее этапах.
Основные критерии оценки результатов педагогической практикой: степень сформированности профессионально-педагогических умений у каждого студента; уровень теоретического осмысления своей практической деятельности, ее целей, задач, содержания и методов реализации; уровень профессиональной направленности интересов будущих педагогов, их активности, отношения к детям; уровень профессиональной культуры, способности к рефлексии.
Второй подход предусматривал сначала общетеоретическую подготовку и проведение практикумов, тренингов, и лишь затем – применение теории на практике и организацию педагогической практики на заключительном этапе обучения [1].
Особенность практики заключается в том, что она предполагает реализацию организационных, методических и научных аспектов деятельности, а также педагогической и психологической составляющих, каждая из которых должна быть отражена в содержании практики и отчетных документах.
На данном этапе в образовательный процесс высшего учебного учреждения культуры представлены следующие виды практик: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (учебная), научно-исследовательская работа, производственная практика, которая в свою очередь соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования включает следующие виды: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, исполнительская, педагогическая, преддипломная. Каждый вид практики имеет свои цели, задачи и особенности проведения [4, c. 225].
Полученный опыт в процессе прохождения педагогической практики, позволяет студентам усвоить систему профессиональных норм и правил.
В процессе практики формируются следующие профессиональные умения [3]:
ставить педагогические цели;
уметь определять учебные и воспитательные задачи;
уметь анализировать социально - психологические особенности детского коллектива, возрастные особенности учащихся с целью проектирования путей их развития и воспитания;
выстраивать собственные взаимоотношения с детьми;
осуществлять текущее и перспективное планирование учебной и внеклассной работы;
умение использовать различные методы, приемы, формы, а также, средства обучения для последовательного решения воспитательных и образовательных задач;
стимулировать познавательный интерес;
организовывать работу детского коллектива;
предвидеть и оценивать результаты работы [4, с. 214].
Выпускникам Архангельского музыкального колледжа, которые прошли обучение по различным специальностям, присуждаются квалификации «преподаватель», «артист-вокалист», «руководитель коллектива». Артистами и солистами становятся далеко не все выпускники. Большинство непосредственно связаны с организацией учебной работы на базахобщеобразовательных учреждений, с педагогической деятельностью в ДМШ и ДШИ.
На основании этого профессиональную компетентность выпускника мы понимаем как готовность к выполнению основных педагогических функций (обучающей, методической, развивающей, воспитательной, организаторской, коммуникативной) и комплекс профессионально - значимых личностных качеств (творческое начало, коммуникабельность, стремление к саморазвитию, самореализациии т.д.) [4].
Практика студентов ориентирована на непосредственную профессионально подготовку. Она формирует у студентов следующие навыки и качества: способности к самостоятельному решению профессиональных задач; умения находить эффективные решения практических задач, умение использовать современные методы исследования; способности самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, способности к анализу, планированию и оценке собственной деятельности; готовности к совместному творчеству с коллегами работе в коллективе.
Выпускникам Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Архангельский музыкальный колледж» (далее - Архангельский музыкальный колледж), которые прошли обучение по различным специальностям, присуждаются квалификации «преподаватель», «артист-вокалист», «руководитель коллектива». Артистами и солистами становятся не все выпускники. Большинство непосредственно связаны с организацией учебной работы на базах общеобразовательных учреждений, с педагогической деятельностью в ДМШ и ДШИ.
Педагогическая работа с обучающимися в государственном профессиональном бюджетном образовательном учреждении Архангельской области «Архангельский музыкальный колледж» ведётся достаточно давно.
В 1975-1976 учебном году состоялось открытие сектора педагогической практики. 1 сентября 1993 года была учреждена детская экспериментальная музыкальная школа под руководством С.П. Демахина.
Сегодня детский образовательный центр в структуре колледжа выполняет не только функции учреждения дополнительного образования детей, но и функции базы практического обучения студентов, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подготовки специалистов среднего звена. Три вида практики: учебная, производственная и преддипломная осуществляются студентами 3 - 4 курсов на базе отдела. Индивидуальные и групповые занятия с учащимися проводятся под руководством ведущих преподавателей колледжа, которые успешно применяют в музыкальной педагогике традиционные и инновационные образовательные технологии.
Контингент отдела дополнительного образования составляет около 60 человек, из них большая часть детей является учащимися базы практики (75 %). Обучающиеся занимаются со студентами-практикантами и преподавателями-консультантами, участвуют во внеклассных мероприятия. Многие учащиеся являются лауреатами и дипломантами конкурсов различного уровня. В Архангельском музыкальном колледже педагогическая практика проводится по следующим специальностям: 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады, 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам) 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение 53.02.06 Хоровое дирижирование
53.02.07 Теория музыки 53.02.04 Вокальное искусство.
Студенты проходят учебную практику в следующих детских коллективах: детский ансамбль народной песни «Родничок» (руководитель – О.И. Ольштейн), детские эстрадные ансамбли «Ми-ми-мишки» и «Карамельки» (руководитель – В.В. Иванова), ансамбли народных инструментов (руководитель – Т.Н. Старковская), детский оркестр (руководитель – Заслуженный работник культуры РФ Б.М.Мацегора), академический детский хор (руководитель – Л.М. Ивашкина).
Сроки проведения практики устанавливаются Архангельским музыкальным колледжем с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебного учреждении в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, а их содержание - соответствующими программами.
Программа практики включает в себя: указание вида практики, способа и формы её проведения, перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы, указание места практики в структуре образовательной программы, указание объёма практики в зачётных единицах и её продолжительности в неделях либо академических или астрономических часах, содержание практики, указание форм отчётности по практике, фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации, обучающихся по практике, перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики, перечень информационных технологий, используемых в проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем, описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
Требования и содержание программы практики определяется в соответствии с квалификационными требованиями к компетенциям выпускников, указанными в ФГОС ВО.
Для руководства практикой назначаются руководитель. Руководитель практики составляет рабочий график проведения практики, разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики, участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации, осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным в Архангельском музыкальном колледже, оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики, в конце практики оценивает результаты обучающимися.
Практика завершается защитой отчёта с зачётом или оценкой в комиссии, формируемой заведующим выпускающей кафедрой. Для отчёта представляются следующие документы:
дневник практики студента;
письменный отчёт;
отзыв руководителя.
Оценка по практике или зачёт приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Следуя из вышесказанного, учебная практика является неотъемлемой частью образовательных программ среднего и высшего профессионального образования. Осуществляется в тесной связи с изучаемыми специальными и педагогическими дисциплинами. Основные практические знания и умения приобретаются в процессе прохождения учебной практики. Профессиональные компетенции последовательно и системно формируются с учетом имеющегося на данном учебном этапе опыта, личностных качеств и реальных возможностей студента. Эти возможности на каждом новом этапе обучения возрастают, что позволяет корректировать объем, содержание, характер и меру самостоятельности обучаемого в его практической деятельности. Здесь работает принцип: от простого – к сложному. Студенты проходят путь от практического наблюдения и анализа – к самостоятельной работе с исполнителями. В процессе прохождения практики студенты-практиканты закрепляют теоретические знания по специальным дисциплинам, осознанно и целенаправленно овладевают системой профессиональных умений и навыков. Опыт, который приобретается в практической деятельности, закладывает основы собственного индивидуального стиля работы с обучающимися, творческими коллективами, а также, позволяет утвердиться в правильном выборе профессии [4, c. 221].
Проблема прохождения практики волнует как студентов, так и педагогов-наставников. В последнее время отмечается резкий спад интереса к обучению. На данный момент, руководитель педагогической практики должен задуматься о том, как заинтересовать студентов, как сделать уроки более эффективными и увлекательными для обучающихся. Будущий педагог должен обладать способностями организатора, оратора, аналитика, психолога; должен владеть логикой педагогического процесса и воспитания, литературной устной речью. Было проведено анонимное анкетирование студентов 3 - 4 курсов Архангельского музыкального колледжа. Проведение анонимного опроса способствовало тому, что студенты более откровенно и объективно выразили свое мнение, пожелания относительно работы преподавателей и учебного процесса в колледже. Целью нашего исследования стало - выявить степень подготовленности студентов к прохождению педагогической практики, выявить недостатки и в дальнейшем скорректировать дальнейший процесс обучения. В исследовании приняли участие 35 человек. Так, на вопрос анкеты является ли уровень профессиональной подготовленности достаточным, студенты ответили «да - 66%, не совсем - 25%, нет - 9%». Данные результаты вполне объяснимы, так как были опрошены студенты 3 курса, которые только приступили к началу своей педагогической деятельности. Поэтому задача руководителя практики на первоначальном этапе - поддержать студентов и еще раз выявить слабые стороны в подготовке, оказать методическую помощь.
Рис.1 Является ли достаточной Ваша профессиональная подготовка
Исходя из вопроса «Понимаете ли сущность и социальную значимость выбранной профессии, проявляете ли Вы интерес к будущей профессии» 69% респондентов уверенно ответил «всегда», «эпизодически» - 31%, «нет»-0%. Результаты отображены на рисунке 2.
Рис.2 Понимание сущности выбранной профессии
Две трети опрошенных студентов понимают и проявляют интерес к будущей профессии, однако, около 30% - проявляют интерес только эпизодически, что не может не настораживать руководителя педагогической практики, ведь 4 курс в колледже является выпускным, студенты должны были определиться как с будущей профессией, так и со своей педагогической деятельностью. Это даёт нам повод задуматься о более раннем ориентировании вхождения в профессию.
Профессия педагога требует в современном мире находить выход из любой нестандартной педагогической ситуации. Здесь стоит отметить, что 70 % смогут или смогли выйти из сложившейся ситуации и принять решение, 30% опрошенных немного сомневаются, 0% - нет. Здесь мы видим, что в психологическом плане большинство студентов готовы самостоятельно решать непредвиденные ситуации на уроке.
Рис.3 Нестандартная ситуация на уроке
Исследованием выявлено на вопрос «владеет ли студент современными педагогическими технологиями»: 60% ответило - «владею», 37% - «слабо», 3% (1 человек) ответили - не владею (нет). Здесь мы видим результат качества преподавания в колледже методики по разным специальностям. Как оказалось, один человек из 35 опрошенных, не обладает знаниями в педагогической сфере, а половина ответили «слабо», что должно особенно беспокоить руководителей педпрактики.
Рис. 4. Владение современными педагогическими технологиями
Какие трудности в процессе прохождения практики встретили на своем пути студенты? Ответ на этот вопрос предполагал несколько позиций ответа и свободный ответ (графа «другое»). 43% респондентов ответили, что ведение документации вызвало наибольшие затруднения. На втором месте: поиск, анализ и оценка информации при проведении занятий. Взаимодействие с родителями оказалось затруднительно для 12% опрошенных. Сложность оказалась у 17% студентов в: «поведении учеников на уроке», «подборе репертуара», «поиске различных объяснений и терминов», «свободной игре на фортепиано», «трудностей не почувствовал».
Рис.5 Трудности в учебной практике
Как при затруднительной ситуации выходят наши студенты-практиканты? 29% опрошенных дали двойной ответ - «обращусь за помощью к руководителю практики» и «буду читать учебно-методическую литературу». Большинство студентов обратится к руководителю педагогической практики. От учеников никто из студентов-практикантов не стал отказываться. 2 человека из 35 опрошенных ответили: «принимаю интуитивное творческое решение» и «обращусь за помощью к коллегам».
Рис.6 Выход из непредвиденных педагогических ситуаций
В нашем анкетировании мы хотели узнать, как относятся к будущей самостоятельной работе с детьми наши студенты, какие эмоции и чувства испытывают или испытали на своих первых занятиях. «Радость от общения и удовлетворение от возможности поделиться своими знаниями» получили 66% опрошенных, «волнение от предстоящей серьезной работы» - 10%, «неудовлетворенность от лишних хлопот» - один человек (3%) Другой вариант (указал все ответы) - один человек (3%). Большинство респондентов (66%) ожидают от педагогической практики возможность показать свои приобретенные знания и испытывают радость от этого.
Рис. 7 Отношение студентов к предстоящей практике
На вопрос «что по Вашему мнению, следует обратить в подготовке будущих преподавателей». Суммировав наиболее количество опрошенных, 17% высказало мнение, что надо «уделять больше время на изучение психологии детей», 15% - обращать внимание на «новые методы обучения по различным специальностям», 9% - внимательно относится к «выбору методической литературы», 9% - «уделять внимание на методологию преподавания вокала», 9% «обращать внимание на музыкальные данные самого обучающегося».
У 27 % опрошенных респондентов оказались разные ответы:
-«ранняя профориентация молодежи»;
«работать над технологическими приемами»;
-«обращать на работу над детским репертуаром»;
-«студенты осознали ответственность будущей педагогической деятельности»;
-«умение объяснять детям более понятными терминами»;
-«развитие личности студента»;
-«отношение к музыке»;
-«индивидуальный подход к ученикам»;
-«контроль домашних заданий»;
-«систематичность и качество домашних занятий учащихся».
14 % не ответили на данный вопрос.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: − необходима целенаправленная работа по педагогической практике. Из вышеизложенного следует, что нужно больше уделять время вопросам методологии обучения и психологии. Задача руководителя педагогической практики больше заботиться о повышении эффективности педагогической деятельности студентов, совершенствовании учебного процесса. При этом он должен, прежде всего, обращать внимание на формирование учебной мотивации у студентов, стремиться к её активизации и поддержанию на высоком уровне.
Список литературы
Бим - Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. с. 212.
Деркач А.А. Акмелогические основы профессионального самосознания личности [Текст] / А.А. Деркач,О.В. Москаленко, В.А. Пятин. – Астрахань: Изд-во Астрах.гос. пед. ун-та, 2000. – 330 с.
Коган Г.В. Педагогическая практика. Мурманск: МГПУ,2008.78 с.
Педагогическая практика: путь к индивидуальной педагогике: Сборник статей по материалам I Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая практика: путь к индивидуальной педагогике» (25 марта 2017 года) /под ред. Е.В. Мстиславской.– Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2017. –269с. Статья Т.В. Тищенковой «Практика в образовательном процессе ВУЗА культуры»-225 с. Статья Е.И. Спицыной Е.И. «Методические подходы к формированию профессиональных компетенций обучащихся в процессе практической деятельности» - 221с.
Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ГОУВПОУГТУ– УПИ.А.С.Воронин.2006.
https://www.mosconsv.ru/ru/default.aspx