12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Булгакова Лариса Ивановна567
Я работаю в сельской школе. Мой стаж- 33 года. Имею высшую квалификационную категорию. Награждена Почётная грамота Министерства образования Ставропольского края за заслуги в области образования, Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Россия, Ставропольский край, с.Мирное Благодарненский район
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
3

«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»











Статья

«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»





Выполнила: Булгакова Л.И., учитель русского языка и литературы













2023 год

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектно-исследовательская деятельность может быть организована на всех этапах обучения.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: например, в 10 классе делали презентацию -фильм: «Женщины в жизни А.С. Пушкина», исследовательская работа «Илья Сургучев. Возвращение в литературу» и др. Ценно в этом не столько то, какая статья получилась у школьника, сколько то, что ему приходилось дополнительно читать, думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, в результате чего, бесспорно, формировались познавательные универсальные учебные действия. При изучении басен И.А.Крылова в 6 классе - инсценирование басни «Демьянова уха». Творческое задание преследует цель: детям надо поработать в группе с кем-то, распределить роли, продумать незамысловатые костюмы. Пусть мини, но всё-таки проект. Так постепенно и начинаем учиться работать самостоятельно, а басня – это только средство для достижения поставленной цели – научить детей самостоятельно выстраивать свою работу, формируя тем самым у них коммуникативные универсальные учебные действия.

Исследовательский проект представляет собой какое-либо исследование. Например, на уроке русского языка по теме «Лексика» ученицей был выполнен проект «Бранные слова. История их появления в языке», с данной работой она выступала на научно-практической конференции «Благодарненские чтения»

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления на широкой аудитории. К этой группе относятся проекты обучающихся, когда собранная ими информация о жизни писателя, или о языковом явлении, или о словаре русского языка была представлена на электронном носителе (или на бумажном и электронном) в виде слайдовой презентации.

Школьных проектов может быть большое разнообразие. Проекты могут быть теоретического и практического типа. По видам их можно подразделить на:

исследовательский проект. (Например: «История моей семьи в истории страны», «Б.Н.Полевой. Правда жизни писателя»);

организационный проект (Например: «Разработка фестиваля к празднованию Дня славянской письменности и культуры»);

проект – инсценировка («Басни Крылова»);

проект – выставка («Любимые иллюстрации к произведению»);

проект – видеофильм («Женщины в жизни А.С. Пушкина»);

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается рассказ А.Куприна "Чудесный доктор". Очень добрый и поучительный, он нравится детям идеей милосердия и добра. Но ученики сразу обращают внимание на жанровые особенности. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Иначе литературная теория будет накапливаться в виде материала для заучивания. Может ли тут помочь исследование? При изучении произведения Пришвина "Кладовая солнца" ежегодно перед детьми встает вопрос: "Почему оно называется сказкой-былью?" Решить проблему можно просто: отыскать в тексте то, что напоминает сказку и то, что выглядит былью. Но можно пойти другим путем и попытаться исследовать особенности пришвинского стиля.

Работу по проектированию должна начинаться постепенно, старайтесь брать интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности обучающихся. То есть нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Например, когда в 8 классе на уроке литературы дети защищали проекты по теме «История военной песни», они единодушно отметили, что песни о войне всегда будут интересовать всех без исключения, потому что в них отражена история великих страданий и Великой Победы нашего народа. И практическая направленность налицо: формирование любви к Родине, чувства гордости за своё Отечество и народ.

Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.



Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.