Организация работы с одаренными учащимися
Одним из приоритетных направлений работы школы является создание системы поддержки талантливых детей. Подробно представлю основные направления и формы организации работы с одаренными детьми.
Педагогическое сопровождение одаренных учащихся начинается на уроке. Работа с одаренными детьми на уроках включает:
•Дифференцированный и индивидуальный подход.
•Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология критического мышления, технология группового обученияи т.д.)
• Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
• Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам.
• Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий, в том числе творческого и поискового характера.
Второе направление работы с одаренными детьми- организация разнообразной внеурочной деятельности. Внеурочную деятельность составляют:
-Внеклассная работа по предмету.
-Курсы внеурочной деятельности.
-Проведение предметных недель.
- Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах.
-Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах -
- Проектная и исследовательская деятельность учащихся в рамках НОУ, внеурочной деятельности.
Все учащиеся 1-8 классов в течение учебного года вовлекаются во внеурочную деятельность. Количество часов внеурочной деятельности спланировано по 5 направлениям с учетом возраста, интересов, запросов учащихся и родителей в объеме 9 часов в 1-2 классах, 10 часов в 3-4 классах, от 6 до 9 часов в 5-8 классах. Формы организации внеурочной деятельности отличаются от урочной системы обучения: беседы с элементами игры, социально-ролевые игры, национальные спортивные игры, эстафеты, просмотр фильмов, диспуты, круглые столы, социальные проекты, проектная и исследовательская деятельность, конструирование, интеллектуальные конкурсы, экскурсии и виртуальные экскурсии.
Выбор занятий внеурочной деятельности настолько разнообразен, что у каждого учащегося есть возможность максимально проявить свои интеллектуальные, спортивные, творческие или лидерские способности.
В течение учебного года в нашей школе проходят предметные недели. Это позволяет учащимся проявить свои интеллектуальные способности, а учителям – представить широкий спектр форм внеклассной работы по предмету. Все мероприятия в рамках предметных недель носят открытый и состязательный характер. Проведение данных мероприятий позволяет привлечь к участию учащихся разных возрастных категорий. Педагоги стараются найти нетрадиционный подход к проведению мероприятий в рамках предметной недели. Приведу пример таких мероприятий:
- один из дней в рамках недели математики прошел в форме «Математического базара». В течение всего дня на переменах была организована работа пяти лавок: «Задачи со спичками», «Геометрические фигуры», «Волшебная пирамида», «Отыщи слова», «Разгадай ребусы», на которых ученикам были предложены математические головоломки, игры со спичками, цифрами, ребусы. Задачей школьников было пройти в течение дня как можно больше лавок и получить баллы за правильные решения заданий.
- в завершение предметной недели математики учащимися 5 класса была организована и проведена интеллектуальная игра по математике «Домино» для учащихся 3-4 классов, в ходе которой учащиеся в течение 2-х часов с азартом решали логические задания различного уровня.
Одним из основных направлений работы с одарёнными и высокомотивированными школьниками является Всероссийская олимпиада школьников. В 2016-2017 учебном году количество участников школьного этапа составило 103 человека (100% от общего количества учащихся), 30 учащихся из этого количества приняли участие в муниципальном этапе олимпиады.. Активное участие принимают ребята в различных Международных и Всероссийских дистанционных игровых конкурсах: Русский медвежонок, Олимпус, «РОСТКОНКУРС», «Инфоурок», «Мириады открытий», «ЭМУ» и др.
В течение всего учебного года учащиеся 1-4 классов во внеурочное время изучают математику в интерактивной форме с использованием платформы Учи.ру. Учащиеся последовательно проходят материал, переходя от темы к теме до полного усвоения курса. Интерактивные задания в союзе с традиционным учебником дают хорошие результаты, стимулируют учащихся к получению знаний. В течение всего учебного года учащиеся также принимали участие в олимпиадах с использованием платформы Учи.ру. Результаты участия представлены в таблицах.
Так, например, в онлайн-олимпиаде «Юный предприниматель» приняло участие 80% от общего количества учащихся 1-4 классов, в олимпиаде «Плюс»- 87%, в олимпиаде «Дино» - 95%.
Работа по привлечению учащихся к участию в различного рода очных и заочных олимпиадах и конкурсах приносит свои плоды. Так в 2015-2016 учебном году учащаяся 11 класса заняла 2 место в межрегиональной многопрофильной олимпиаде "Менделеев" в номинации "Лучшие по праву". В 2016-2017 учебном году достойно представили школу учащиеся начальных классов: ученица 3 класса заняла 1 место в районной олимпиаде по литературному чтению, ученик 3 класса занял 2 место в олимпиаде по математике.
Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса, а также важным компонентом во внеклассной работе. Так в прошлом учебном году в рамках внеурочной деятельности было подготовлено и представлено на районной научно-практической конференции «Первые шаги в науке» 3 творческих проекта, на конференцию «Шаг в будущее» - 2 работы. Работа учащегося 3 класса по теме «Создание кукольно театра» стала призером научно-практической конференции «Первые шаги в науке». Одна из учащихся 10 класса стала победителем Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных «Личность, общество, государство и право. Проблемы соотношения и взаимодействия», призером окружной научно-практической конференции «Шаг в будущее. При подготовке работы были использованы ресурсы отдаленного читального зала Президентской библиотеки имени Б.Ельцина. В этом году планируется подготовить для участия в данных мероприятиях так же не менее 5 работ.
В рамках конкурса "Ученик года - 2016", победителемкоторого признана учащаяся 9 класса нашей школы, был представлен проект на тему «Формирование толерантности школьников на основе многонациональной культуры». В прошлом учебном году Комсомольская школа представила на Всероссийском форуме добра, проводимом в г.Анапа, социальный проект по развитию волонтерского движения «Жить здорово». По итогам конкурса Комсомольская школа заняла III место.
В рамках форума «Большая перемена» запланирована работа площадки по теме «Занятия проектной и исследовательской деятельностью как одно из требований ФГОС», где будут заслушаны выступления учащихся, подготовившие работы для участия в конференциях «Первые шаги в науке», «Шаг в будущее».
Учащиеся школы активно осваивают мультимедийные компьютерные технологии. Результативностью данной деятельности является участие в окружном конкурсе буктрейлеров «Почитай, тебе понравится!». На суд жюри в 2015-2016 учебном году было представлено 6 работ, 4 из которых стали победителями и призерами конкурса: два первых места, 2 и 3 места. В этом учебном году было подготовлено уже 11 работ, 6 из которых представляли школу на муниципальном уровне. Две лучшие работы отобраны членами жюри и будут представлены на районном конкурсе буктрейлеров. Данное направление мы планируем активно развивать. Так в этом учебном году были закуплены 11 планшетов, которые мы планируем использовать не только для создания буктрейлеров, но и мультфильмов. Помимо этого школой взят в безвозмездное пользование 1 набор робототехники, который активно используется на занятиях внеурочной деятельности в 5-8 классах.
Радуют нас своими спортивными достижениями учащиеся школы. В 2015-2016 учебном году на районном конкурсе велосипедистов «Безопасное колесо»команда нашей школы заняла III место. Команда учащихся 7 класса заняла 1 место на муниципальном уровне Президентских состязаний, по итогам состязаний команда защищала честь Заводоуковского городского округа на областном уровне.Трое учащихсяшколы стали победителями Всероссийского Молодежного чемпионата «Старт», получив Дипломы 2 степени.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. С целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам организации работы с одаренными детьми в школе второй год функционирует проблемная группа «Организация работы с одарёнными детьми». На заседаниях группы проводится подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.). В течение года осуществляется сбор информации и материалов по всем аспектам работы педагогов с одаренными детьми, дважды в год проводится обновление Банка данных одаренных детей. Так на конец прошлого учебного года в Банке одаренных числилось 45 человек, что составляет 40,2% от общего количества учащихся школы. В соответствии с базой данных были определены наставники одарённых детей, которые составили индивидуальные планы работы с одарёнными детьми, которые были выполнены в полном объёме в течение учебного года.
Администрацией ОУ в рамках вутришкольного контроля уделяется большое внимание контролю за организацией работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию к обучению. Так в этом учебном году на контроль были поставлены следующие вопросы:
- Контроль за системой работы педагогов по развитию образовательного потенциала учащихся;
- Контроль за системой работы педагогов по осуществлению индивидуальной и дифференцированной работы на уроках;
- Мониторинг результативности уроков, дополнительных и индивидуальных занятий, направленных на повышение качества образования;
- Система работы педагогов по использованию проектной деятельности как формы межпредметной и надпредметной интеграции в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В целом, можно отметить, что в школе сложилась определённая система работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Работа педагогического коллектива направлена на развитие интеллектуально-творческих, спортивных, организаторских способностей учащихся через различные формы и методы организации деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочное время.
Голдина Лилия Вильевна
Сорокина Светлана Валерьевна