12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ежова Татьяна Александровна269
Россия

О

Общие тенденции развития человеческой цивилизации определяют новые требования к личности, её интеллектуальному развитию, моральным качествам, требуя от неё активной творческой позиции и высокого профессионализма. Это способствует переориентации образования с государства на личность, а также созданию необходимых условий для максимально эффективного развития молодого поколения.

Важную роль в развитии потенциальных возможностей человека играет общее среднее образование, поскольку именно в учебно-воспитательном учреждении формируются черты будущей конкурентноспособной личности. И особое внимание здесь уделяется одарённым и талантливым детям как наибольшей ценности общества.

Большое значение в развитии талантливого ребенка, бесспорно, имеет создание и внедрение современной системы профессионального психолого-педагогического сопровождения этой категории учащихся. Каждый одарённый ребенок требует индивидуальной помощи в раскрытии его потенциала, повышении познавательной активности, а значит, в формировании в будущем гармонично развитой личности. Как отмечал К.Роджерс, педагог только тогда может оказать учащемуся настоящую поддержку, когда между ними будут установлены «отношения взаимопомощи» [1].

Развитие детской одарённости должно пройти путь от выявления способностей до создания условий проявления этой одарённости и последующего её сохранения. Основными заданиями психолого-педагогического сопровождения одарённых детей являются:

- своевременное выявление одарённых учащихся;

- психолого-педагогическая поддержка талантливых учеников;

- создание оптимальных условий для творческого развития одарённых школьников;

- повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одарёнными.

Развитие детской одарённости в учебно-воспитательных учреждениях осуществляется путём открытия классов профильной направленности, организации работы творческих групп и научных содружеств учащихся, мониторинга работы педагогов с одарённой молодёжью и определение дальнейших перспектив.

Для развития способностей одарённых детей эффективно применяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. Так, фронтальные занятия могут проходить в форме семинаров, дискуссий, деловых игр. К групповым формам можно отнести тренинги, творческие и интеллектуальные конкурсы, работу ученических творческих и научных объединений. К индивидуальным формам работы с одарёнными учащимися отнесём предметные олимпиады, выполнение творческих заданий, привлечение талантливых школьников к научно-исследовательской и поисковой деятельности, например, в рамках участия в Малой академии наук.

Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение талантливого ученика, педагогу следует уделять особое внимание его самостоятельной работе. Тут следует учитывать посильность заданий и их дифференцированность.

Следует отметить, что психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей предусматривает не только развитие познавательных интересов и творческого мышления, но и оптимизацию эмоциональных состояний, развитие навыков саморегуляции. Для реализации вышесказанного В.С.Юркевич предлагает метод «развивающего дискомфорта», который состоит в формировании навыков преодоления ситуаций с выраженными негативными эмоциями. По мнению автора, дозированная неуспешность также должна сопровождать деятельность одарённого ребёнка, как и привычная для него успешность [2].

Автор считает этот метод подходящим для работы именно с одарёнными детьми, поскольку эта категория учащихся находится в атмосфере постоянного восторга со стороны окружающих, привыкает к успеху и, как следствие, больше других поддается стрессу в случае неудачи. По мнению В.С.Юркевич, у талантливых ребят нужно вырабатывать уверенность в победе, но и психологическую готовность к поражению.

Подводя итог, отметим, что для решения задач психолого-педагогического сопровождения одарённых учащихся следует учитывать следующие аспекты:

- создание благоприятных условий для выявления и развития одарённых детей;

- оптимизация методов работы с талантливой молодёжью;

- использование новых образовательных технологий для реализации потенциала одарённых детей и их личностного роста;

- активизация методического поиска и творчества педагогов в работе с одарёнными и талантливыми детьми.

Итак, проблема психолого-педагогического сопровождения одарённых учащихся является актуальной и значимой для школьной практики и требует более широкого изучения и разработки с учётом тенденций современного образования.

Литература

  1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Роджерс.- М., 1994. – 480 с.
  2. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность / В.С.Юркевич. – М.: Просвещение, 2000. – 136 с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.