12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пышко Наталья Евгеньевна16
0

Организация развивающего образовательного пространства

Организация развивающего образовательного пространства

   Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Работая по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7лет, мы создали в группе развивающую среду учитывая «зону ближайшего развития» ребёнка. Развивающее пространство, учитывает психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику группового помещения, стимулирует активность ребёнка, создает возможность для успешного преодоления отставания в речевом развитии.

Основные параметры построения развивающего пространства в группе коррекционной направленности:

Проблемная насыщенность.

Создание условий для самореализации.

Многофункциональность и вариативность модели пространства.

Открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми, преобразование её детьми.

Психологическая комфортность (создана обстановка, которая расковывает и подводит к мотивации успешности).

Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает:

Чувство психологической защищённости.

Средства полноценного развития (стараемся обеспечить радость существования).

Материалы и оборудование, при использовании которых физическому и психическому здоровью ребенка не угрожает опасность.

Безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого ребенка.

   Деятельность детей с ОНР не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появляется апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Мы сделали окружающее пространство, отвечающим требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующим своевременному выявлению и становлению его способностей, дающее полноценное развитие дошкольников, обеспечивающее безопасность жизни детей, укрепление здоровья и закаливание организма.

  Вся наша группа разделена на центры развития. Каждый центр имеет подвижные, трансформируемые границы - один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой. В нем можно заниматься различными видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром. Это позволяет удобно организовывать совместную и самостоятельную деятельность воспитателя и детей. Все предметы в центрах соответствуют росту, физиологическим возможностям и гендерной принадлежности детей.

Центр познавательно-речевой деятельности оформлен с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Речевая развивающая среда в группе представляет систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, обучающих зон, способствующих обогащению, закреплению и становлению речи. При создании развивающей речевой среды учитываем возрастные особенности и возможности развития высших психических функций и всех сторон речи детей. Материал, содержащийся здесь, носит многофункциональный характер и используется в разных целях. Весь он подобран в порядке нарастающей сложности. В центре дети любят экспериментировать с предметами из различных материалов, с удовольствием знакомятся с доступными явлениями природы, играют в экологические игры.

Игровой центр. В групповой комнате созданы оптимальные условия для развития игровой деятельности, обогащая игровой опыт каждого ребенка, мы повышаем влияние игры на его общее развитие и речевое в частности, ведь игра это ведущий вид деятельности дошкольника. В игре происходит освоение детьми социальных норм и культурных ценностей. Для этого выделено пространство, обеспеченное как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков, современные игровые модули, предметы-заместители, имеются атрибуты и игрушки для различных видов игр (театральных, игр-драматизаций, народных, хороводных, с готовым содержанием и правилами). Сюжетно-ролевые игры отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий («Ателье мод», «Кухня», «Салон красоты», «Мастерская», «Больница» и т.д.). Подобраны необходимые атрибуты для игры в школу, так как в старших группах начинается формирование мотивации готовности ребенка к школе.

Физкультурный центр для развития двигательной активности, общей и мелкой моторики. У детей с нарушением речи двигательная активность способствуют ускорению развития и освоения речь, познанию мир. Для этого мы составили картотеку физминуток, подвижных игр, корригирующих гимнастик после сна, приемов релаксации, дыхательной гимнастики. Применяем технологию самомассажа лица и кистей рук c помощью массажного мячика, кольца СУ-джок. Эти приемы позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии наших детей. У нас имеются различные атрибуты для проведения упражнений и спортивных игр (мячи и массажные мячики различного цвета и размера, обручи, кегли и кольцебросы, скакалки), нестандартное оборудование.

Центр конструктивной деятельности и художественно-эстетического развития. Развитие мелкой моторики стимулирует созревание речевых зон коры головного мозга. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма, сделать пальчики сильными и подвижными, ведь на пальцах и ладонях есть «активные точки», которые оказывают положительное влияние на самочувствие, а значит улучшают работу мозговых центров, что способствует поддержанию хорошего тонуса в организме, это особенно ценно для детей с ОНР (конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности, мозаики и схемы выкладывания узоров из них, «Лего», игрушки-трансформеры; плоскостные изображения предметов для обводки, трафареты, клише, ножницы, печатки).

  При выборе игр предпочтение отдается их способности стимулировать речевое развитие. Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную многофункциональную среду с достаточным пространством для игр и занятий детей. их обучения, воспитания и развития.

  Таким образом, правильно организованная развивающая среда учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи, стимулирует общение, любознательность, развивает инициативность, самостоятельность, творчество. Такое пространство группы не остаётся постоянным, оно всегда открыто к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами наших детей.









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.