Публикация «Организация ученических исследований в урочной и внеурочной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин: химии, биологии, географии»
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН: ХИМИИ, БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ
Современная организация педагогической деятельности предусматривает использование качественных обучающих технологий. Переход от метода информационного обучения к активной творческой деятельности ключевое звено профессиональной компетентности учителя. Для достижения успешного результата педагогом применяются вариативные инструментарии, один из них базируется на организации учебно-исследовательской деятельности обучающимися.
Ученические исследования – это деятельность школьников по исследованию объектов различного характера с применением операций и этапов, схожих научному исследованию, но приближенных к уровню познавательных умений обучающихся.
Удается использовать всю палитру возможностей исследовательской деятельности только при углубленном взаимодействии ребенка и учителя. Проведение исследований по географии, химии, биологии требует не только усилия молодого исследователя, но и существенного педагогического руководства.
Реализация такого подхода эффективно использует взаимосвязь традиционных и инновационных форм к организации интегрированного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и ученика. Любой преподаватель связывает теорию и технологию организации ученических исследований школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий.
Урок – это основная форма деятельности, время, содержание и место которой обуславливается программой, планом и расписанием. Занятие такого рода реализуется и разрабатывается с педагогических позиций и имеет, в первую очередь, образовательно-воспитательную направленность. При такой системе урок является отдельным самостоятельным звеном, связанным с другими равнозначными звеньями в некой последовательности.
К подобным занятиям относятся работы, проводимые по нормативным учебным программам: лекция, лабораторная работа, экзамен, семинар, зачёт. Такая деятельность способствует ведущей роли педагога-специалиста, позволяя грамотно, четко планировать и организовывать учебно-воспитательную деятельность, а также систематично чередовать работу и отдых учащихся. Современный педагог использовать может различные виды уроков, рассчитанные на реализацию школьниками исследования учебного характера или его элементов: урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок-экспертиза, урок-открытых мыслей, урок-путешествие, урок-рассказ. Разнообразие уроков с точностью позволяет повысить результативность и коэффициент полезного действия учащихся.
Вместе с тем, урочная форма работы имеет ограниченные возможности для учета индивидуальных характеристик школьников в разнообразном темпе их подготовки, реальной индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения. А также продуктивной социальной адаптации и развитии дружески - партнерских взаимоотношений взрослых и детей.
Успешная реализация вышеприведенных позиций возможна во внеурочной работе с разнообразием ее форм и методов. У обучающего в ходе такой деятельности создаются позитивные условия для становления многосторонней личности, раскрытия ее потенциала. Внеурочные занятия позволяют школьнику получить ответы на все возникающие у него вопросы в ходе урока, детализировать и расширить знания, как в области естественнонаучных дисциплин, так и в отношении научно- технических задач. Лучше ознакомиться с профессиями и специальностями, связанными с предметом и его приложениями.
Ключевым преимуществом внеурочной работы по сравнению с уроком является то, что время, отводимое на внеурочные занятия, используются по желанию школьников с применением форм, отличных от урочной системы обучения. Это факультативы, олимпиады, кружки, секции, конференции научно-поисковые исследования, круглые столы и т.д. Как показывает практика, в вышеупомянутых формах самое активное участие принимают старшеклассники, базируясь на личных интересах и увлечениях.
Следовательно, занятия внеурочного и урочного характера при организации ученических исследований в старших классах выступают как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса, взаимно дополняя друг друга.
Исходя из данного утверждения, можно организовать исследовательскую деятельность на различных этапах урока, на элективных курсах, во внеурочной форме по единой схеме:
I. Введение (виды исследовательских работ: научно-практическая конференция, статья, реферат, конкурс).
II. Методология научного творчества (главные понятия и обобщенная схема хода научного исследования, поиск информации).
III. Этапы работы в масштабах одного исследования (выборка темы, выстраивание плана научно-поисковой деятельности, работа с литературой и понятийным аппаратом).
Проследить организацию исследовательской деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин можно на примере различных занятий.
Урок изучения нового материала.
При освоении в 6 классе темы «Минералы» приоритетно использовать метод исследований. Учащиеся делятся по парам. На каждый стол выставляется демонстрационный материал. В начале урока вводятся основные понятия: что такое минералы, их свойства. Затем устанавливается совместно со школьниками цель исследования, формируется план проведения работы, определяются задачи для решения. Итогом такой исследовательской деятельности является вывод о разнообразии минералов и их применении.
Урок комплексного применения знаний.
Урок с использованием элементов проектной деятельности эффективно проводить после изучения темы «Металлы». Цель занятия: освоение умений самостоятельного, комплексного применения полученных знаний, умений и навыков, выполнение их переноса в новые условия. Объектом исследования является викторина "Своя игра". В начале урока происходит блиц-опрос по металлам, повторяют их свойства. Затем, каждая группа выбирает инструкционные карточки с заданиями, и обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи своего исследования.
После небольшого обсуждения ученики по предложенному алгоритму оформляют ответы в виде отчета. По завершению урока проходит их обсуждение и подведение итогов. Примечательно, что на этапе рефлексии оценка дается деятельности каждого участника, а не только группе в целом.
Факультативные занятия и элективные курсы.
Вспомогательные формы обучения связывает то, что они относятся к курсам по выбору. Но в отличие от факультативов, рассчитанных на весь школьный год (минимум – 34 ч), элективные занятия для учащихся обязательны и продолжительны (от 6-8 до 72 ч).
Основополагающая направленность этих форм работы - возможность формирования ключевых компетентностей по географии, биологии, химии, охват масштабного комплекса проблем общеобразовательного характера.
Базируется содержание данных курсов на накоплении опыта творческой работы через вынесение, формулирование и обоснование цели, проектирование деятельности, реализации сбора и анализа информации, осуществление технологических операций, представление результатов, выполнение рефлексии.
Тематика исследований учащимися может быть различной: «Биохимия клетки», «Разработка туристско-экскурсионного маршрута "Древние города"», «Удивительный полимер», «Красная книга нашей области», «Климат нашего города и его влияние на транспорт».
Итогом экспериментальной деятельности школьников должен стать исследовательски-творческий проект по индивидуальной теме, по результатам которого выставляется итоговая оценка за курс.
Выбор формы продукта творческой деятельности – серьезная организационная задача участников проекта. Во многом от этого зависит насколько реализация работы будет увлекательной, защита – обоснованной, а предложенные решения – положительными для осуществления выбранной социально значимой проблемы. Примеры проектных форм: научный доклад, коллаж, плакат, видеофильм, презентация, макет, блокнот и т.д.
Знания, полученные на уроках, умения и навыки, приобретенные в учебной деятельности, закрепляются и находят практическое применение на внеурочных занятиях. При этом опыт, приобретенный во внеурочной форме, находит теоретическое обоснование и практическое применение в учебной работе.
Список использованной литературы:
1. Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций. – Молодой ученый. – Москва: 2012. – 309-312с.
2. Горенков Е. М. Инновационный потенциал субъектов образов. процесса как целостная социально-педагогическая система. – Астрахань: КНОРУС, – 2016. –198 с.
3. Лазарев B. C. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности // Педагогика. – 2006. – № 2. С. 51-59.
4. Паршутина Л. А., Самойленко П.И. Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов // Научные исследования в образовании. ̶ 2012. ̶ № 1. С. 73-78.
5. Пак М. С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, – 2015. – 305 с.
5. Таможняя Е. А. Методика обучения географии : учебник и практикум для академ. бакалавриата. – Москва: Издательство Юрайт, –2018. – 321 с.