Открытый урок природоведения в 5 классе по теме «Осень»
Открытый урок в 5 классе по теме «Осень»
Цель:
Закрепить знания учащихся об осенних сезонных изменениях.
Задачи:
- Закрепить элементарные представления о приметах осени;
- научить находить изменения в природе в осеннее время;
- показать связь животных, растений и мире не живой природы;
- обогатить и активизировать словарный запас;
- продолжать развивать слуховое внимание;
- формировать умение анализировать, мыслить логически, обобщать формулировать вводы по теме.
- воспитывать чувство красоты, любви к родному краю;
- воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Учебник, презентация, аудиозапись пьесы «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», фильм про осень.
Ход урока:
I.Орг момент.
Всем здравствуйте.
- Ребята, настройтесь на работу, на отличный результат. Пожалуйста, будьте внимательны, активны, воспитаны. Тогда наш урок, я уверена, будет светлым, тёплым, добрым, красивым, как вы сегодня.
II. Проверка домашнего задания.
Выбери правильно. Сколько времени требуется нашей планете, чтобы совершить полный оборот вокруг солнца?
- 365 дней
- 340 дней
- 400 дней
- 300 дней
Расставь в правильной последовательности 4 времени года.
Весна , зима, осень, лето. (весна, лето, осень, зима)
«Какое время года?» (на доске сюжетные картинки «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
- Назовите самое холодное время года. (Зима) (Ученик показывает и убирает картинку).
- В какое время появляются листочки, прилетают птицы? (Весна) (Ученик показывает и убирает картинку).
- Самое жаркое время года? (Лето.) (Ученик показывает и убирает картинку).
- На оставшейся картинке изображено, какое время года? (Осень). Как вы определили , что на картинке изображена осень?( лужи, трава и листья желтые).
III. Сообщение новой темы.
1.Введение в тему.
Ребята, посмотрите вокруг, прислушайтесь к звучанию мелодии.
(Чтение стихотворения И.Бунина под музыку мелодии)
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
- Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок?
- На доске перепутанные листья с буквами. Надо составить из букв тему урока.
(Осень)
- Ребята откройте тетради и запишите тему урока «Осень».
2. Работа по теме урока.
Ребята, какое сейчас время года?
Назовите месяцы осени.
А как вы думаете, почему у осени 3 имени: сентябрь, октябрь, ноябрь? Ответы детей.
Учитель – Значит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую.
Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя.
По календарю осень начинается 1 сентября. Это день когда вы после летних каникул пришли на линейку в школу.
- Кто помнит, какой была погода в этот день. Опишите.
Высказывания детей
Учитель – Как мы понимаем, что осень пришла?
Ученик: Меняется погода.
Учитель – Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот»
Помогите закончить предложения.
— Летом солнце яркое, а осенью …
— Летом небо светлое, а …
— Летом день длинный, а …
— Летом тучки ходят высоко, а …
— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …
— Летом люди одеваются легко, а …
Учитель – Молодцы. Все ответы верные.
Работа с учебником.
Учитель – Откройте учебник стр. 44. Работать будем с текстом.
Читаем 1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые отметили авторы учебника.
( Урожай, работа в садах, жёлтые листья, грибы, ягоды)
Разложи по группам: фрукты, овощи, грибы.
Учитель – Назовите самую главную примету осени.
- Зачитайте это предложение («по изморози»)
- Что такое изморозь? (рассуждения детей)
(Иллюстрация на экране – изморозь на траве) Слайд № 7
Изморозь – это тонкие-тонкие льдинки на траве.
Учитель – Что такое изморозь? (Ответы детей)
Учитель – Возвратимся к 1 предложению. (Зачитать)
« По календарю осень начинается 1 сентября»
Учитель - Но на самом деле 1-ым днём считается, когда появляется изморозь.
Учитель — Продолжим работу с текстом учебника. Прочитайте 2 абзац,
- Чем отличаются осенние дни от летних?
- Что сказано о ночах? (Прохладные)
- Посмотрите на экран, прочитайте. Попробуйте объяснить то, о чём прочитали
23 сентября день осеннего равноденствия.
День= Ночи
-Как понимаете? Подтвердите свои рассуждения словами текста.
- Объясните, почему день осеннего равноденствия называют «поворотом к зиме» (высказывания детей)
Учитель – А что сказано в тексте сейчас я вам прочитаю. 3 абзац «После дня осеннего…….»
Чтение текста.
Учитель – Освещённость убывает, ночи становятся длиннее, как это отражается на жизни животных? (Готовятся к зиме).
Учитель – Готовятся к зиме не только животные, но и растения.
— Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)
Физкультминутка
Просмотр фильма о листопаде.
Подведение итогов
Почему деревья осенью сбрасывают листву.
Во — первых: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды.
Во-вторых: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике
В-третьих: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут.
Учитель – Ребята, какие птицы первыми улетают от нас на зиму в тёплые края?
Почему?
— Посмотрите на экран. Что это за птицы? (ласточки, кукушки, стрижи, иволги) Самые первые птицы, улетающие на юг.
Учитель – Птицы улетают. А лягушки, змеи, лесные жители… Как их жизнь меняется осенью. Зачитайте.
Значит: «попрятались» — ….. (лягушки, змеи, жуки и мухи)
«готовы ко сну» — …. (медведь и барсук)
«запаслись на зиму» …..(хомяки, бурундуки, птички кедровки)
Как животные готовятся к зиме
Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов. Вот почему осенью зверьки линяют. Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая. Заяц-беляк летом серый.
Некоторые звери запасают на зиму корм. Белки на зиму прячут в укромных местах жёлуди, орехи, грибы. жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зерно.
Есть такие звери, которые всю зиму которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен. Ёж делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он и залегает в спячку до весны.
Заяц, волк, лиса, выдра, росомаха, лось, кабан не делают запасов на зиму. Они и так найдут себе корм
Сегодня мы с вами станем художниками. Мы будем рисовать картинку осени. Но рисовать её мы будем не кисточкой, а готовыми картинками на доске. Давайте посмотрим все картинки и решим, какие из них понадобятся для нашего рисунка.
Проводится беседа об осени и задаются вопросы, которые помогают охарактеризовать признаки осени
Посмотрите пожалуйста, у нас две картинки с солнышком. Одно солнышко яркое, тёплое, с длинными лучиками, другое спряталось за тучку, у него лучики короткие и солнышко уже не такое яркое. Какое солнышко мы возьмём для картинки? Почему? ( Осенью у солнышка короткие лучи, оно уже не такое яркое и тёплое как летом, греет слабо)
Осенью дует ласковый и тёплый ветерок? Нет? А какой ветер осенью? (Холодный, сильный)
А ещё у нас есть облачка и тучки. Они нам нужны в картине? А почему мы взяли облако с дождём?
(Осенью много туч на небе и часто идёт дождь.)
А какой дождь? (Мелкий, холодный, моросящий, частый.)
А что происходит с листьями осенью? (Желтеют, краснеют, сохнут, опадают)
- Давайте подумаем, как можно назвать природное явление, когда опадают листья? (Листопад.)
Посмотрите, какие деревья мы выберем для своей картины?
-Что делают птицы с приходом осени?
(Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края)
Правильно, осенью перелётные птицы улетают на юг, давайте выберем нужную картинку.
Посмотрите, какая красивая осенняя картинка у нас получилась. Вы замечательные художники и знаете все приметы осени.
Дети по цепочке составляют рассказ, используя опорные картинки.
Весна
Лето
Осень
Зима
Осень
ранняя
золотая
поздняя
изморозь