12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна24
Россия, Тамбовская обл., Тамбов

Открытый урок в 5 классе по теме «Осень»

Цель:

Закрепить знания учащихся об осенних сезонных изменениях.

Задачи:

- Закрепить элементарные представления о приметах осени;

- научить находить изменения в природе в осеннее время;

- показать связь животных, растений и мире не живой природы;

- обогатить и активизировать словарный запас;

- продолжать развивать слуховое внимание;

- формировать умение анализировать, мыслить логически, обобщать формулировать вводы по теме.

- воспитывать чувство красоты, любви к родному краю;

- воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

Учебник, презентация, аудиозапись пьесы «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», фильм про осень.


 

Ход урока:

I.Орг момент.

Всем здравствуйте.

- Ребята, настройтесь на работу, на отличный результат. Пожалуйста, будьте внимательны, активны, воспитаны. Тогда наш урок, я уверена, будет светлым, тёплым, добрым, красивым, как вы сегодня.

II. Проверка домашнего задания.

Выбери правильно. Сколько времени требуется нашей планете, чтобы совершить полный оборот вокруг солнца?

- 365 дней

- 340 дней

- 400 дней

- 300 дней


 

Расставь в правильной последовательности 4 времени года.

Весна , зима, осень, лето. (весна, лето, осень, зима)


 


 

«Какое время года?» (на доске сюжетные картинки «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).

- Назовите самое холодное время года. (Зима) (Ученик показывает и убирает картинку).

- В какое время появляются листочки, прилетают птицы? (Весна) (Ученик показывает и убирает картинку).

-  Самое жаркое время года? (Лето.) (Ученик показывает и убирает картинку).

- На  оставшейся картинке изображено, какое время года? (Осень). Как вы определили , что на  картинке изображена осень?( лужи, трава и листья желтые).

III. Сообщение новой темы.

1.Введение в тему.

Ребята, посмотрите вокруг, прислушайтесь к звучанию мелодии.

(Чтение стихотворения И.Бунина под музыку мелодии)

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

 

- Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок?

- На доске перепутанные листья с буквами. Надо составить из букв тему урока.

(Осень)

- Ребята откройте тетради и запишите тему урока «Осень».

2. Работа по теме урока.

Ребята, какое сейчас время года?

Назовите месяцы осени.

А как вы думаете, почему у осени 3 имени: сентябрь, октябрь, ноябрь? Ответы детей.

УчительЗначит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую.

Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя.

По календарю осень начинается 1 сентября. Это день когда вы после летних каникул пришли на линейку в школу.

- Кто помнит, какой была погода в этот день. Опишите.

Высказывания детей

Учитель – Как мы понимаем, что осень пришла?

Ученик: Меняется погода.

Учитель – Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот»

Помогите закончить предложения.

Летом солнце яркое, а осенью …

Летом небо светлое, а …

Летом день длинный, а …

Летом тучки ходят высоко, а …

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …

Летом люди одеваются легко, а …

Учитель – Молодцы. Все ответы верные.

Работа с учебником.

Учитель – Откройте учебник стр. 44. Работать будем с текстом.

Читаем 1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые отметили авторы учебника.

( Урожай, работа в садах, жёлтые листья, грибы, ягоды)

Разложи по группам: фрукты, овощи, грибы.

Учитель – Назовите самую главную примету осени.

- Зачитайте это предложение («по изморози»)

- Что такое изморозь? (рассуждения детей)

(Иллюстрация на экране – изморозь на траве) Слайд № 7

Изморозь – это тонкие-тонкие льдинки на траве.

Учитель – Что такое изморозь? (Ответы детей)

Учитель – Возвратимся к 1 предложению. (Зачитать)

« По календарю осень начинается 1 сентября»

Учитель - Но на самом деле 1-ым днём считается, когда появляется изморозь.

Учитель — Продолжим работу с текстом учебника. Прочитайте 2 абзац,

- Чем отличаются осенние дни от летних?

- Что сказано о ночах? (Прохладные)

- Посмотрите на экран, прочитайте. Попробуйте объяснить то, о чём прочитали

23 сентября день осеннего равноденствия.

День= Ночи

-Как понимаете? Подтвердите свои рассуждения словами текста.

- Объясните, почему день осеннего равноденствия называют «поворотом к зиме» (высказывания детей)

Учитель – А что сказано в тексте сейчас я вам прочитаю. 3 абзац «После дня осеннего…….»

Чтение текста.

Учитель – Освещённость убывает, ночи становятся длиннее, как это отражается на жизни животных? (Готовятся к зиме).

Учитель – Готовятся к зиме не только животные, но и растения.

Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)

Физкультминутка

Просмотр фильма о листопаде.

Подведение итогов

Почему деревья осенью сбрасывают листву.

Во — первых: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды.

Во-вторых: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике

В-третьих: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут.

Учитель – Ребята, какие птицы первыми улетают от нас на зиму в тёплые края?

Почему?

Посмотрите на экран. Что это за птицы? (ласточки, кукушки, стрижи, иволги) Самые первые птицы, улетающие на юг.

Учитель – Птицы улетают. А лягушки, змеи, лесные жители… Как их жизнь меняется осенью. Зачитайте.

Значит: «попрятались» — ….. (лягушки, змеи, жуки и мухи)

«готовы ко сну» — …. (медведь и барсук)

«запаслись на зиму» …..(хомяки, бурундуки, птички кедровки)

Как животные готовятся к зиме

Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов. Вот почему осенью зверьки линяют. Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая. Заяц-беляк летом серый.

Некоторые звери запасают на зиму корм. Белки на зиму прячут в укромных местах жёлуди, орехи, грибы. жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зерно.

Есть такие звери, которые всю зиму которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен. Ёж делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он и залегает в спячку до весны.

Заяц, волк, лиса, выдра, росомаха, лось, кабан не делают запасов на зиму. Они и так найдут себе корм


 

Сегодня мы с вами станем художниками. Мы будем рисовать картинку осени. Но рисовать её мы будем не кисточкой, а готовыми картинками на доске. Давайте посмотрим все картинки и решим, какие из них понадобятся для нашего рисунка.

Проводится беседа об осени и задаются вопросы, которые помогают охарактеризовать признаки осени

Посмотрите пожалуйста, у нас две картинки с солнышком. Одно солнышко яркое, тёплое, с длинными лучиками, другое спряталось за тучку, у него лучики короткие и солнышко уже не такое яркое. Какое солнышко мы возьмём для картинки? Почему? ( Осенью у солнышка короткие лучи, оно уже не такое яркое и тёплое как летом, греет слабо)

Осенью дует ласковый и тёплый ветерок? Нет? А какой ветер осенью? (Холодный, сильный)

А ещё у нас есть облачка и тучки. Они нам нужны в картине? А почему мы взяли облако с дождём?

(Осенью много туч на небе и часто идёт дождь.)

А какой дождь? (Мелкий, холодный, моросящий, частый.)

А что происходит с листьями осенью? (Желтеют, краснеют, сохнут, опадают)

- Давайте подумаем, как можно назвать природное явление, когда опадают листья? (Листопад.)

Посмотрите, какие деревья мы выберем для своей картины?

-Что делают птицы с приходом осени?

(Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края)

Правильно, осенью перелётные птицы улетают на юг, давайте выберем нужную картинку.

Посмотрите, какая красивая осенняя картинка у нас получилась. Вы замечательные художники и знаете все приметы осени.

Дети по цепочке составляют рассказ, используя опорные картинки.

 


 

Весна

Лето

Осень

Зима

Осень

ранняя

золотая

поздняя

изморозь


 

t1572467904aa.jpgt1572467904ab.jpgt1572467904ac.jpgt1572467904ad.jpgt1572467904ae.jpg

t1572467904af.jpgt1572467904ag.gift1572467904ah.jpgt1572467904ai.jpgt1572467904aj.gif


 

t1572467904ak.jpgt1572467904al.jpgt1572467904am.gift1572467904an.jpgt1572467904ao.jpgt1572467904ap.jpgt1572467904aq.jpgt1572467904ar.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.