Технологическая карта урока математики «Осевая симметрия»
Осевая симметрия
PPTX / 2.44 Мб
Осевая симметрия. notebook
NOTEBOOK / 13.23 Кб
Технологическая карта урока математики
«Осевая симметрия»
Технологическая карта урока математики в 6 классе «Осевая симметрия».
Предмет | Математика | Класс | 6 | |||||||
Тема урока | Осевая симметрия | |||||||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. | |||||||||
Цели | Образовательная: 1) познакомиться с осевой симметрией; 2) уметь находить фигуры, обладающие осевой симметрией; 3) научиться строить симметричные фигуры относительно оси симметрии. Воспитательная: содействовать развитию культуры речи, сотрудничества, воспитывать чувство ответственности за совместный труд. Развивающая: развивать умение выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы, доказывать и опровергать предположения. | |||||||||
Планируемые образовательные результаты. | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Понимать, что такое осевая симметрия, находить признаки симметрии в объектах живой и неживой природы, математических моделях. | регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок: высказывать свое предположение; коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения при работе в группе; познавательные - анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, выдвигать гипотезы | личностные – уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Осевая симметрия, симметричные фигуры, ось симметрии | |||||||||
Организационная структура урока. | ||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | Время | ||||||
Учителя | Учащихся | |||||||||
1 | Мотивация Войдя в кабинет, вы, конечно же, обратили внимание на рисунки, которые рисовали не так давно (фигуры, имеющие центральную симметрию). Вспомните, какое математическое понятие отображено на них. Это центральная симметрия. Какие фигуры называются центрально-симметричными? Выполним задание на интерактивной доске и узнаем нашу тему урока.(слайд 1) Рассмотрим другие изображения.(слайды 2-4)[4],[5] Каким свойством обладают фигуры на рисунках? (симметричны относительно прямой) Прямую называют осью. О какой симметрии пойдет сегодня речь? Какую цель урока мы перед собой поставим? | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы. | Приветствие, постановка проблемы | Ответы на вопросы. Выдвижение предположения о теме урока и целях | 5 мин | |||||
2 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала. (слайды 5-11)[3] В древности слово симметрия употреблялось как «красота», «гармония» (то есть соразмерность). Известный немецкий математик Герман Вейль дал определение симметрии так: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».[6] А Платон писал «… быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным».[7] На сегодняшнем уроке мы попытаемся раздвинуть рамки наших представлений о симметрии, покажем ее применение в животном мире, природе, быту и архитектуре. | Л.: личностное самоопределение. Р.: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; К.: принятие решения и его реализация. | Комментирует презентацию. | Слушают учителя | 3 мин | |||||
3 | Проверка понимания. (Слайды 12-16) I) Определите фигуры, имеющие ось симметрии, есть ли среди них фигуры, имеющие две оси симметрии? (модели на слайдах) Задание: Выяснить, сколько осей симметрии имеет квадрат. (Работа с интерактивной доской) Задание: Выяснить, могут ли фигуры иметь более двух осей симметрии и не иметь ось симметрии. II) Групповая работа. (4 группы) Определите, какие буквы имеют одну, две, более двух осей симметрии, или не имеют симметрии, распределите их в соответствующие группы. (работа с интерактивной доской). В русском языке есть симметричные слова – палиндромы, которые можно читать одинаково в двух направлениях, например, слово ШАЛАШ, ПОП, КАЗАК. Найдите еще слова-палиндромы. Определите, где проходит ось симметрии. (Слайды 17 - 19). Сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей. Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность. Нагляднее всего видна симметрия в архитектуре. Особенно блистательно использовали симметрию в архитектурных сооружениях древние зодчие. Симметрия стала олицетворением закономерности, целесообразности, красоты. Рассмотрим некоторые сооружения с точки зрения симметрии (Слайды 20-23 )[8],[9],[10] | Л.: оценивание усваиваемого содержания. Р.: контроль, коррекция, оценка. П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия. К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, принятие решения и его реализация, управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Дает задания группам, контролирует работу учащихся. Организует проверку выполнения задания. | Работа с моделями, выявление геометрических фигур, имеющих ось симметрии. Распределяют буквы по группам в соответствии с расположением оси симметрии. Находят и демонстрируют слова палиндромы | 10 мин | |||||
4 | Физкультминутка | | Показывает различные движения, нужно выполнить симметричные (противоположные) движения. | Выполняют движения, симметричные показанным учителем. | 3 мин | |||||
5 | Изучение нового материала Каждой фигуре мы можем построить ей симметричную фигуру относительно оси симметрии. (Слайд 24)[7],[8] Задание: Построить треугольник, симметричный данному, относительно оси симметрии. (Слайд 25, работа с интерактивной доской)[7],[8] | Л.:смыслообразование, патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям, формирование интереса к культуре народа. Р.: определение цели учебной деятельности, прогнозирование, П.: поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения общих признаков, синтез как составление целого из частей. К.: учиться познавать -себя через восприятие других. | Показывает построение точки и отрезка. (Интерактивная доска) | Выполняют построения в тетради. Обучающийся выполняет работу на интерактивной доске. | 10 мин 5 мин | |||||
6 | Проверочный тест (слайды 26-29) Проверка теста, критерии оценок (слайд 30) | | | Выполняют тест. Взаимопроверка. | 5 мин | |||||
7 | Информация о домашнем задании. (слайд 31) Попытайтесь придумать палиндромы. Придумайте рисунок, иллюстрирующий осевую симметрию, и изобразите его на отдельном листе. | Л.: оценивание усваиваемого содержания. Р.: регуляция учебной деятельности. П.: выделение существенной информации из слов учителя. К.: слушание учителя. | Просит дать характеристику домашнего задания. | Записывают задание в дневник, оценивают характер задания. | 2 мин | |||||
8 | Итог урока. Рефлексия. Итак, на вопрос: «Зачем человеку знать о симметрии?» мы ответим так – чтобы применять ее в своей жизни. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всем, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Некоторым она кажется скучной, некоторые не любят ее за спокойствие, которое она вносит в нашу жизнь. Но как бы мы к ней ни относились, она есть в нашей жизни буквально во всем. Но мир не может быть абсолютно симметричным, устойчивым. Например, строители современных мостов, высотных зданий знают, что конструкция не должна быть безупречно симметричной из-за опасности возникновения резонансных колебаний, приводящих к ее разрушению. То есть симметрия в чистом виде может оказаться опасной. Спасибо за урок! (слайд 32) | Л.: оценивание усваиваемого содержания. Р.: осознание уровня и качества усвоения результата. П.: умение делать выводы, рефлексия способов и условий действий. К.: умение формулировать собственное мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. | Просит вспомнить тему и цели урока. Достигли ли мы целей урока? Выставление отметок за урок. | Отвечают на вопросы. | 2 мин |
Литература.
Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по математике/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2008
И. Зубарева А.Г. Мордкович. «Программа. Математика 5-6 классы, Алгебра 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа 10 -11 классы / авт. – сост. И.И. Зубарева А.Г. Мордкович – Москва: Мнемозина, 2014.
Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 6 класс: учебн. Для учащихся общеобразоват. учреждений – 13-е изд., стер. – М.:Мнемозина,2013
http://900igr.net/fotografii/geometrija/Simmetrija/003-Simmetrija-v-prirode.html
http://pix.com.ua/id/animals/insects/butterflies_ii/720075-upsee.html
http://litcey.ru/biolog/8345/index.html
http://be.convdocs.org/docs/index-39009.html
http://www.gardener.ru/gap/garden_guide/page265.php
http://www.andreev.org/albums/Suburbs/282RU/282RU.html
http://900igr.net/fotografii/geografija/Nash-Sankt-Peterburg/004-Admiraltejstvo.html