12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
elya6930
Россия, Красноярский край, Норильск

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №14»

(МБОУ «СШ№14»)

ул. Бегичева, д.11, р-н Центральный, г. Норильск, Красноярский край, 663319

Телефон /факс (приемная) (3919)430540



РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:

кафедра прикладных дисциплин

№______от______________ 2021 года приказ №_____от___________ 2021 года






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ

УРОВЕНЬ Основное общее образование


КЛАСС 6


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ 1 час


СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ 10 января 2022г. - 25 мая 2022 г.



СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ Коженок Э.П.








Норильск

2021


Аннотация


Данная программа составлена на основе нормативных и инструктивно-методических документов, регламентирующих ведение данного курса:

ФГОС ООО, Концепции духовно- нравственного развития в воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования

Образовательная программа ООО: «Искусство «Музыка» 6 класс Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. (М.: Просвещение, 2017.)

Рабочая программа по предмету «Музыка» 6 класс МБОУ «СШ №14»

Данная программа может быть реализована с применением дистанционного обучения и электронных технологий

Актуальность введения курса «Основы музыковедения».

Создана авторская программа курса. Целью разработки программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ООО. Данная программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитывается концептуальное положение программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского.

Мой курс основан на применении музыкальных методик. В течение 17 учебных занятий обучающиеся расширят своё представление о музыке, как звучащем искусстве. Изучение курса «Основы музыковедения» базируется на системе знаний, умений и универсальных компетенций, полученных обучающимися при изучении предмета «Музыка».

Концепция данной программы заключается в следующем: при сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением

Пояснительная записка

Цель изучения курса - получить представление об истории музыковедения, его структуре, основных категориях, овладеть основными исследовательскими методами.

Задачи:

развитие музыкального мышления как умения читать, понимать, слышать, музыкальный материал;

дать основу для успешного освоения курса – как теоретического, так и практического;

освоить некоторые формы музыкальной деятельности.

- раскрыть курс как единую и целостную систему знаний;

- определить место и функции музыкознания в музыкальной культуре, в

социуме, в системе гуманитарных наук, ее основные категории и логическую структуру;

- дать понятия о современном состоянии музыкознания, его противоречиях и

проблемах, обозначить тенденции развития данной области науки;

- найти перспективы практической деятельности обучающихся;

- стимулировать творческий подход познавательной деятельности учащихся.

В соответствии с обозначенными задачами содержание предлагаемого курса

включает в себя три раздела: структура музыкознания, основные

категории, методология музыковедческого исследования.

В изложении материала учителю целесообразно делать соответствующие

акценты при ориентировке обучающихся на теоретическую и историческую

области музыкознания. К изложенному в Программе материалу могут быть

добавлены некоторые другие темы, касающиеся, в частности, вопросов

музыкального исполнительства и педагогики.

Сроки реализации:

Рабочая программа «Основы музыковедения» рассчитан на 17 часов в течение полугодия. Учебное занятие (урок), проводится 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Занятия носят теоретический и практический характер.

Формы работы в курсе разнообразны: лекции, доклады, обсуждения, диспуты, эссе, анализ исследования, презентации творческих проектов по темам курса и др. Во время проведения учебных занятий используются различные виды парной, групповой, индивидуальной работы.

Содержание курса реализуется на основе принципов последовательности, системности, обобщения, а также при помощи следующих методов:

- метод художественно-педагогической драматургии, который способствует осуществлению психологической адаптации школьников в данном курсе;

- проблемно-поисковый метод, метод обобщения, метод проектов;

- метод монологически- диалогического изложения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

- метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации;

- метод взаимосвязи различных видов искусств;

- метод взаимосвязи с жизнью (опора на жизненные ситуации);

- метод самостоятельной работы с источником.

Программа реализуется в различных видах деятельности:

- исполнительская (пение);

- слушание аудиозаписей, просмотр видеозаписей;

- диагностическая (анкетирование, тестирование);

- проектно-исследовательская;

- просветительская (посещение концертов, спектаклей).

Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за обучающимися в процессе работы, собеседований с ними, а также с использованием форм входного, текущего и итогового контроля (викторины, опрос, тесты, концертная деятельность).

Итоговый контроль – зачет в конце полугодия, заключается в обобщении результатов текущих опросов и выполнении итоговых практических зачётных работ


Планируемые результаты обучения


Высказывания учеников на уроке представляет собой ценностно-эстетическое, то есть личное мнение, собственное отношение ученика, которое пронесено сквозь ум и сердце ученика. На этапе первоначального восприятия предлагается школьникам сделать в своих тетрадях краткие записи-наброски по поводу услышанного, сделать словесную зарисовку своего внутреннего состояния после восприятия определенной темы. На этапе осмысления восприятия – развернутые высказывания учащихся, содержащие их собственную позицию относительно изученного. Ответы-размышления могут быть как устными, так и письменными.

В результате освоения данного курса обучающиеся должны:

обучающийся способен и готов собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам;

обучающийся способен ориентироваться в искусствоведческой литературе как в сфере музыкального искусства;

уметь логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать

собственное видение рассматриваемых проблем;

овладеть приемами ведения дискуссии, полемики, диалога;

обучающийся готов работать с искусствоведческой литературой, пользоваться музыкальными понятиями и терминологией, анализировать;

обучающийся способен и готов использовать методы гуманитарных

наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

обучающийся способен и готов выполнять научные исследования в составе исследовательской группы; осуществлять авторскую деятельность. Публично продемонстрировать и представить наработанный материал перед одноклассниками и родителями;

обучающийся способен формировать и развивать интеллектуальные и

коммуникативные компетенции;

ориентироваться в разнообразии современных музыкальных стилей и направлений;

знать основные особенности творчества изучаемых композиторов и исполнителей;

узнавать на слух изучаемые музыкальные произведения;

уметь высказывать свою точку зрения на музыкальные явления современности;

сдать зачётную работу.


Содержание курса «Основы музыковедения»

Рабочая программа «Основы музыковедения» для 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактуры, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.

Особое внимание обращается на то, что опыт эмоционально-образного отношения к музыке и узнавание учащимися музыкальных произведений происходят в первую очередь на основе личностно окрашенного, эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности; выявляются связи музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрываются возможности музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

В какой музыке господствует мелодия?

В чем смысл музыкальной гармонии?

Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка?

Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике?

Все эти и другие вопросы, отраженные в образовательной программе по музыке и учебно-методическом комплекте для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека.

Содержание образовательной программы «Основы музыковедения» базируется на нравственно-эстетическом, интонационно­-образном, жанрово-стилевом постижении обучающимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.

Все эти и другие вопросы, отражённые в программе и УМК для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека:

- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно творческих задач;

- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств - ритма, мелодии, гармонии, полифонических приёмов, фактуры, тембров, динамики;

умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно).


Литература

Методические пособия для учителя:

Абудеева Н.Б., Л.П. Карпушина. Музыка. Художественно образное развитие школьников (Разработки уроков - Волгоград: Учитель, 2010;

Анисимов В.П. Диагностика му4зыкальных способностей детей / Анисимов В.П. – Москва: Гуманист. Изд. Цензор ВЛАДос, 2004;

Замятина Т.А. Современный урок музыки / Т.А. Замятина. – Москва: Глобус, 2008;

Под руководством Д.Б. Кабалевского. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / Редакцию подготовили: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, МОРФ, 2017, «Просвещение»;

Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы (Программы образовательных учреждений). Автор концепции Г.П. Сергеева – Москва: Просвещение, 2019;

Смолина Е.А. Современный урок музыки (Творческие приемы и задания) / Е.А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2017.

Дополнительная литература для обучающихся:

Большая энциклопедия музыки Гвидо Боффи. – Москва: ACT: Астрсль - 2006;

Все о музыке Популярная энциклопедия - Кейт пенс - «Белфаксиздатгруппа» русская версия – 1996;

Горбачева Е.Г. Популярная история музыки / Горбачева Е.Г.- Москва: Веге - 2002;

Ладвинская А.А. 70 знаменитых композиторов. Судьба и творчество / Ладвинская А.А. - Ростов-на-Дону: Феникс; Донецк: Кредо - 2007;

Каторгина И.А. Музыкальный словарь / Каторгина И.А. - Ульяновск: УлГТУ- 2008;

Келдыш Г.П. Энциклопедический музыкальный словарь / Келдыш Г.П. – Москва - 2000;

Пол Роланд Рок и поп / Пол Роланд – Москва: ФАИР – ПРЕСС - 2020;

Википедия. Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.ony wiki

Классическая музыка http://classic.chubrik.ru

Музыкальный энциклопедия http://dic.acadcmic.ru/contcnts.nsf/cnc music

Музыкальный энциклопедический словарь http://vvww/music- dic.ru

Музыкальный словарь http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music


Учебный план


Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Структура музыкознания

Музыка души

1


1

2.

Структура музыкознания

Тысяча миров музыки

1


1

3.

Структура музыкознания

Как создается музыкальное произведение

1


1

4.

Структура музыкознания

Единство сторон музыкального произведения

0.5

0.5

1

5.

Основные категории

Ритм в окружающем нас мире

0.5

0.5

1

6.

Основные категории

Мелодия – душа музыки

0.5

0.5

1

7.

Основные категории

Когда в музыке звуки ладят

0.5

0.5

1

8.

Основные категории

Красочность музыкальной гармонии

0.5

0.5

1

9.

Основные категории

Мир полифонической музыки

0.5

0.5

1

10

Основные категории

Пространство музыкальной фактуры

0.5

0.5

1

11

Основные категории

Тембры- музыкальные краски


0.5

0,5

12

Основные категории

Динамика – тонкая палитра оттенков


0.5

0,5

13

Основные категории

Анализ музыкальных произведений

0.5

0.5

1

14

Основные категории

Инструментоведение

0.5

0.5

1

15

Методология музыковедческого исследования

Чудесная тайна музыки

0.5

0.5

1

16

Методология музыковедческого исследования

В чем сила музыки?

0.5

0.5

1

17

Методология музыковедческого исследования

Музыка радостью нашей стала

0.5

0.5

1

18.

Зачётное занятие


1

1

 

Всего:

9

8

17



Воспитательные задачи


Наименование разделов и тем №

Содержание воспитания


III четверть


Структура музыкознания:

1. Музыка души

2. Тысяча миров музыки

3. Как создается музыкальное произведение

4. Единство сторон музыкального произведения


Основные категории:

5. Ритм в окружающем нас мире

6. Мелодия – душа музыки

7. Когда в музыке звуки ладят

8. Красочность музыкальной гармонии

9. Мир полифонической музыки


Духовно-нравственное воспитание:

- воспитание культуры толерантности, милосердия;

- формирование активной жизненной позиции.

Социокультурное и медиакультурное воспитание:

- воспитание у обучающихся гражданских качеств, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей;

- формирование толерантных качеств у детей и подростков;

 воспитание терпимости к чужим мнениям, верованиям и образу жизни.

Гражданско-патриотическое воспитание:

-прививать обучающимся любовь к Родине;

-приобщение к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; -формирование основы национального самосознания.

Культурно - творческое и эстетическое воспитание:

-выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся;

развитие творческого потенциала и формирование духовно-богатой, высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом;

--освоение таких важных аспектов внутренней деятельности, как самовосприятие, самоанализ, самооценка;

-развитие образного мышления, его адаптация в учебный процесс по всем предметным направлениям школы;

- приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры.

Интеллектуальное воспитание:

 - воспитать у обучающихся интерес к интеллектуальным достижениям различных людей;

 - поощрять инициативу и стремление обучающихся к интеллектуальному самосовершенствованию;

- работать над повышением мотивации к научным исследованиям.


IV четверть


Основные категории:

10. Пространство музыкальной фактуры

11 Тембры- музыкальные краски.

12. Динамика – тонкая палитра оттенков

13. Анализ музыкальных произведений

14. Инструментоведение


Методология музыковедческого исследования

15. Чудесная тайна музыки

16. В чем сила музыки?

17 Музыка радостью нашей стала


Социокультурное и медиакультурное воспитание:

-воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных;

-воспитание уважения к себе и другим что будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.

Трудовое воспитание:

-воспитание гармонично развитой личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом;

-вовлечение детей в разнообразные организованные виды школьных мероприятий; -формирование у обучающихся таких личностных качеств, как старание, внимательность, добросовестность, организованность, целеустремлённость, терпение и самокритичность;

- воспитание духа коллективизма, желания жить и трудиться в коллективе.

Здоровьесберегающее воспитание:

-создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического здоровья обучающихся;

формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Культурно-творческое и эстетическое воспитание:

-воспитание творческого потенциала и формирование духовно-богатой, высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом;

- воспитание коммуникативных навыков методами музыкальной педагогики;

-освоение таких важных аспектов внутренней деятельности, как самовосприятие, самоанализ, самооценка;

-воспитание образного мышления, его адаптация в учебный процесс по всем предметным направлениям школы;

- приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры.

Воспитание культуры поведения:

- приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;

-формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;

- формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

Гражданско-патриотическое воспитание:

систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;

 – воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, интересы своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;

 – формирование уважительного отношения к

народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, её культуре, языку, традициям и обычаям;

воспитание понимания ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.

Итого: 17 часов

III четверть – 9 часов

IV четверть – 8 часов




Календарно-тематическое планирование «Основы музыковедения» на 2021 – 2022 учебный год

6 класс


п/п

Класс

Дата

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся


II полугодие (17 часов)

III учебная четверть



1

12.0112.01

20.01

Музыка души

1

Знать/понимать: осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека, выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Осознавать и рассказывать о влияния музыки на человека.

2

19.01

19.01

27.01

Тысяча миров музыки

1

Знать/понимать: определение музыкального образа. Специфика жанров музыки. Лирические образы. Многообразный мир эмоциональных чувств в музыке. Единство музыкальной и поэтической речи в музыке. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Знать понятия: интонация, музыкальная речь, поэтическая речь, музыкальный образ

3

26.01

26.01

03.02


Как создается музыкальное произведение

1

Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Знать понятия: содержание, форма, особенности формы, контраст, реприза, вступление, кода, фразировка, оркестровка

4

02.02

02.02

10.02

Единство сторон музыкального произведения

1

Знать/понимать: понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир. Знать понятия: выразительность, изобразительность, приемы развития, образы покоя

5

09.02

09.02

17.02

Ритм в окружающем нас мире

1

Знать/понимать. выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей. Знать понятия: ритм, метр, размер

6

16.02

16.02

24.02

Мелодия – душа музыки

1

Знать/понимать: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей. Знать понятия: мелодия, интонация

7

02.03

02.03

03.03

Когда в музыке звуки ладят

1

Знать/понимать: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей. Знать понятия: лад, тональность

8

09.03

09.03

10.03

Красочность музыкальной гармонии

1

Знать/понимать: продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями.


IV учебная четверть


9

23.03

23.03

24.03

Мир полифонической музыки.


1

Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И. Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и уметь определять многоголосность музыки Баха

10

30.03

30.03

31.03

Пространство музыкальной фактуры

 

1

Знать/понимать исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях. Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике).

11

06.04

06.04

07.04

Тембры- музыкальные краски. Динамика – тонкая палитра оттенков

1

Знать/понимать: продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями. Понимать значение определений: -тембр, окраска

12

13.04

13.04

14.04

Анализ музыкальных произведений

1

13

20.04

20.04

21.04

Инструментоведение

1

Знать/понимать: рассуждать о яркости образов в музыке. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности знать имена выдающихся композиторов современности: И. Дунаевский, Г. Свиридов, А. Журбин, Э. Артемьев, Л. Бернстайн и их произведения. Знать о неразрывной связи музыки и многих видов искусства (кино в частности) оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Рассуждать о преобразующем влиянии музыки. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое — ложное, глубинное — поверхностное). Находить ассоциативные связи. Понимать значение определений: - анализ музыкальных форм и инструментоведение

14

27.04

27.04

28.04

Чудесная тайна музыки

1

15

04.05

04.05

05.05


В чем сила музыки?

1

Знать/понимать продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями.

16

11.05

11.05

12.05

Музыка радостью нашей стала


1

Знать/понимать: между художественными образами музыки и других видов искусства. Понимать характерные особенности музыкального языка (с учетом критериев, представленных в учебнике). Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки. Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности


17

18.05

18.05

19.05

Итоговый урок. Зачет

1

Знать/понимать: осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Понимать выразительные особенности музыкального языка в произведениях разного эмоционального и смыслового содержания. Продемонстрировать знания о музыке

Итого: 17 часов


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.