Статья на тему «Основы профессиональной компетентности педагога»
Основы профессиональной компетентности педагога
Профессиональная компетентность педагога – качественная характеристика его личности, а также многофакторное явление, которое включает в себя систему теоретических знаний, способов их применения в различных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога и интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и собственной деятельности, к смежным областям знания и т.п.). Профессиональная компетентность также является главным показателем степени подготовки специалиста и эффективности его трудовой деятельности.
Профессиональная компетентность состоит из трёх компонентов: когнитивный (научные, предметные знания), операционно-технологический (способы деятельности, умения принимать решения) и аксиологический (опыт эмоционально-личностного отношения к природе, обществу, человеку). Дополнительными составляющими профессиональной компетентности педагога выступают: способности к обобщению опыта работы, продуктивное взаимодействие с инновационным опытом коллег, проявление креативности в профессии и т.п. [2].
Основу профессионально-педагогической компетентности составляют знания, которые составляют когнитивный (гносеологический) компонент. Овладение знаниями помогает педагогу достигать высоких результатов в профессиональной сфере в соответствии с профессиональными и социальными нормами, стандартами и требованиями.
Компетентность представляет собой единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций. Она характеризует деятельность и самого педагога как её субъекта в его активном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление уже в период обучения в вузе.
Так, по мнению А.К. Марковой, профессионально компетентным можно считать такую деятельность учителя, в которой на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, максимально раскрывается личность учителя, и достигаются хорошие результаты в процессе обучения и воспитания. Автор выделяет следующие характеристики профессиональной компетентности:
- профессиональные (объективно необходимые) педагогические знания (гностический компонент);
- профессиональные педагогические позиции, установки учителя, наличие которых необходимо в его профессии (ценностно-смысловой компонент);
- объективно значимые профессиональные педагогические умения (деятельностный компонент);
- личностные особенности, которые обеспечивают овладение педагогом профессиональными знаниями и умениями (личностный компонент) [3].
Структура профессиональной компетентности учителя (по Т.В. Добудько) включает в себя определенные виды умений: аналитические; прогностические и проективные; рефлексивные умения (профессиографический подход) и профессиографические образования: педагогическое мышление и педагогическая эрудиция; педагогическое предвидение, умозаключение, воображение, интуиция, прогнозирование; педагогическая рефлексия [2].
Таким образом, в понятие «профессиональная компетентность» входит многообразие личностных качеств. Ведь в данное определение входит не только когнитивная и операционально-технологическая составляющая, но и мотивационная, эмоциональная, этическая, социальная и поведенческая. Следовательно, профессиональную компетентность педагога можно назвать «личностно окрашенным» понятием. Мы выяснили, что она включает в себя качества конкретного человека.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод: профессионально-педагогическая компетентность – интегральная профессионально-личностная характеристика учителя, которая определяет его готовность к предстоящей трудовой деятельности, способность выполнять обязательные профессионально-педагогические функции в соответствии с нормами и стандартами, принятыми в современном социуме [3].
Список источников
Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. – Самара: СамГПУ, 1999. – 340 с. 39.
Образовательные технологии в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров: материалы Респ. науч.-практ. семинара / ред. кол. А.Ф. Климович, В.А. Шинкоренко, С.И. Невдах и др. – Минск: БГПУ, 2010. – С. 166-167.