Урок обществознания в 10 классе «Свобода и необходимость в деятельности человека»
10 класс. Обществознание.
Блок-модуль темы:
«Свобода и необходимость в деятельности человека (& 7)
Ответьте на вопрос:
Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Пункт: Буриданов осёл (стр. 72)
Закончите предложения:
1) Абсолютной, безграничной свободы быть не может потому, что ____________________.
2) Во Всеобщей декларации прав человека говорится, что при осуществлении своих прав
и свобод каждый человек _____________________________________________________.
3) Абсолютная свобода означала бы для человека ничем _____________________________.
4) Один из ограничителей свободы человека - ______________________________________.
Пункт: Свобода есть осознанная необходимость (стр. 73)
Задание 1.
Составьте сравнительную таблицу
Взгляды на природу необходимости | В чем состоит свобода человека? | Примеры |
1) Божий промысел | | |
2) Бог задумал Вселенную так, чтобы все творение имело бы свободу | | |
3) Существование необходимости в виде объективных законов | | |
Пункт: Свобода и ответственность (стр. 74)
1) Объясните, какова связь понятий: «СВОБОДА», «ВЫБОР», «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2) Что значит выражение: «ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором
его деятельности?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3) Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода – это выбор»?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Пункт: Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах (стр. 75)
Задание 1.
Сравните две точки зрения на проблему свободы человека и выбор.
Пункт: Что такое свободное общество (стр. 76)
Существует точка зрения:
«Ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека, она возникает и на уровне общества в целом».
Аргументы за данную точку зрения:
1) _________________________________________________________
2) _________________________________________________________
Аргументы против этой точки зрения:
1) _________________________________________________________
2) _________________________________________________________
ПРАКТИКУМ
Прочитайте отрывок из работы современного американского социального психолога Э. Аронсона
Как мы защищаем своё чувство свободы
Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин…
Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице, и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» на меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора, я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию…
Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению… Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не столько сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении.
Существует ещё один аспект потребности в свободе и автономии…При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом, они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии.
Вопросы и задания:
1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию?
2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?