12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тимофеева Елизавета Михайловна50
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Основные проблемы при разработке современного занятия с использованием информационных технологий

Автор: Тимофеева Елизавета Михайловна, учитель английского языка

МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ им. Г.С. Асеева»


При создании плана современного урока перед учителем встает важнейшая задача – сделать урок максимально эффективным и интересным для учащихся. Как учителю достигнуть этой цели? Как повысить мотивацию учеников для изучения нового материала? В данной ситуации на помощь педагогу могут прийти информационные технологии. Компьютерные технологии могут стать незаменимым помощников для учителя при подготовке и проведении занятий. В настоящее время существует огромное количество Интернет-ресурсов и приложений для реализации образовательных целей.

Несмотря на многообразие сайтов и образовательных платформ, готовых предоставить качественные продукты, многие учителя сторонятся технологических нововведений. Это может быть связано с определенными причинами. Одна из них - наличие недостаточных навыков и знаний в работе с информационными технологиями. Другая причина связана с тем, что организация работы в онлайн-режиме или с использованием новых приложений требует большого количества времени для подготовки. Следующая проблема кроется в недоверии к технологиям, так как они могут выйти из строя. Все вышеперечисленные проблемы вызывают беспокойство у педагогов и часто даже у самих учеников. Однако перевод школ на дистанционное обучение показал, что за технологиями стоит будущее образовательной системы. В связи с этим, развитие ИКТ-компетенций сейчас является важнейшей задачей для всех участников образовательного процесса.

При планировании современного урока с использованием технологий, перед учителем встает важный вопрос: как выбрать наиболее эффективную технологию при наличии сотен или даже тысяч образовательных продуктов в сети Интернет. Итак, учителю необходимо проанализировать выбранный сайт, платформу или приложение, согласно следующим пунктам. Сначала необходимо определить, способна ли данная технология (сайт или платформа) помочь в достижении учебной цели. Необходимо помнить, что первоочередной задачей является постановка цели обучения и только потом выбор технологии. К сожалению, иногда можно наблюдать, как педагоги сначала выбирают технологию и только после этого определяют цель урока. Технология не должна являться центром внимания в учебной деятельности, это лишь средство для достижения цели и поставленных задач. Следующим шагом необходимо определить, является ли использование технологии платной услугой. Интернет в последнее время является средством для распространения различных платных продуктов с целью извлечения прибыли. Важно заранее проанализировать, какие сайты бесплатны, а какие содержат в себе платный контент. Следующий немаловажный пункт – насколько легко учащимся будет использовать выбранную технологию и ориентироваться в ней. Для этого учителю необходимо заранее самостоятельно зарегистрироваться и опробовать сайт в роли ученика. Важно помнить, что если учащиеся старших классов чаще всего могут без проблем ориентироваться в различных сайтах и платформах, то дети младшего возраста могут испытывать трудности во время работы. В настоящее время создатели образовательных платформ стараются сделать свои продукты настолько легкими в использовании, чтобы ими можно было пользоваться на интуитивном уровне. Однако, данный принцип реализуется далеко не всегда.

Следующая трудность, с которой может столкнуться педагог, это наличие учащихся с разным уровнем ИКТ-компетенций. Американский писатель Марк Пренски (Marc Prensky) ввел в употребление два интересных термина, которые сейчас широко используются в западной педагогике: «цифровой уроженец» (digital native) и «цифровой иммигрант» (digital immigrant). В своей статье «На горизонте» [On the Horizon, 2001] Марк Пренски пишет, что учащиеся делятся на две категории. «Цифровыми уроженцами» считаются учащиеся, с самого рождения окруженные новыми технологиями. Они обладают высоким уровнем ИКТ-компетенций, легко обращаются с технологиями. «Цифровые иммигранты» - это учащиеся, испытывающие трудности в работе с информационными технологиями, так как не сталкивались с их использованием ранее. Обычно такие учащиеся испытывают серьезный стресс, когда от них требуется показать навыки работы с компьютером или интернетом. Одним из решений данной проблемы является работа учащихся в парах. Учитель дает задание, которое предполагает использование определенной технологии и делит учеников на пары, где один из них является «цифровым уроженцем», а другой «цифровым иммигрантом». В данном случае важно заранее распределить роли между учащимися. Так, например, учащийся, плохо разбирающийся в технологиях, должен быть ответственным именно за использование этой технологии. Второй ученик, обладающий хорошим уровнем ИКТ-компетенций должен помогать своему однокласснику в освоении новых навыков.

Как показывает опыт, учащиеся, относящиеся к группе «Цифровых уроженцев», могут использовать технологии не по назначению. Например, не выполнять данное учителем задание, а использовать сеть Интернет в личных целях: для игр или общения в социальных сетях. В таких случаях учителю необходимо заранее обсудить с учащимися правила использования телефонов и планшетов на уроке, чтобы избежать подобных ситуаций и контролировать вовлеченность учащихся в выполнение задания.

Несмотря на определенные трудности, возникающие перед учителем при выборе новых информационных технологий, важно помнить, что их использование способно повысить учебную мотивацию и сделать занятия более творческими и интересными. Технологии открывают новые возможности как для учащихся, так и для педагогов.


Список литературы:

Информационные технологии в образовании. Носкова Т.Н., Бочаров Н.И. - М., 2016. 296 с.

Marc Prensky “On the Horizon”, MCB University Press, Vol. 6, No5, 2001.

Грин Н.В. Интернет как средство обучения [Электронный ресурс]. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31672


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 24.10.20 в 06:01 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезную информацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.