ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ОБУЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
УДК 37.02
Т. В. Орехова
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ
С НИЗКИМ УРОВНЕМ ОБУЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В данной работе делается попытка раскрыть особенности обучения школьников с низким уровнем обученности и неуспевающими школьниками.
Низкий уровень обученности, особенности обучения, методика.
Актуальность исследования особенностей методики обучения в классах с низким уровнем обученности школьников связана со сложностью процесса педагогической работы в современной школе. Такие классы характеризуются пониженной обучаемостью и работоспособностью, хуже реагируют на учебную нагрузку (в отличие от других сверстников). К сожалению, в современных школах выделяют значительные группы неуспевающих школьников. Поэтому перед педагогами школ стоит задача поиска такой методики обучения, которая бы помогала детям осваивать общеобразовательные программы. Рассмотрим некоторые особенности методики обучения и работы в классах с низким уровнем обученности школьников
Во-первых, педагогами должно быть скорректировано содержание учебного материала в сторону понижения уровня сложности школьных дисциплин. Понижение уровня сложности учебных дисциплин достигается за счет отказа от рассмотрения сложных теоретических основ дисциплины с доказательством и снятия вопросов, не усваивающихся большей частью учащихся и не используемых в учебной деятельности школьников и практике. В методике обучении должен присутствовать дифференцированный подход к составлению программ и календарно-тематических планов для классов с низким уровнем обученности школьников.
Во-вторых, методика преподавания учебного материала педагогами должна базироваться на принципах доступности, наглядности, а именно: использование большого количества иллюстративного материала, схем, таблиц, при объяснении сложных понятий и задач. На этих принципах должен формироваться интерес к знаниям и простейшим навыкам самостоятельной учебной деятельности по образцу, схеме, алгоритму и поддерживать связь между полученными знаниями и их закрепление за счет постоянной учебной практики на уроках.
В-третьих, в методике обучения должны измениться позиции ученика и учителя и уроки будут строиться либо на практикумах, либо на занятиях по коллективному творчеству для раскрытия и формирования опыта у учеников, на взаимодействии и сотрудничестве учащихся между собой и учителем. Учитель должен оказывать помощь и поддержку каждому ученику в решении различных жизненных и образовательных задач, передавая им не готовые знания, а средства для преодоления затруднений и для решения поставленных задач.
В-четвертых, учителем должны быть созданы условия – учебная среда, которая обеспечивает психологический комфорт и стимулирует познавательную активность учащихся. Эти условия могут включать в себя доброжелательное отношение к учащимся, стимулирование и взвешенное использование поощрений при решении тех или иных задач, поддержка прогресса в учении в сочетании с необходимыми критическими замечаниями.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные направления работы в классах с низким уровнем обученности школьников:
индивидуальное применение учебных общеобразовательных программ в зависимости от возможностей и способностей школьников;
признание всех возможностей учащихся, проявляющихся в процессе обучении;
исключение напряженной обстановки в учебном процессе;
поощрение активности учащихся в самостоятельной учебной деятельности и констатация даже самых маленьких учебных успехов.
Учитывая все эти особенности и направления работы в обучении школьников с низким уровнем обученности, можно решить проблемы с усвоением учебного материала и повысить уровень успеваемости, что обеспечит усвоение общеобразовательной программы в таких классах.
Научный руководитель – д-р. пед. наук, проф.
Е.В. Андриенко