12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фигурова Наталья Александровна46
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии


Фигурова Наталья Александровна

учитель биологии МБОУ «СШ №6»

города Смоленска


Существует нечто более редкостное, более тонкое,

более незаурядное, чем одаренность.

Это способность признавать одарённость других. 

Элберт Грин Хаббард, американский писатель,

философ, издатель, художник


Нужно отмести ложное представление,

что одарённость – редкое явление.

В.П. Эфроимсон,

советский генетик


Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ученика», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об обучающихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще.

Перед учителями-предметниками остро стоят проблемы выявления и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей, развития логического мышления и креативности, разработка и реализация, организационных мер, направленных на обучение детей в целом, и одаренных детей в частности.

В педагогике «одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Специфика работы с одаренными детьми определяется, прежде всего, особым уровнем их образовательных потребностей. Содержание работы на уроках отличается ориентированностью на большее, по сравнению со стандартом, количеством разнородной информации по данной теме. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся использую творческие задания, занимательные опыты, задачи.
Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады учащихся, практические работы, пр
оектные работы. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Примеры приемов, используемых на уроках.

1. Приемы мотивации

1. Парадоксальные факты.

Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Может быть, А. Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека?

Картофель имеет красивые цветки - белые и фиолетовые. Однако на­секомые их мало посещают. Почему?

2. Создание проблемной ситуации

Оводы ничего не едят, они даже лишены ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами сельскохозяйственных животных?

3. Анализ жизненных ситуаций.

Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина D значи­тельно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?

Давно подмечено: для того чтобы не чихнуть, надо сильно надавить на носовую перегородку над верхней губой или стиснуть зубы. Как объяснить это явление с научной точки зрения?

2. Задания на развитие логического мышления.

1. Нахождение общего, частного, промежуточного понятия.

Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.

Например, «гриб – съедобный гриб – масленок» или «природа – неживая природа – камни».

1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.2. Лесное растение, дуб, дерево.3. Куриные, птицы, глухарь.

2. Расположение понятий от более частных к более общим.

1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.

2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.

3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие.

3. Упражнение «перевод с русского на русский».

Две-три пословицы, «переведенные» на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора.

Пример: 1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах). 2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь). 3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).

3. Задания на развития творческого мышления

Может ли существовать планета счастливых людей, если на ней плохо живется животным. Путешествие в лес каменноугольного периода. Что думает обо мне мое сердце. Путешествие в тайны моего рождения. Портрет курильщика. Придумать и нарисовать или создать на компьютере рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, для владельцев собак в черте города, для посетителей лесопарка, о здоровом образе жизни, против курения. Провести самостоятельно исследование в виде эксперимента по заданному алгоритму.

Мои ученики принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах по биологии и экологии и часто становятся призерами. Я наблюдаю положительную динамику заинтересованности учащихся в повышении «качества знаний».

На каждом уроке стараюсь активизировать самостоятельную и познавательную деятельность обучающихся, ориентировать их на получение знаний на частично-поисковом и творческом уровнях. Акцентирую внимание учащихся на теоретическую важность и практическую значимость изучаемого материала, делаю упор именно на практическую часть.

Рекомендации для учителей при работе с одарёнными детьми:

1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

2. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

3. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

5. На уроках  активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

6. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

12. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

13. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

14. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

15. Экспериментируйте на уроке.

16. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: Методическое пособие / Ю.Д. Бабаева; Под ред. Панова В.И.– М.: Молодая гвардия, 1997. - 278 с.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.

3.. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/ А. В. Хуторской. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 320с.

4.Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.